Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Контрольная функция присуща всем органам государственной власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции, закрепленной за ними Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Федерации, федеральными законами, уставами муниципальных предприятий, что предполагает их автономия в реализации этой функции и специфические для каждого из них формы ее осуществления. Местное самоуправление как форма осуществления народом своей власти, то есть самостоятельное решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, не может быть достигнуто без осуществления различных форм контроля.
Государственный контроль лишь недавно стал предметом пристального изучения в отечественной научной и политической практике, хотя он существует в Российской Федерации и других странах давно, на протяжении веков. Государственный контроль в первую очередь основывается на Конституции Российской Федерации, а его основное направление и принципы работы определяются исходя из его содержания. Понятие «государственный контроль» объединяет фактический государственный контроль и государственный надзор с учетом специфических характеристик государственного контроля, таких как содержание, масштаб, права на осуществление, последовательность, технологичность и постоянство. Контролируемый объект может иметь негативные последствия.
Проблема контроля управления в органах местного публичного управления находятся в центре внимания отечественных исследователей, таких, как Атаманчук В. Г., Иванов В. В., Коробова А. Н., Шумянкова Н. В. и другие. Но их исследования, в значительной степени, анализирует процессы на уровне страны или региона. Однако, практика конкретных органов местного публичного управления, на основе общих теоретических принципов мониторинга, управления и частные принципы контроля выполнения управленческих решений, однако, носит индивидуальный характер и является важной и многогранной проблемой.
Объектом исследования в данной работе является контролирующий органы.
Предметом исследования выступает организация контроля органов государственного управления.
Цель работы – рассмотреть органы государственного контроля, их место и роль в системе государственного управления.
Для достижения поставленной в работе цели, необходимо решить следующие задачи:
исследовать понятие и сущность контроля за деятельностью органов государственного управления;
раскрыть характеристику общих принципов контроля по России;
привести правовые аспекты контроля за деятельностью органов государственного управления в республике Карелия и г. Санкт-Петербург;
рассмотреть административный контроль за деятельностью органов государственного управления в республике Карелия и г. Санкт-Петербург;
выявить проблемы организации государственного финансового контроля;
рассмотреть эффективность результатов деятельности комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга.
В работе будет использована литература таких авторов как: Н.П. Губин, З. Л. Дзакоев, Н. Р. Хачатурян, М. А. Дзина, С. Г. Еремин, Р.Р. Зарипова и др.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ, ИХ МЕСТО И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и сущность контроля за деятельностью органов государственного управления
В настоящее время вопросу государственного контроля, его правовой сущности и реализации в определенной сфере деятельности уделяется значительное внимание со стороны теоретиков права и сотрудников правоохранительных органов.
В научной литературе по административной, конституционной, государственно-правовой теории вопрос государственного контроля освещается по-разному. В некоторых случаях автор рассматривал систему государственного контроля настолько широко, насколько это было возможно, включая практически любую контрольную деятельность государственных учреждений. В других случаях сфера государственного контроля довольно узка, в основном сводясь к контролю административных органов .
Прежде всего, государственный контроль следует понимать в широком смысле, поскольку он присущ всем органам государственной власти, но следует отметить, что, принимая во внимание принцип разделения властей, каждое ведомство правительства обладает контролем в определенной сфере правоотношений. Однако нельзя однозначно говорить об ошибках ученых, рассматривающих государственный контроль в узком смысле, поскольку в какой-то степени контроль административной власти является наиболее распространенным видом государственного контроля, если не единственным. Трудность понимания правовых границ государственного контроля в основном связана с определением его понятий, которые в теории довольно расплывчаты. Прежде чем определить правовую природу государственного контроля, давайте рассмотрим понятие «контроль». Толковый словарь С.И. Ожегова определяет контроль как верификацию и непрерывный мониторинг для достижения верификации и надзора .
А.В. Петров, А.Е. Епифанов связывают контроль с процессом административного воздействия, сдерживания, ограничения или проверки чего-либо или кого-либо. В.В. Дьяконов определяет контроль как коррекцию поведения и сдерживание контролирующего субъекта от совершения преступления.
О.Ф. Савенко считает, что контроль - это деятельность в форме выявления отклонений между процессом управления и нормативной средой. Из этих определений можно сделать вывод, что контроль - это всегда определенная деятельность контролирующего субъекта, направленная на предотвращение нарушения контролируемым объектом различных регулирующих средств и предписаний, включая инспекцию, непрерывный мониторинг и другие формы.
При определении правового содержания государственного контроля в теории возникают вопросы о его взаимосвязи с понятием «государственный надзор». В большинстве случаев авторы, изучающие этот вопрос, пытаются разграничить эти понятия. В.В. Алексеев, З.В. Вдовенко понимает деятельность специально уполномоченных субъектов, находящихся под контролем государства, и его должностные лица осуществляют мониторинг контролируемых объектов, чтобы определить отклонение их функций от заданных параметров.
