Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста в научной литературе 6
1.2 Методы и приемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста 10
Выводы по главе 1 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1 Изучение уровня нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 19
2.2 Содержание работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста 25
Выводы по главе 2 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Необходимость нравственного воспитания детей отражена в нормативно-правовых документах. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что образование – это не только процесс обучения и воспитания, но и процесс духовно-нравственного развития (ст. 2, п. 1).
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года отмечается, что воспитание детей направлено на решение такой приоритетной задачи, как развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, сложившихся в процессе культурного развития России (п. 1).
В ФГОС дошкольного образования отмечается, что образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает такую задачу, как усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Среди задач дошкольного образования также выделяется необходимость воспитания детей на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, формирование общей культуры личности детей, в том числе нравственных качеств.
Проблема нравственного воспитания личности разрабатывается в рамках различных наук – философии, психологии, педагогики. В философии проблема нравственности рассматривалась учеными-философами и мыслителями в разные исторические эпохи (Аристотель, Платон, Сократ, М. Монтень, Б. Спиноза, Г. Гегель, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев и другие).
Несмотря на наличие большого числа трудов отечественных и зарубежных педагогов по проблемам нравственного воспитания детей, многие аспекты остаются в недостаточной мере изученными. Дискуссионными остаются вопросы о способах нравственного воспитания, об эффективных методах и приемах воздействия на личность с целью формирования нравственных качеств и ценностей, о специфике методов нравственного воспитания в условиях детского сада.
Одним из средств нравственного воспитания дошкольников является этическая беседа. Предметом этической беседы являются нравственные проблемы, духовные и моральные ценности. Отличительной чертой этической беседы является то, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения участвующих субъектов, выстраивает свои отношения с ними на основе равноправия и сотрудничества.
Актуальность и необходимость изучения данной проблемы определили выбор темы исследования: «Методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Цель исследования – изучить методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Предметом исследования: методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «нравственное воспитание».
2. Рассмотреть формы и методы нравственного воспитания дошкольников.
3. Выявить уровень нравственной воспитанности старших дошкольников.
4. Разработать тематику бесед, направленных на нравственное воспитание старших дошкольников.
Методы исследования:
теоретические – анализ, обобщение, систематизация;
эмпирические – опрос (беседа);
методы обработки и интерпретации данных.
База исследования: практическая работа проводилась в МБОУ Детский сад № 34. В исследовании приняли дети подготовительной к школе группы (26 человек).
Структура работы. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста в научной литературе
Для рассмотрения особенностей нравственного воспитания дошкольников необходимо обратиться к терминам «нравственность», «воспитание», «нравственное воспитание».
Е.А. Сергеева подчеркивает, что нравственность – термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда – этики. В более узком значении нравственность – это осознанная необходимость индивида действовать согласно своей совести и свободной воле – в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида [26].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксентьева Е. А. К вопросу об особенностях нравственного воспитания школьников [Текст] / Е. А. Аксентьева, А. А. Сычёва // Информационное пространство: проблемы формирования: материалы Международной научно-практической конференции "Образовательная среда информационного пространства", 22-23 апреля 2015 года. – Шадринск : Шадринский гос. педагогический ин-т, 2015. – C. 190-192.
2. Батурина Г. И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях [Текст] / Г. И. Батурина. – Москва : Нар. образование, 2002. – 112 с.
3. Богомазова Т. М. Организация работы по духовно-нравственному воспитанию [Текст] / Т. М. Богомазова, С. Н. Богомазова // Наука и образование : новое время. – 2016. – № 4 (15). – С. 227–229.
4. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности [Текст] : основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях / Е. В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону : РГПУ, 1995. – 32 с.
5. Булатова З. А. Нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики [Текст] / З. А. Булатова. – Уфа, 2010. – 200 с.
6. Гайсин И. Т. Эколого-нравственное воспитание школьников [Текст] : монография / И. Т. Гайсин. – Казань : Отечество, 2015. – 130 с.
7. Группа продленного дня. 1-2 классы [Текст] : конспекты занятий, сценарии мероприятий : учебно-воспитательные занятия, беседы по правилам дорожного движения, нравственно-этические мероприятия, занимательные материалы / авт.-сост.: Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – Москва : ВАКО, 2012. – 286 с.
