Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время такие понятия, как мировая финансовая система и международные финансовые отношения, финансовый рынок и кредитные отношения, гражданское и коммерческое финансирование, государственные «публичные» финансы, приобретают все большее значение. Финансовая системы связана со сферой непосредственного денежного обращения на стадии формирования и применения фондов, направленных на решение задач управления государством, преимущественно, бюджетными фондами. Также финансовая система выражает взаимоотношения физических и юридических лиц.
Актуальность темы исследования заключается в том, что с экономической точки зрения финансовая система является самым важным элементом макроэкономической политики государства, так как именно она обеспечивает активное накопление денежных ресурсов, а также несет огромную ответственность за их эффективное распределение.
Предметом работы выступает финансовая система РФ.
Цель работы – провести комплексный анализ финансовой системы России.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Для раскрытия темы были использованы статистические данные Министерства финансов и Счетной Палаты РФ, портал государственной статистики.
1.Теоретические основы построения финансовой системы страны
1.1.Понятие и основные функции финансов
Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающая в процессе создания, а также использования фондов (централизованных или децентрализованных) денежных средств, используемых для нужд государства и обеспечения условий для расширения производства. Возникновение финансов связывают с наличием такого условия, как регулярный товарно-денежный обмен и потребность государства в привлечении дополнительных ресурсов. Не существует одного верного определения, закрепленного в нормативных документах, однако, есть несколько определений понятия «финансы», единых в одном: финансы связаны с образованием, распределением и использованием денежных фондов и целью их существования является выполнение функций и задач государства. Однако, узнать, что такое финансы, можно из таких публичных нормативных источников, как: Гражданский, Налоговый, Семейный, Трудовой, Бюджетный кодексы [2].
Если же мы рассмотрим значение финансов с бытовой точки зрения, то в первую очередь этим понятием называются деньги – не только наличные, используемые в российском обществе особенно часто при оплате покупок в магазинах, но также безналичные (на банковских счетах, в виде ценных бумаг). Сам термин «финансы», перешел в русский язык из французского. Он имеет дословный перевод как «денежные средства». И хотя многие определения сформированы вокруг понятия «деньги», сами финансы могут включать в себя другие активы, в том числе: предприятия, недвижимость, автомобильный транспорт, драгоценные камни или металлы.
Говоря о финансах с широкой точки зрения, следует учитывать такие компоненты, как мировая финансовая система и международные финансовые отношения, финансовый рынок и кредитные отношения, гражданское и коммерческое финансирование, государственные «публичные» финансы и т.д. Более узкий смысл понятия перемещается в сферу непосредственного денежного обращения на стадии формирования и применения фондов, направленных на решение задач управления государством, преимущественно, бюджетными фондами. Также финансовая система выражает взаимоотношения физических и юридических лиц.
Финансы по своей роли в общественном производстве, можно разделить на [5, c.87]:
• Общественные
• Финансы хозяйственного субъекта.
При этом каждое звено имеет собственный аппарат, но, в целом, это части единой финансовой системы. Роль финансов стала особенно заметной в капиталистическую эпоху, когда финансовое положение предприятия определяет его место в рыночной структуре, конкурентоспособность, перспективы развития. Когда мы говорим о потребностях экономики, то прежде всего делаем акцент на следующих моментах:
1. Обеспечение потребностей более широкого производства – покрытие затрат, привлечение собственного или заемного капитала
2. Регулирование при помощи финансов процессов экономических и социальных – финансирование может значительно увеличить темпы развития, в то время как недостаток обеспеченности финансовыми ресурсами – тормозит или приостанавливает прогресс
3. Стимулирование финансами рационального использования всех видов экономических ресурсов возможно осуществить несколькими способами: эффективным вложением финансовых ресурсов, бюджетным стимулирование определенных секторов экономики, использованием санкций в виде штрафов, пеней и т.д., созданием фондов материального поощрения.
А теперь обсудим саму сущность финансов. Прежде всего, стоит запомнить, что в отличие от других экономических отношений, финансовые имеют ряд особенностей, а именно [10, c.113]:
• связаны с деньгами, одной из их целью является распределение денежных средств,
• связаны с созданием фондов государственных и хозяйствующих субъектов.
Формирование фондов в данном случае происходит на двух уровнях: микро и макро. На макроуровень выходят такие субъекты финансовых отношений, как государственный бюджет, гос. внебюджетные фонды, гос. фонды страхования, определяющие характер денежного обращения между государством и юридическими или физическими лицами. На микроуровне финансовые отношения представлены фондами, формируемыми из собственных, заемных или привлеченных средств. При этом, все виды представленных средств имеют свое собственное деление. Собственные средства предприятия состоят из уставного, резервного и добавочного капиталов, нераспределенной прибыли. Также включают фонды разного типа: накопления, потребления и социальной сферы. Заемные средства представляют совокупность, собственно, займов и кредитных средств, в то время, как привлеченные средства не что иное, как кредиторская задолженность организации. Анализируя денежное обращение на микроуровне, можно утверждать, что это отношения между поставщиками и потребителями, предприятием и его структурными подразделениями, фирмой и кредитно-банковской системой.
Таким образом, финансы – это отношения, возникающие при:
• Формировании и использовании денежных средств из централизованных государственных фондов
• Распределении денежных средств в обществе при участии государственного бюджета, местных бюджетов (в том числе в виде субсидий) и внебюджетных фондов
• Формировании и распределении средств в фондах предприятий.
Таким образом, говоря о финансовой системе, не стоит забывать о ее тесной взаимосвязи с кредитной и денежной системами страны. Высокая степень развития данных систем способствует более эффективному распределению общественного богатства.
1.2.Структура финансовой системы РФ
Рассмотрим устройство финансовой системы Российской Федерации. В первую очередь, уточним ее составляющие элементы, в качестве которых выступают финансы государственные, местные и собственно, те, которыми владеют юридические и физические лица. Последний вид (финансы юридических и физических лиц) есть нечто иное, как совокупность экономических отношений, направленная на обеспечение процесса расширенного воспроизводства, и связанная с формированием и использованием денежных средств компаний, индивидуальных предпринимателей, частных лиц.
Финансы юридических лиц (корпоративные) образуются двумя составляющими: финансами коммерческих организаций и финансами НКО, а финансы физических лиц ко всему прочему включают в себя также финансы лиц, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (т.е. без образования ИП, ООО и т.д.)
Для нас большие интерес будут представлять государственные финансы, поскольку они имеют более крупную дальнейшую градацию. Отличительная черта данного типа финансов – участие в процессах создания и перераспределения денежных средств в централизованные фонды, целью которых является обеспечение гарантий возможности выполнения государством своих функций. Государственные финансы – это, прежде всего, государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды.