Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Историческое и логическое
возникновение международного бизнеса произошло в связи с развитием и
расширением международного разделения труда, а также в связи с
формированием мирового рынка. Международный бизнес – это
взаимодействие организаций различных форм собственности или
подразделений компании, которые находятся в разных государствах, цель
которых получить доход именно за счет преимущественной выгоды
международных операций в сфере деловых отношений.
Международный бизнес представляет собой предпринимательскую
деятельность, которая связана с тем, что капитал используется в разных
формах и преимуществах высокой деловой активности, а также существует
для получения прибыли и распространяется на международную сферу
экономики.
1 МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС И ЕГО ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
1.1 Сущность, виды и принципы организации международного бизнеса
Международный бизнес рассматривается со стороны явления и
процесса международных экономических отношений.
1) Как явление международный бизнес – это определенная форма
взаимодействия субъектов международных отношений для получения
прибыли и выгод .
2) С точки зрения процесса – международный бизнес представляет
собой проявление определенного вида взаимодействия субъектов
международных отношений, со структурой, своими условиями, правилами
проведения, и к тому же результатами к которым приводит это
взаимодействие .
Субъектами международных отношений называются участники этого
процесса, которые наделены мотивацией, целями и способностями
реализовать это в определённой сфере международных отношений
(физические лица, компании, государственные организации).
Международным бизнесом представлены операции, осуществляемые
партнерами из более чем одной страны (покупка материалов в одной стране и
транспортировка в другую страну для дальнейшей обработки и другие).
Национальный бизнес необходим для осуществления деловых
операций в границах одного государства, тогда как международный бизнес
способен пересекать границы. Поэтому международный бизнес существенно
отличается от национального.
Основные черты международного бизнеса:
- Возможность выхода за границы страны для заключения сделок и
получения прибыли.
- Использование дополнительных экономических возможностей.
- Международный бизнес имеет множество вариантов развития в
зависимости от уровня интернационализации.
- Интернационализация для любого бизнеса открывает новые
возможности, становится реальным использование глобального бизнеса,
поскольку он не зависит от национальных особенностей страны и направлен
на экономическую эффективность.
- Существование культурного фактора, который представлен
ограничениями определенной страны, с которой ведется бизнес.
- Определение глобального характера международного бизнеса,
поскольку он охватывает мировую информацию, мировой финансовый
рынок, глобальную структуру нововведений.
- Использование профессиональных знаний на высшем уровне по
сравнению с национальным бизнесом.
Особенность, которая считается самой важной у международного
бизнеса – это экономическая, государственная и политическая сфера
конкуренции, и наличие социокультурного фона, что отличает его от
национальных рынков.
Причинами формирования и развития международного бизнеса будут:
1) Причины, которые проявили неизбежность появления такого вида
бизнеса.
Ужесточение конкуренции на внутренних рынках, поскольку число
предпринимателей увеличивается;
Ограниченность национальных рынков по масштабам и объемам;
Ограниченность всех ресурсов (природные, трудовые, финансовые,
материальные);
Несовершенство системы законодательной базы для частных
предпринимателей;
Различное социально-экономическое развитие стран.
2) Причины определяющие возможности появления международного
бизнеса.
Развитие научно-технического прогресса, производственных связей;
Формирование крупных компаний, банков, которые имеют
существенные финансовые, производственные и другие ресурсы;
Либерализация политики внешнеэкономических связей в странах мира.
Формы международного бизнеса
Существует две формы международного бизнеса это экспорт-импорт и
зарубежные инвестиции.
1.2 Эволюция развития международного бизнеса
Этапы развития международного бизнеса
Робинсон предложил периодизацию, состоящую из 5 этапов, которые
описаны ниже:
1. Коммерческая эра. Берет свое начало в 1500 году и заканчивается в
1850 г. Все начиналось с географических открытий, и поиска торговли
товарами из колоний для получения выгод. Этот бизнес был очень
рискованным, поскольку были опасности связанные с морскими
путешествиями. При этом полученная прибыль и стимулы, которые имели
торговцы во много раз превышали эти опасности. В то время
промышленность в европейских странах (Франция, Германия, Англия)
поднялась на новый уровень, поскольку стала перерабатывать импортное
сырье.
2. Эра экспансии. Начало 1850 годов знаменуется оформлением и
появлением структуры в колониальных империях на фоне индустриального
развития стран Европы. Именно эти достижения и стали толчком к развитию
страны в области добычи сырья и содержанию плантаций в колониях, но так
же и в других сферах иностранного бизнеса.
Мотивы, которые способствовали существованию международного
бизнеса:
- Эффективное использование ресурсов различных видов;
- Расширение рынков сбыта;
- Вложение свободных финансовых ресурсов;
- Возможность использования местной законодательной базы в своих
целях.
