Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В современной образовательной среде необходимым условием качественного обновления системы является умножение интеллектуального потенциала общества. Решение данной задачи непосредственно зависит от структуры и содержания образовательного процесса. Современные образовательные программы направлены на передачу субъектам обучения необходимой суммы знаний, умений и компетенций. Умение дошкольниками использовать полученную информацию определяется развитостью у них приёмов мышления. Необходимость и потребность в целенаправленном формировании приёмов мышления детей в процессе изучения некоторых программных областей осознаётся педагогами и специалистами. При этом ещё не закрыт вопрос о действенных формах обучения дошкольников, которые бы позволяли решать проблему развития мышления дошкольников.
Мышление субъектов является высшим познавательным процессом. С помощью мышления обеспечивается усвоение новых знаний. Мышление представляет собой активную форму творческого отражения и преобразования человеком существующей действительности. Мышление позволяет осуществлять как теоретическую деятельность дошкольника, так и практическую.
Цель работы: изучить и теоретически обосновать значимость дидактических игр и упражнений, направленных на развитие логических приемов мышления дошкольников.
Объект исследования: процесс развития логических приемов мышления дошкольников.
Предмет исследования: значимость дидактических игр, направленных на развитие логических приемов мышления дошкольников.
Задачи:
1. Дать характеристику мышления как психическому процессу.
2. Описать особенности развития логических приёмов мышления в старшем дошкольном возрасте.
3. Рассмотреть логические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: Анализ научной и психолого – педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, одна глава, три параграфа, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Параграф 1.1. Характеристика мышления как психического процесса
Французский философ, физик, математик и физиолог Декарт говорил: «Я мыслю, следовательно, я существую». Именно мышление субъекта является высшим познавательным процессом и ведущей функцией головного мозга. В.А. Венгер определял мышление человека как прижизненно формирующуюся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности. Развитие мышления детей необходимо изучать в его отношении к чувственному познанию, к языку и к практике [12].
Мыслительная деятельность дошкольника обеспечивается при действии с предметами и при их восприятии. Исследователи давно занимаются выявлением особенностей развития логических приемов мышления у детей старшего дошкольного возраста. На практике всегда подтверждается, что при развитии мышления дошкольников большую положительную роль оказывают всевозможные комплексы дидактических развивающих игр. Поскольку ведущей деятельностью ребёнка является игра.
Данной проблемой занимались учёные П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, А.И. Леонтьев, Н.Ф. Талызина и др. Информация, которую получает человек из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета. В дальнейшем субъект способен представлять предметы в отсутствие их самих, а также предвидеть их изменение во времени.
Г. Г. Голубев определяет мышление как процесс отражения общих свойств предметов и явлений. Мышление является одним из ведущих процессов деятельности человеческого мозга. При этом существует множество дополнительных аспектов в процессе познания, которые активно способствуют развитию мыслительной деятельности ребёнка. К примеру, чтобы осознать, что железо тверже дерева, необходимо сравнить их между собой. Образцы поведения в разных ситуациях, а также деятельность, нормы общения, герои из художественных произведений подтверждают индивидуальные обобщения и служат надличностным опытом и средством развития мышления.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова. - под ред. Подъякова Н.Н. М.: Просвещение, 2009. – 366 с.
2. Акимова, М.К. Введение в психодиагностику [Текст] / М.К. Акимова: учебное пособие для студентов педагогических заведений // Под ред.К.М. Гуревича. Издательский центр» Академия». 2008. – 215 с.
3. Беженова, М.А. Веселая математика [Текст] / М.А. Беженова. – Донецк, 2007. – 322 с.
4. Бабкина, Н.В. Логические задачи для развития интеллекта младших школьников [Текст] /Н.В. Бабкина. - М.: Школьная пресса, 2006. - 24 с.
5. Баранов, С.П. Развитие логики мышления младших школьников [Текст] / С.П. Баранов, Н.И. Чиркова // Начальная школа. - 2006. -No12. - с. 22-25.
6. Белошистая, А.В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника [Текст] /А.В. Белошистая, В.В. Левитес // Начальная школа + До и после. - 2006. - No9. - с. 15-17.
7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2008. – 213 с.
8. Венгер, Л.А. Домашняя школа мышления [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Знание, 2006. – 198 с.
9. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2009, No 6. – С. 34-39.
10. Давыдова, М.М. Развивающие игры для детей [Текст] / М.М. Давыдова. – М.: Аквариум, 2007. – 123 с.
11. Данилова, В.В. Обучение математике в детском саду [Текст] / В.В. Данилова. – М.: Академия, 2010. – 437с.
12. Еоголева, В.Е. Логическая азбука для детей 4-6 лет [Текст] / В.Е. Еоголева. – СПб.: Детство – пресс, 2000. – 193 с.
13. Иванова, О. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / О. В. Иванова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2013. — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4370/ (дата обращения: 15.12.2022).
14. Карпова, Е.В. Дидактические игры [Текст] / Е.В. Карпова. - Ярославль: Академия развития, 2006. – 180 с.
15. Казанская, В.Г. Педагогическая психология [Текст] / В.Г.Казанская. –СПб.: Питер, 2003. – 323 с.
16. Карандашев, Ю.К. Развитие представлений у детей [Текст] / Ю.К. Карандашев. – Минск, 2010. – 361 с.
17. Киселев, П.А.Как развить память ребенка [Текст] / П.А. Киселев. – М.:Аквариум, 2006. – 205 с.
18. Колесникова, Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет [Текст] / Е.В. Колесникова. – М.: Гном-пресс, 1990. – 304 с.
19. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. – М.: Академия, 2007. – 361 с.
20. Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. [Текст] / Т.Н. Овчинникова - М.: Академический проект. 2000. – 208 с.
21. Останина, Е.Е. Обучение школьников приему классификации [Текст] / Е.Е. Останина // Начальная школа. – 2000. – No4. – С. 52-56.
22. Пасяева, К.З. Развитие внимания и логического мышления [Текст] / К.З. Пасяева // Начальная школа. - 2005. - No7. - С. 38-40.
23. Саидова, З. Х. Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека / З. Х. Саидова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 334-336. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27122/ (дата обращения: 15.12.2022).
24. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников [Текст] / Л.Ф. Тихомирова: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003 г. – 144 с.
25. Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: ТОО «Гринго», 2005. – 240 с.
26. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст] / Е.И. Удальцова. – Минск: Народная Асвета, 2006. – 300 с.
27. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е.И. Щербакова. – М.: Академия, 2005. – 432 с