Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 2
1. Теоретические основы рода имен существительных 6
1.1 Основы термины и содержание грамматической категории существительного 6
1.2 Семантика категории рода 10
2. Анализ способов образования имен существительных женского рода от соотносительных форм существительных мужского рода 13
2.1 Общая характеристика колебаний в роде имен существительных 13
2.2 Род названий лиц женского пола по профессии, должности 15
2.3 Род несклоняемых существительных 17
Заключение 22
Библиографический список 24
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что теория грамматических форм и языковых категорий тесно связана с языком, речью и словами. Язык - это непрерывный поток лингвистического творчества, заключенный в определенном коллективном контексте. В языке все взаимосвязано и условно. Контекст языкового ансамбля служит семантическим фоном речевой реализации.
Род существительных - это первая категория, данная в учебниках русского языка для начальной школы. Это не случайно, так как категория рода вместе с окончаниями определяют, что существительное отнесено к определенному типу склонения. Во-вторых, категории рода играют важную роль в структуре предложения (по роду все слова, которые зависят от него и находятся в единственном числе, согласуются с существительными).
Род существительных изучается во втором классе. По очевидным причинам учебники содержат информацию только о трех основных группах существительных: мужских, женских и средних.
Проблема исследования. Категория рода, несмотря на ее очевидную пустоту, является одним из самых сложных предметов для изучения, и в то же время она очень важна в овладении практическим применением языка. Ошибка определения рода имен существительных - одна из самых очевидных и распространенных ошибок, особенно на начальном этапе обучения.
С одной стороны, сложность этой проблемы заключается в том, что те, кто владеет русским языком, продолжают сталкиваться с резкими различиями в роде имен существительных. Во-вторых, вопрос о родовых категориях в русском языке по-прежнему ясен. Кроме того, это часто становится темой споров среди многих ученых.
Грамматические категории рода привлекали внимание исследователей в различных областях гуманитарных наук с древних времен. Исследования по этому вопросу породили различные версии и теории, и каждая из них нашли своих сторонников. Вопрос об определении грамматической категории рода, пожалуй, является одним из самых спорных вопросов.
Род считается субстантивной категорией, то есть упрощается до теории субстантивной категории, которая также появляется на основе семантики. Это направление позже было использовано О. Семерени. Он определил род как специфическую характеристику существительных, в соответствии с которой существительные зависят от слов, чтобы принимать различные формы.
Категория рода существительных - это лексико-грамматическая категория, представляющая способность существительных сочетаться с определенными формами слов, принадлежащих к определителю грамматической категории. Грамматическое значение рода в существительных относится ко всем морфемам слова. Существительные не меняют род.
Объект исследования: категории рода имен существительных.
Предмет исследования: способы образования имен существительных женского рода от соотносительных форм существительных мужского рода.
Цель исследования: проанализировать существующие к настоящему времени способы образования имен существительных женского рода от соотносительных форм существительных мужского рода.
Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть основы термины и содержание грамматической категории существительного;
2. Изучить семантику категории рода;
3. Раскрыть общую характеристику колебаний в роде имен существительных;
4. Изучить род названий лиц женского пола по профессии, должности;
5. Проанализировать род несклоняемых существительных.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано на семинарах в учебных заведениях по предметам «Русский язык».
Методологическая основа исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база исследования.
Первая глава теоретического характера и в ней исследованы теоретические аспекты рода имен существительных.
Вторая глава носит аналитический характер и в ней проведен анализ способов образования имен существительных женского рода от соотносительных форм существительных мужского рода.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
Список использованных источников содержит 20 наименований.
1. Теоретические основы рода имен существительных
1.1 Основы термины и содержание грамматической категории существительного
Грамматические категории рода привлекали внимание исследователей в различных областях гуманитарных наук с древних времен. Исследования по этому вопросу породили различные версии и теории, и каждая из них нашли своих сторонников. Вопрос об определении грамматической категории рода, пожалуй, является одним из самых спорных вопросов. В изучении грамматических родовых диахронических вопросов выделяются два основных направления, одно из которых связано с А. Мейе, другое связано с А. А. Потебни.
Гипотеза А. Мейе является развитием традиционных методов, суть которых заключается в том, что род считается
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Андрюшина, Н.П., Козлова ,Т.В. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень / Н. П. Андрюшина. - СПб.: Златоуст, 2019. - 80 с.
2. Андрюшина, Н.П. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. / Н. П. Андрюшина. - СПб.: Златоуст, 2019. - 116 с.
36. Андрюшина, Н.П., Битехтина, Г.А. Лексический минимум по русскому языку как иностранному / Н. П. Андрюшина. - СПб.: Златоуст, 2019. - 200 с.
4.Апресян, Ю.Д. Зализняк, А.А. Грамматика современного русского литературного языка / Ю. Д. Апресян. – М.: Вита, 2021. - 380 с.
5. Баранов, М.Т. Русский язык: справ. материалы: учеб.пособие для учащихся / М.Т.Баранов. – М.: Просвещение, 2021. – 288 с.
6.Галаева, О. Справочник школьника по русскому языку / О. Галаева. – М.:Наука, 2016. -158 с.
7. Галкин, Е.М. Современный русский язык / Е. М. Галкин. – М.: Наука, 2020. – 400 с.
8. Голев, Н.Д. Морфологическая сущность существительных так называемого общего рода // Виноградовские чтения: материалы межвуз. науч. конф. - 2021. - С. 107-108.
9. Горбацкая, О.Ю. Отражение гендерно-родовых отношений в системе языка и метаязы-ковом сознании носителей языка / О. Ю. Горбацкая. - Кемерово, 2019. - 229 с.
10. Дубинская, Е.В., Орлова, Т.К. Русский язык будущему инженеру: Учебник по научному стилю речи для иностранных граждан / Е. В. дубинская. - М.: Флинта: Наука, 2018. - 400 с.
11. Иванова, Е.В. Категория имени существительного в родных языках иностранных студентов подготовительного факультета. // Профессионально-направленное обучение русскому языку иностранных граждан. - 2018. - С. 184-187.
12. Касарова, В.Г., Кременецкая, Л.С. Организация целенаправленной работы над речевыми ошибками иностранных учащихся. // Международное образование и сотрудничество : сб. материалов V Международной научно-практической конференции «Профессионально направленное обучение русскому языку иностранных граждан» - 2021. - С. 214-218.
13.Касаткин, Л.Л. Русский язык: учеб.для студ. высш. пед. учеб.заведений /Л.Л.Касаткин. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 768 с.
14. Кременецкая, Л.С. Использование входного тестирования и тестирования на выходе для определения уровня лингвистических способностей и контроля развития уровня памяти иностранных студентов. // Международное образование и сотрудничество. - 2017. - С.62-70.
15. Никишина, Ю.В. К вопросу об обучении русскому языку вьетнамских учащихся во Вьетнамо-Российском технологическом университете. // Сборник научных трудов «Международное образование и сотрудничество». - 2018. - С. 252-255.
16. Павлова, И. Б. Оценочность существительных общего рода и средства ее выражения // Русская филология. - 2020. - № 5. - С. 52-58.
17. Ременцов, А.Н., Иванова, Е.В. К вопросу интенсификации процесса обучения иностранных учащихся путём активизации их учебно-познавательной деятельности // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2019. - № 7. - С. 57-59.
18. Розенталь, Д.Э. Теленкова, М.А. Справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь. – М. : Наука, 2019. - 260 с.
19. Сахарный, Л.В. Человек и текст: две грамматики // Человек. Текст. Культура. - 2019. - С. 7-59.
20. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М.: Нова, 2019. - 928 с.