8. Гусакова В. О. Духовно-нравственное воспитание школьников на основе традиций православной культуры [Текст] : монография / В. О. Гусакова. – Санкт-Петербург : Политех-Пресс, 2020. – 345 с.
9. Домашкина Н. В. Школьные годы чудесные... Нравственное воспитание школьников : праздники, театрализованные представления, конкурсы, вечера [Текст] / Н. В. Домашкина. – Волгоград : Панорама ; Москва : Глобус, 2007. – 204 с.
10. Доценко А. Е. Использование этической беседы на уроках в начальной школе как метода формирования нравственных ценностей младших школьников [Текст] / А. Е. Доценко, В. В. Маркина // Молодёжь, наука, образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Пенза : Наука и просвещение, 2021. – С. 99 101.
11. Духовно-нравственное воспитание школьников : формы работы с детским объединением [Текст] : сборник статей и методических разработок / ред., сост.: Миновская О. В. – Кострома : Костромской обл. ин-т развития образования, 2009. – 76 с.
12. Духовно-нравственное воспитание школьников во взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности [Текст] : коллективная монография / Ю. Б. Альтшулер и др. ; науч. ред. – В. В. Николина. – Нижний Новгород : ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. пед. ун-т им. Козьмы Минина», 2013. – 121 с.
13. Емельянова И. Н. Методические материалы по разработке программ духовно-нравственного воспитания школьников [Текст] / И. Н. Емельянова, Е. В. Неумоева-Колчеданцева – Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2012. – 42 с.
14. Зелинский К. В. Нравственное воспитание школьников: философские, психологические и педагогические истоки [Текст] : научно-методическое пособие / К. В. Зелинский ; под ред. Т. В. Черниковой. – Москва : Глобус, 2009. – 111 с.
15. Иванова Н. П. Этическая беседа как средство формирования основ нравственной культуры младших школьников [Текст] / Н. П. Иванова // Студенческая наука и XXI век. – 2015. – № 12. – С. 72–74.
16. Извеков И. Н. Ценностно-генеалогический подход к системе нравственного воспитания школьников [Текст] : монография / И. Н. Извеков. – Великий Новгород : Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2009. – 203 с.
17. Илларионова Л. П. Нравственное воспитание школьников в социокультурном пространстве организации дополнительного образования [Текст] : монография / Л. П. Илларионова, А. Г. Кузнецова. – Москва : Перспектива, 2015. – 141 с.
18. Кочисов В. К. Этическая беседа как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников [Текст] / В. К. Кочисов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – С. 1587–1590.
19. Лихачев Б. Т. Педагогика : курс лекций [Текст] / Б. Т. Лихачев. – Москва : Юрайт-М, 2001. – 607 с.
20. Медведева А. Г. Этика. Беседы о морали и нравственности [Текст] : учебное пособие / А. Г. Медведева. – Саратов : ГОУ ВПО "Саратовская гос. акад. права", 2008. – 170 с.
21. Москаленко О. М. Этическая беседа как средство усвоения младшими школьниками норм нравственного поведения [Текст] / О. М. Москаленко, Е. М. Солодовникова // К 350-летию со дня рождения Петра I : секулярный мир и религиозность. – Воронеж, 2021. – С. 45–48.
22. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей [Текст] / О. М. Потаповская. – Москва : Планета, 2003. – 64 с.
23. Погорелов С. Т. Духовно-нравственное воспитание младших школьников [Текст] : книга для учителя / С. Т. Погорелов. – Екатеринбург : Изд-во Екатеринбургской епархии, 2011.
24. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
25. Сальцева С. В. Социально ориентированное нравственное воспитание школьника: теория и методика [Текст] : монография / С. В. Сальцева, Ю. П. Яблонских. – Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2007. – 159 с.
26. Сергеева Е. А. Концептуальные основы духовно-нравственного воспитания учащихся сельскохозяйственной школы [Текст] / Е. А. Сергеева. – Смоленск, 2016. – 128 с.
27. Фадина А. А. Этическая беседа как метод духовно-нравственного воспитания [Текст] / А. А. Фадина // Педагогический форум. – 2020. – № 1 (5). – С. 47–48.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/400907193/
29. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Текст]. – Москва: Эксмо, 2022. – 787 с.
30. Шитякова Н. П. Практика подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников [Текст] : монография / Н. П. Шитякова. – Челябинск : Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2006. – 150 с.