3. Эра концессий началась в 1914 и закончилась в 1945 году. В этот
период изменилась роль крупных компаний, действовавших на
колониальных рынках. Именно эта эра и Вторая мировая война дали
движение процессам самоопределения колониальным и не колониальным
странам. Именно тогда бизнес стал стремиться к глобализации, поскольку
происходила интернационализация мирового рынка.
4. Эра национальных государств. Этот период продолжался на
протяжении 1945-1970 годов. Бизнес развивался в двух направлениях: это
развитие новых национальных государств с полученной экономической
базой для развития, и с полученными негативными чертами (экономика одно
продуктовая или тяжелые финансовые проблемы). Именно из-за этих путей
развития и их результатов произошло превращение колониальных империй
из закрытых внешнеэкономических отношений в самостоятельных субъектов
на рынке, активно продающих свои товары и являющиеся объектами для
инвестиций.
5. Эра глобализации. Началась в 70-х годах 20 века и продолжается по
сегодняшнее время. Период предусматривает переход от технологических
изменений к экономическим, политическим, социальным. Именно
компьютерные технологии и новации в области коммуникаций вывели
технологии на новый уровень, который сейчас используют практически все
развитые страны.
2 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО
БИЗНЕСА
2.1 Основные особенности и тенденции процесса глобализации
международного бизнеса
Мировая глобализация представляет собой процесс объединения мира
в единую систему глобального свойства. Различные составляющие процесса
глобализации мирового хозяйства обсуждаются достаточно серьёзно,
начиная с 60-70-х годов прошлого века, однако текущего уровня
актуальности вопрос достиг только в 90-х.
Глобализация мировой экономики выражается в процессе изменения
мирового пространства, преобразовании его в единую зону, открытия для
беспрепятственного перемещения товаров, услуг, информации, капитала.
Также легко в этом пространстве распространяются идеи и перемещаются
носители, способствуя развитию актуальных институциональных
образований и настраивая системы взаимодействия между ними.
Следствием глобализации мировых систем, таким образом является
появление на международном уровне единого пространства: культурного,
информационного, правового и экономического. Другими словами, явление
мировой глобализации не ограничивается сферой экономики, но в
значительной степени воздействует на все ключевые сферы жизни общества
– идеологию, культуру и политику. Без сомнения, именно этому явлению
отпущена центральная роль в мировой экономике нового века,
заключающаяся в катализации образования обновлённой мировой системы
отношений в политике и экономике, адаптированной к глобализации.
Какие этапы мировой глобализации выделяют в истории.
Цельной системой мировое хозяйство стало лишь на границе веков (XX
и XXI). Однако на пути к глобализации мировой экономики был пройден не
один этап её развития .
Первый этап формирования современной мировой экономики (XIV –
конец XIX вв.) выделяется в связи с появлением мирового товарного рынка и
мировой торговли, которые стали первыми элементами процесса
глобализации мировой экономики.
Второй этап развития мирового хозяйства (конец XIX в. - начало XX в.)
может быть охарактеризован как этап перехода первоначального
капитализма в стадию монополизации производства. Также в это время
происходит раздел мировой территории и зон экономического влияния
между ведущими державами, усиливаются трансграничные потоки капитала
(вывоз). Растёт разнообразие форм экономических отношений между
странами: помимо обмена товарами также стала практиковаться миграция
отдельных факторов производства между государствами. На этом этапе
закладываются фундаментальные основы международного разделения труда,
а также будущей глобализации мировой торговли.
Третий этап на пути к мировой глобализации (промежуток между I и II
Мировыми войнами) был разрушительным для прошлых успехов в
налаживании мирохозяйственных связей. Хотя экономическое развитие в
этот период существенно ускорилось (появляются первые международные
корпорации), финансовая система на транснациональном уровне крайне
неустойчива и нестабильна, из индустриальных стран уходит долгосрочный
капитал. В связи с революцией в России в 1917 г. с этого момента она
выпадает из международной экономики, формируются два
противопоставляемых типа мирового хозяйства (характерный для
капитализма и социализма).
Четвертый этап (с момента окончания II Мировой войны до начала 90-х
гг.) – период новой перестройки отношений экономического плана между
государствами, попытки найти новый порядок для мирового хозяйства.
Основное влияние на международную экономику оказывают либерализация
внешнеторговой политики, рост производительности труда, ускорение
прогресса в сфере науки и техники и, как следствие, невиданный ранее темп
роста экономики. На данном этапе закладывается основа глобализации
мировых финансов, строится макросистема регулирующих мировое
экономическое развитие организаций финансовой и экономической
направленности (ООН, МВФ, Мировой банк и торговые организации МБ и
ВТО). К 50-м годам распадается колониальная система, регулирующая
взаимодействие метрополий с колониями.
