Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ 5
1.1 Главные ступени становления и развития федеративного устройства России. 5
1.2 Конституционный и правовой статус Российской Федерации. 10
1.3 Принципы и особенности российского федерализма 14
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА. 18
2.1 Вопросы разграничения полномочий. 18
2.2 Этапы развития федеративных отношений в Российской Федерации 22
2.3 Перспективы развития федерализма в Российской Федерации 26
Заключение 28
Список используемых источников. 31
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из самых обсуждаемых и дискуссионных в теории и общественно-политической практике является вопрос о становлении и развитии федерализма в России. Есть как минимум две причины растущего интереса к изучению федерализма. Первая — это рассмотрение связи между судьбой Российского государства и судьбой федерализма в России, а вторая — универсальный характер федерализма как демократической формы крупной организации, суждение, которое становится все более сильным в мировой научной и политической практике, регионально и этнически сложные государства на принципах равноправия, демократии и социальной справедливости.
В январе 1918 г. в Декларации прав рабочих и эксплуатируемых Россия провозгласила себя федерацией. Все российские конституции определяли свое государственное устройство как федерацию. В советское время российское государство было федеративным и имело другую форму правления на практике, а не только на словах. Обязательное наличие двухэтажного строения и федеративной надстройки (федеративного государства) характерно для федеративного государства.
В РСФСР самоуправление, именуемое субъектами федерации, охватывало лишь часть территории страны. На территории РСФСР, на территории административного округа, оно функционировало не как надстройка государства, а как унитарный орган. По фактическому государственному устройству РСФСР в составе Союза Советских Социалистических Республик мало чем отличалась от единой Грузии, включавшей в себя одну автономную область (Южную Осетию) и две входящие в нее автономные республики (Абхазию и Азарию). Узбекистан и Таджикистан образовали Автономную Республику (Каракалпакию) и Автономную область (Горный Бадахшан) соответственно.
Таким образом, РСФСР фактически функционировала как единое государство с множеством территориальных автономий разного рода. Определение России как федеративного государства было усилено законодательными и договорными новациями после вступления в силу Федеративного договора от 31 марта 1992 г. и в 1993 г. Конституции Российской Федерации. Российская Федерация в соответствии с Федеральной Конституцией (часть 5 статьи 66 Конституции Российской Федерации) может быть изменена по взаимному согласию Федерации и ее субъектов. То есть Российская Федерация не имеет права меняться в одностороннем порядке. Субъектный статус Российской Федерации; Придан статус субъекта Российской Федерации городам краевого, регионального и федерального значения (ч. 1 ст. 5 ст. 65).
Объект работы – формирование федерации в России.
Предметом данной работы является эволюция и современное состояние развития федерализма в России.
Целью курсовой работы является анализ проблем становления и развития современных федеративных отношений для определения наиболее перспективных путей реализации федерализма в России.
В соответствии с поставленными целями в работе поставлены следующие задачи:
Выяснить особенности и проблемы современного российского федерализма. ·
Выяснить перспективы развития российского федерализма.
Методологическую основу исследования составил комплексный подход, аккумулирующий различные аналитические методы:
историко-правовой, формально-логический, аксиоматический, социологический, системный, философский, сравнительно-правовой и др.
Курс будет охватывать такие нормативные правовые акты, как Конституция Российской Федерации. Российская Федерация, В.Л. Меньшова, С.В. Бендюрина, М.В. Гончарова, Н.Г. Комкова и др. Он состоит из приложений.
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ
1.1 Главные ступени становления и развития федеративного устройства России.
Исторически осевшие на территории России и обеспечивающие жизнедеятельность многочисленных этнических групп, составляющих многонациональное русское население, суверенное федеративное состояние для Российская Федерация претерпела длительную эволюцию. Россия была единым государством до Октябрьской революции 1917 года. Статья 1 Основного закона Российской империи провозглашала «единство и неделимость Российского государства». Территория была разделена на 74 губернии и 20 областей. Финляндия, Прибалтика и Польша пользовались автономией.
Отечественные исследования дореволюционной России в целом отвергали российскую федеративную модель. Партия большевиков изначально не признавала федерализм. Считалось, что это ослабляет узы экономических отношений. Предпочтение отдавалось крупным централизованным государствам.
Фрагмент для ознакомления
3
1. . "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. . Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации"
3. . Закон РФ от 15.04.1993 № 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации"//
4. Конституционное право России. - М.: Андриченко Л. В. ЮНИТИ-ДАНА, . 2012. - 551 с.
5. . Конституционное право России. Авакьян С.А. Т. 1. - 5-e изд. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 864 с.
6. . . Субъекты Российской Федерации. - М Иванов Б.Ю., Заяц Д.В..: Энциклопедия, 2014. - 882 с.
7. https://www.consultant.ru/
8. https://ya.ru/
9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница