Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ первоисточников о проблеме развития познавательной активности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 6
1.1 Характеристика понятий «познавательная активность», «развитие познавательной активности», «познавательная активность детей дошкольного возраста» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Возрастные особенности развития познавательной активности у детей в старшем дошкольном возрасте 10
1.3 Психолого-педагогические условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 14
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития познавательной активности у детей в старшем дошкольном возрасте 22
2.1. Подбор методик и организация исследования 22
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 25
Заключение 30
Список литературы 33
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном дошкольном образовании проблема развития познавательной активности у дошкольников является одной из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно только благодаря его активности, что способствует формированию самостоятельности и инициативы.
В научной литературе понятие «познавательная активность» встречается в разных трактовках и контекстах. Каждый автор по-своему описывает структуру познавательной деятельности. Однако определение познавательной активности дошкольников является более характерной чертой, которая определяет ее как черту личности, проявляющуюся в отношении к познавательной деятельности, которая включает в себя социальный опыт ребенка, формы деятельности, приобретенные человечеством, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на поиск проявления в познавательной активности [8].
Известный, ведущий специалист в области психического воспитания дошкольников Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе необходимо дать детям ключ к познанию реальности, а не стремиться к всестороннему накоплению знаний, как в традиционной системе психического воспитания [14].
Современное общество, государство предъявляет к образованию принципиально новые требования. Главным результатом образования «должно стать его соответствие целям опережающего развития». Стремительно меняющаяся жизнь, реформирование системы образования заставляет педагогов пересматривать роль и значение современных образовательных средств (методов, приемов, технологий) в практике дошкольного образования.
Таким образом, в настоящее время существует противоречие между объективной необходимостью развития познавательной активности детей дошкольного возраста в контексте требований государства и недостаточным опытом развития педагогических условий, направленных на развитие познавательной активности дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Возникшие противоречие определило проблему: найти наиболее эффективные способы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Степень разработанности темы исследования. Проблемой развития познавательной активности у дошкольников в разное время занимались и широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев и в педагогической литературе Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова.
Когнитивные ценности формируются у ребенка исключительно под влиянием познавательной деятельности, которая проявляется в его самостоятельном желании «исследовать» мир посредством собственного опыта, трансформации. Познавательная деятельность формируется исключительно педагогом при деятельностном подходе к обучению в соответствии с личностно -ориентированными, культурно- ориентированными, деятельностными принципами построения образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении [4].
Педагоги и психологи доказали, что для развития познавательной активности необходима организация содержательной, интересной, мотивированной и развивающей практической деятельности.
Объект исследования - познавательная активность у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития [Текст] / М. Р. Битянова.- М: Просвещение, 2007. - 125 с.
2. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада: пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] / А.И. Васильева. Л.А. Бахтурина, И.И. Кобитина. - М.: Просвещение, 2000. - 321 с.
3. Волосовец Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Т.В. Волосовец, ОН. Сазонова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 232с.
4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский.: СПб, 1997. – 224 с
5. Годовикова Д.Б. Общение со взрослыми и познавательная активность детей. Психология дошкольника. Хрестоматия [Текст] / Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 384 с.
6. Голицина B. C. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / B. C. Голицина. - М.: Скрипторий, 2005. - 80 с.
7. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников [Текст] / В. Б. Голицын, Е. И. Щербакова // Советская педагогика. 1991. №3. - С. 43-48.
8. Диагностика умственного развития дошкольников [Текст] / Под. ред. Л.А.Венгера, В.В. Холмовской. - М.: 2008.
9. Денисенкова Н.С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Текст / Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова // Региональная научно-практическая конференция. Москва – Бирск, 2004.
10. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного [Текст] / В.Н. Зимонина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 304 с.
11. Козлова О.А. Современные технологии познавательной активности дошкольников [Электронный ресурс] / О.А. Козлова, М.З. Малдабаева // Новые информационные технологии в науке: в сборнике статей. – 2017. – С. 106-110. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=31777957 (дата обращения 16.12.2022).
12. Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности [Текст] / Е. В. Коротаева // Народное образование, 1995. - с. 156-159.
13. Лащенко И.А. Образовательная среда дошкольной образовательной организации как условие формирования познавательного интереса у старших дошкольников [Электронный ресурс] / И.А. Лащенко // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогические науки. Образование. – 2021. - №4. – С. 71-77. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49406686 (дата обращения 18.12.2022).
14. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. Текст /М.И. Лисина // Вопросы психологии. - 2012. - № 8, - С. 21.
15. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. - М., 1997. - с.96–97.
16. Михайлова В.Г. Развитие познавательной активности старших дошкольников по стандартам Worldskills [Электронный ресурс] / В.Г. Михайлова, С.О. Грунина // Дошкольное детство: теория, методика, практика: в сборнике статей. – 2020. – С. 97-101. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43129802 (дата обарщения 16.12.2022).
17. Новоселова С.Н. Развивающая предметная среда [Текст] / С.Н. Новоселова. - М.: Феникс, 2005. - 172 с.
18. Поддьяков Н.Н. К проблеме познавательного развития детей дошкольного возраста. [Текст] / Н. Н. Поддьяков// Современные проблемы дошкольного образования: Материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-лет. со дня рожд. А.В.Кенеман. М.: МПГУ, 1996. - С. 9-14.
19. Сергеева О.А. Система педагогического сопровождения эмоционально-чувственной сферы старшеклассников. Дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. Наук [Текст] / О. А. Сергеева. - М., 2013. - 310 с.
20. Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения.: дис. канд. пед. наук [Текст] / Ж. Н. Тельнова. - Омск, 2007.
21. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. [Текст] /Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. – 160 с.