2.2 Последствия глобализации международного бизнеса для мировой и
национальной экономики
Дискуссии о том, какова природа и конечные цели глобализации,
начавшиеся с момента изучения феномена глобализации, не только не
прекратились, но и приобрели глубину и масштаб. Понятие «глобализация»
многогранно. В широком понимании выделяют следующие определения
глобализации:
- процесс выхода интересов национальных хозяйствующих субъектов
за пределы территориальных границ отдельных государств одновременно с
формированием и расширением сферы деятельности транснациональных
экономических и финансовых структур ;
- процесс выхода частных национальных экономических проблем на
глобальный мировой уровень с целью их решения с учетом мировых
хозяйственных интересов и мобилизации мировых ресурсов;
- это непосредственное влияние того, что происходит в одной части
мировой экономики на другие ее части, которые могут быть не связанными;
- это необходимость координации в общемировых масштабах
национальных экономик и финансовых политик с целью создания единого
мирового порядка.
В более конкретном понимании, «глобализация» - это термин,
которому можно придать разные значения в зависимости от того, речь идет
об отдельной компании, отрасли, стране или о мировом производстве в
целом. Процесс глобализации развивается под влиянием совокупности
технико-технологических, социально-экономических, политических,
морально-этических и культурных факторов. Формами проявления
глобализации является:
- становление общепланетарного научно-информационного
пространства, глобальной информационной инфраструктуры, сетевых
информационных технологий, мировой коммуникационной системы и
технологических макросистем в сфере производства, транспорта и связи;
- интенсификация международных трансакций, развитие электронной
коммерции, становление рынков рабочей силы, товаров, информационных
технологий на основе постепенного снятия барьеров в торговле, подписания
многосторонних торговых соглашений и т.д;
- быстрый рост мирового финансового рынка, который функционирует
в режиме реального времени на основе объединения рыночных и сетевых
компьютерно-коммуникационных технологий;
- резкое увеличение объемов и скорости перемещения капиталов;
интенсификация глобальных финансовых операций;
- увеличение открытости и взаимозависимости экономик,
хозяйственно-технологическое сближение стран, интенсификация
региональных интеграционных процессов, развитие межконтинентальной
интеграции и т.д.;
- становление единого мирового производства на базе размещения
составных частей производственно-сбытового процесса в разных странах,
интенсификации планетарной деятельности глобальных хозяйственных
комплексов мультинациональных компаний, многопрофильных
транснациональных корпораций, транснациональных банков, их
объединений и т.д.;
- возникновение новых глобальных экономических субъектов
(транснациональных корпораций, региональных объединений,
международных организаций, городов-мегаполисов, неправительственных
организаций, общественных движений, мировых финансовых центров,
интеграционных группировок) и новых форм рыночного обращения
(глобальных стратегий, глобальных сетей, объединений, поглощений,
стратегических альянсов);
- международное движение циклических колебаний экономики,
биржевых, валютных, финансовых кризисов; сближение процентных ставок,
внутренних и мировых цен и т.д.;
- унификация ведения бизнеса, воплощение «сетевой логики»
взаимоотношений в мировом масштабе, реструктуризация деятельности
фирм на основе гибкого сетевого принципа;
- формирование новой системы глобального управления; увеличение
количества наднациональных структур регулирования мирового хозяйства,
межправительственных и неправительственных международных
организаций;
- информационно-культурное сближение народов, распространение
единых стандартов жизни, унификация вкусов, ценностей, принципов и норм
обращения, универсализация культуры и т.д.;
- формирование специфических интересов и новых расхождений,
нарушение равновесия мировой экосистеми и обострение глобальных
проблем .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате рассмотренного и изученного материала, были решены
следующие задачи исследования:
1) изучена сущность, виды и принципы организации международного
бизнеса;
2) рассмотрена эволюция развития международного бизнеса;
3) проанализирована глобализация сферы деятельности
международного бизнеса.
Плюсами глобализации мирового хозяйства являются:
Международная конкуренция, порождение мировой глобализации
являются мощным стимулятором производства. Жёсткая конкуренция ведёт
к росту качества производимых товаров и услуг. Это происходит
естественным образом в силу желания компаний занять лучшее место в
торговле на международном уровне. В связи с этим они просто вынуждены
делать более привлекательные относительно конкурирующих фирм
продукты.
В условиях глобализации мирового хозяйства достигается эффект
экономии на масштабе, что ведёт к снижению цен и смягчению изменений в
экономических циклах.
Несомненна выгода, которую приносит глобализация мировой
торговли всем её участникам. В свою очередь образование торговых союзов
ведёт к росту темпов мировой глобализации.
Производительность труда растёт за счёт внедрения новых
технологических решений.