По мнению этих авторов, государственный надзор включает в себя деятельность специально уполномоченных субъектов, а их должностные лица осуществляют мониторинг неподконтрольных им объектов с целью выявления нарушений действующего законодательства .
Различие между государственным контролем и надзором, предложенное Вдовенко, заключается в следующем: органы государственного контроля обладают более широкими полномочиями, чем надзорные органы, поскольку в отличие от контроля за законностью как основной деятельности надзорных органов, их полномочия включают как контроль за законностью, так и контроль за эффективностью деятельности; контроль осуществляется в рамках строго определен объем, и надзор осуществляется в пределах неограниченного круга юридических и физических лиц; различия в перечне субъектов и методах контроля и надзора. О.Ю. Бакаева и Я.В. Мильшиной близка к позиции вышеупомянутого автора. Согласно этой позиции, государственный контроль понимается как обеспечение государственной дисциплины контролируемого объекта с точки зрения законности и целесообразности и под государственным надзором.–
В отличие от этих авторов, В.И. Лисеенко изучал развитие государственного контроля и надзора в современной России, он не проводил различия между этими понятиями, а использовал термины «контрольно-надзорный орган» и «Система государственного контроля и надзора».
Д.А. Осипов и В.M.Большакова проводит различие между государственным контролем и надзором в зависимости от частоты контрольных (надзорных) мероприятий. Они считают, что контроль осуществляется регулярно (разово в течение определенного периода времени), а надзор носит систематический характер (в основном постоянный) .
В остальном эти авторы не видели никаких принципиальных различий между этими понятиями. M.A.Лапина отметила, что государственный (административный) надзор - это особый вид государственного контроля с некоторыми характеристиками: мониторинг и предупреждение преступности.
Д.Н. Бахрах также придерживается аналогичного мнения. Он считает, что надзор - это сокращенный контроль. В течение этого периода проверяется только законность деятельности, а не временная мера, подобная контролю. В.В. Чуманова полностью согласна с Д.Н. Бахрак, он также считает, что надзор является неотъемлемой частью деятельности государственного контроля.
Поэтому возникает вопрос. Если контроль включает в себя проверку законности и целесообразности деятельности контролируемого объекта, в то время как надзор проверяет только законность деятельности, разве надзор не является разновидностью контроля? Я думаю, что ответ на этот вопрос должен быть утвердительным. Государственный контроль в рамках данной статьи будет определяться как более широкое понятие государственного надзора, которое является частью государственного контроля. Недопустимо относиться к этим понятиям как к совершенно разным категориям. Следует также сказать, что современное законодательство не делает большой разницы между понятиями «контроль» и «надзор».
Так, единственным законом, в котором есть определение указанных понятий, является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» .
Государственный контроль (надзор) включает в себя:
- Деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и главных административных органов Российской Федерации, включая предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, путем организации и проведения проверок, требований, предусмотренных законом, мер по предотвращению нарушений обязательных требований, мер контроля, принимаемых без взаимодействие с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также принятие предусмотренных законом мер по предотвращению и/или устранению последствий выявленных нарушений,
- И деятельность по систематическому мониторингу выполнения обязательных требований, анализу и прогнозированию выполнения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
По определению, муниципальный контроль также включает инспекцию, но соответствует требованиям муниципальных законов и подзаконных актов, а также требованиям федеральных законов и законов субъектов, если соответствующие виды контроля связаны с вопросами местного значения. Муниципальный контроль также включает в себя «организацию и осуществление мер по предотвращению нарушений этих требований, а также контрольные мероприятия без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями».»Из определения ясно, что государственный надзор (контроль) также различается принятием предусмотренных законом мер по пресечению и/или устранению последствий выявленных нарушений, а также наблюдением, анализом и прогнозированием. Принимая меры против нарушений, государственный контроль является более широким и включает также аналитическую деятельность, поэтому используется термин надзор (контроль). А муниципальный контроль связан с очными или неинтерактивными проверками.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (текущая редакция) // КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // КонсультантПлюс
4. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // КонсультантПлюс
5. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // КонсультантПлюс
6. Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // КонсультантПлюс
7. Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 N 248-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс
8. Аврамчикова, Н.Т. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для вузов / Н.Т. Аврамчикова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 174 с.
9. Багян, Г.А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г.А. Багян, В.И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
10. Байнова, М.С. Система государственного и муниципального управления: учебник / М.С. Байнова, Н.В. Медведева, Ю.С. Рязанцева. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 362 с. : ил., табл. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=572459 (дата обращения: 15.12.2022).
11. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов / А.Г. Барабашев, А.В. Климова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
12. Большаков, С.Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С.Н. Большаков, О.Л. Ким, М.И. Чекалев // Экономика и политика. – 2020. – № 1(15). – С. 16-22.
13. Борщевский, Г.А. Государственно-частное партнерство : учебник и практикум для вузов / Г.А. Борщевский. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 412 с.
14. Борщевский, Г.А. Институт государственной службы в политической системе российского общества: монография / Г.А. Борщевский. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
15. Васильева, В.М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для вузов / В.М. Васильева, Е.А. Колеснева, И.А. Иншаков. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
16. Восколович, Н.А. Экономика, организация и управление общественным сектором: учебник и практикум для вузов / Н.А. Восколович, Е.Н. Жильцов, С.Д. Еникеева; под общей редакцией Н.А. Восколович. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 324 с.
17. Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю.В. Гимазова; под общей редакцией Н.А. Омельченко. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
18. Государственная и муниципальная служба: учебник для вузов / Е.В. Охотский [и др.]; под общей редакцией Е.В. Охотского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 409 с.
19. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы: учебник для вузов / Л. В. Сморгунов [и др.]; под редакцией Л.В. Сморгунова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 395 с.
20. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт: учебник для вузов / А.П. Альгин [и др.]; под редакцией Л.В. Сморгунова. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 484 с.
21. Государственное антикризисное управление: учебник для вузов / Е.В. Охотский [и др.]; под общей редакцией Е.В. Охотского. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 371 с.
22. Государственное и муниципальное управление: учебник / под ред. Н.И. Захарова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
23. Государственное и муниципальное управление: учебник и практикум для вузов / С.Е. Прокофьев [и др.]; под редакцией С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина, Н.Н. Мусиновой. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 608 с.
24. Дзакоев, З.Л. Опыт проектного управления в муниципальном образовании / З.Л. Дзакоев, Н.Р. Хачатурян // Матрица научного познания. – 2020. – № 3. – С. 15-21.
25. Дзина, М.А. Совершенствование механизма управления муниципальным образованием / М.А. Дзина // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 1(114). – С. 512-517.
26. Еремин, С.Г. Управление государственными и муниципальными закупками: учебник и практикум для вузов / С.Г. Еремин, А.И. Галкин; под редакцией С.Е. Прокофьева. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 405 с.
27. Зелинская, М.В. Проблемы модернизации инструментов государственного и муниципального управления / М.В. Зелинская // Проблемы развития современного общества: сборник научных статей 5-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 23–24 января 2020 года / под редакцией: Кузьминой В.М. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. – С. 240-243.
28. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 383 с.
29. Иншакова, Е. Г. Электронное правительство в публичном управлении: монография / Е.Г. Иншакова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 139 с.
30. Кнутов, А.В. Управление государственными и муниципальными закупками и контрактами: учебник и практикум для вузов / А.В. Кнутов. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 316 с.
31. Козлова, Л.С. Административные регламенты: учебное пособие для вузов / Л.С. Козлова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 415 с.
32. Купряшин, Г.Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Г.Л. Купряшин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 574 с.
33. Орешин, В.П. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В.П. Орешин. – 2-е изд. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2019. – 178 с.
34. Осейчук, В.И. Теория государственного управления: учебник и практикум для вузов / В.И. Осейчук. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 342 с.
35. Основы государственного и муниципального управления (Public Administration): учебник и практикум для вузов / Г.А. Меньшикова [и др.]; под редакцией Г.А. Меньшиковой, Н.А. Пруеля. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 340 с.
36. Основы государственного и муниципального управления. Агенты и технологии принятия политических решений: учебник и практикум для вузов / Г.А. Меньшикова [и др.]; под редакцией Г.А. Меньшиковой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 387 с.
37. Охотский, Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / Е.В. Охотский. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 299 с.
38. Охотский, Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / Е.В. Охотский. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 367 с.
39. Петров, А.В. Юридическая природа государственного контроля и надзора / А.В. Петров. А.Е. Епифанов // Журнал российского права. - 2013. - № 7. – С. 36-49.
40. Шохин, С.О. Перспективные направления развития государственного финансового контроля / С.О.Шохин // Финансовое право. - 2020. - №4. - С. 26–28.
41. Администрация Санкт-Петербурга. – Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/ (дата обращения: 15.12.2022).
42. Анализ осуществления ГАБС РК внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. – Режим доступа: http://minfin.karelia.ru/analiz-osucshestvlenija-gabs-rk-vnutrennego-finansovogo-kontrolja-i-vnutrennego-finansovogo-audita/ (дата обращения: 15.12.2022).
43. Бойков, В.Э. Государственная служба. Взгляд изнутри и извне / В.Э. Бойков // Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/295/829/1219/ 009.BOIKOV.pdf (дата обращения: 15.12.2022).
44. Государственное и муниципальное управление в 2 ч. Часть 1. Государственное управление : учебник и практикум для академического бакалавриата / С.Е. Прокофьев [и др.]; под редакцией С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина, Н.Н. Мусиновой. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 276 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/432915 (дата обращения: 15.12.2022).
45. Комитет государственного финансового контроля Санкт‑Петербурга. – Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/fin _kontrol/statistic/budget_using/ (дата обращения: 15.12.2022).