Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Инфекционные заболевания издавна считались одним из главных врагов человечества. История знает немало примеров разрушительных последствий таких болезней, как чума, холера, сибирская язва, оспа, брюшной тиф, дизентерия, корь, грипп, бешенство, птичий грипп, вирусный гепатит и многие другие. Для решения этой проблемы люди искали разные пути и использовали самые разные методы — от заклинаний и заговоров до дезинфицирующих средств и карантинных мероприятий. Но только с созданием вакцин началась новая эра инфекционного контроля.
Только благодаря вакцине наш иммунитет запоминает характерные признаки страшных болезней, и даже если сталкивается с настоящим живым возбудителем, тут же распознает и уничтожает его. Поскольку инфекционные болезни имеют свойство быстро распространяться и способны к массовому уничтожению человечества, эти болезни представляют особую опасность, которая нередко затрагивает также национальные интересы и имеет негативные социальные и экономические последствия.
Иммунопрофилактика является составной частью общей стратегии и тактики борьбы с инфекционными заболеваниями, она значительно снижает эту опасность, хотя и не устраняет ее полностью. Задачей иммунопрофилактики является не ликвидация инфекционных заболеваний вообще, а предупреждение конкретного инфекционного заболевания на данной территории и в данное время.
Цель: Изучить историю развития вакцинации.
Задачи:
1.Рассмотреть вклад Эдварда Дженнера и Луи Пастера в историю вакцинопрофилактики;
2.Изучить создание вакцин против холеры, чумы и брюшного тифа;
3.Ознакомиться с созданием БЦЖ- вакцины;
4.Рассмотреть последующую хронологию создания вакцин.
Объект: Вакцинация – как метод профилактики инфекционных заболеваний.
Предмет: Исторические аспекты вакцинации.
Методы исследования:
1.Анализ научной литературы.
ГЛАВА 1
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЗДАНИЯ ВАКЦИНЫ
1.1. Вклад Эдварда Дженнера и Луи Пастера в историю вакцинопрофилактики
Термин «вакцина» происходит от французского слова vacca — корова. Он был введен Луи Пастером в честь английского врача Эдварда Дженнера, которого, несомненно, можно считать пионером в области вакцинопрофилактики. В 1796 году, практикуя в деревне, Дженнер заметил, что фермеры, работающие с коровами, зараженными коровьей оспой, не заражаются оспой. Взяв содержимое пузырьков, образовавшихся на пальцах доярок коров, Дженнер поставил инокулят восьмилетнему мальчику и своему сыну. Через полтора месяца он заразил их оспой. Дети не заболели. Этот исторический момент знаменует собой начало вакцинации — прививки с помощью вакцины.
Оспа была распространенным заболеванием в Индии и Китае с древних времен. Любопытно, что оспа, как и корь и скарлатина, была преимущественно детской болезнью, а с начала XIX века в медицинских изданиях называлась «детской оспой». Более того, в древности было установлено, что даже во время страшных эпидемий лишь определенный процент людей заболевал оспой или чумой. Более того, было замечено, что однажды заболевшие гарантированы от повторных болезней.
Из этих наблюдений возник обычай вариоляции (от латинского «оспа» - variola). Вариоляция проводилась в различных формах: здоровым детям вносили оспенный детрит, больным оспой надевали рубашки. Люди, проводившие прививки более цивилизованно — в особых условиях определенной стерильности, — делали неглубокие надрезы на предплечьях, вводя в ранки содержимое папул (везикул — оспы).
Через некоторое время были подведены итоги этой методики вакцинации. Выяснилось, что благодаря этой процедуре резко возросла заболеваемость оспой. Создалась ситуация, которую назвали «оспенной катастрофой 18 века», а вариоляцию отменили.
Дженнер не изобретал вакцину, а усовершенствовал метод, который был известен за 800 лет до Рождества Христова, о чем свидетельствует книга «Санктея Грантам». Да и сам Дженнер не скрывал и постоянно упоминал своих предшественников в своих публикациях: «Впервые я услышал о незаболевании доярок от крестьянки в горной местности Шотландии», цитирует Дженнер профессора Н.П. Гундобин.
Но Дженнер считал, что риск занесения живого инфекционного вещества здоровому человеку, особенно детям, очень высок. Поэтому почти 30 лет он вел к своему «лучшему часу» — к поединку со страшной болезнью. Сам Дженнер относился к вакцинации против коровьей оспы как к серьезной биологической операции, настаивая на том, что «врачи должны быть полностью осведомлены о правильной эволюции коровьей оспы у человека, не упрощая эту хирургическую операцию, строго соблюдая правила асептики».
В конце 19 века (1881 г.) в иммунологии произошло еще одно событие — открытие принципа искусственного создания вакцин. Оно принадлежит французскому химику Луи Пастеру, доказавшему возможность экспериментальной разработки метода ослабления исходных свойств возбудителей инфекционных болезней для последующего получения живых вакцин. Изучая свойства возбудителя куриной холеры, Л. Пастер установил, что при определенной дозе эти бактерии очень быстро убивают кур. Но, однажды, прервав занятия, Пастер отправился отдыхать. Культуру куриной холеры оставляли при комнатной температуре в лаборатории. Вернувшись домой, он продолжил свои исследования с забытой «состарившейся» бактериальной суспензией. Чтобы проверить его активность, он вводил «забытые» бактерии цыплятам. Птицы остались здоровыми и даже не заболели.
Проверяя свежую культуру холеры, Пастер ввёл её чистым курам и тем, которые раньше получили «состарившуюся».
Чистые куры погибли, но предварительно «иммунизированные» забытыми бактериями – выжили. Из этих опытов, путем искусственного ослабления возбудителей инфекционных заболеваний, Пастер получил несколько видов живых вакцин, среди которых — против сибирской язвы, против бешенства.
В 1880 году уже известный ученый Пастер получил «подарок» от ветеринара Пьера Бурреля — двух бешеных собак в металлических клетках — с просьбой изучить болезнь. Вскоре Буррель умер, заразившись бешенством. Эта трагедия побудила Пастера провести исследование.
В лабораторных условиях абсолютно доказано, что заболевание никогда не возникает спонтанно: возбудитель находится либо в слюне, либо в ЦНС. Для культивирования вируса был выбран кролик. Ученый культивировал возбудитель в мозгу кролика, пересаживал болезнетворный материал от одного животного к другому, от мертвого к живому. Наконец, наступил самый ответственный шаг — создание вакцины для предотвращения болезни. Прошли месяцы, годы тяжелой работы. Л. Пастер вместе с Э. Ру, Ш.Шамберланом сутками не выходили из лаборатории. А в 1885 году была получена вакцина.
Неоднократно подтвердив свою идею в экспериментах на животных, Пастер, как и Дженнер, долгое время не решался применять приготовленную вакцину против бешенства на человеке, укушенном больным животным, т.е. может быть уже на больном человеке. В этом случае данный биопрепарат используют в лечебно-профилактических целях, предотвращая бешенство после укуса - внедрения инфекционного агента. Суть в том, что восприимчивый человек заболевает тогда (если животное заражено), когда вирус бешенства проникает через раны - места укусов - в клетки ЦНС - в головной мозг: путь не короток и занимает много времени.
Инкубационный (латентный) период развития этого инфекци
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 07.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний». (права граждан) 12. Федеральный закон от 10.01.2003 № 15-ФЗ (требования к профилактическим прививкам).
2. Приказ Минздрава России от 27.06.2001 № 229 «О Национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по признакам эпидемии» (с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социальной защиты. Развитие России от 04.09.2009 № 166).
3. Брико, Н.И. Обеспечение безопасности иммунизации - один из основных критериев качества вакцинопрофилактики / Н.И. Брико // Лечащий Врач. - 2017. - №7. - С. 74-79.
4. Вакцины и вакцинация. Национальное руководство. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 640 c.
5. Вакцины и вакцинация. Национальное руководство. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 640 c.
6. Завадский, И. Б. Прививки для детей и взрослых. "За" и "против" / И.Б. Завадский. - М.: Вектор, 2018. - 128 c.
7. Иммунизация взрослых. Методические рекомендации. / О.М. Драпкина, Н.И. Брико, М.П. Костинов, И.В. Фельдблюм [и др.]. – М., ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России: 2020. — 248 с.
8. Учайкин, В. Ф. Руководство по клинической вакцинологии / В.Ф. Учайкин, О.В. Шамшева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 612 c.
9. Федорова, Е. А. Прививки. Календарь, реакции, рекомендации / Е.А. Федорова. - М.: АСТ, Астрель, 2017. - 128 c.
10. Шамшева, В.О. Клиническая вакцинология / В.О. Шамшева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 165 c.