Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Политические режимы являются одним из наиболее интересных социальных явлений для теоретического и практического исследования.
Споры юристов, политологов и философов о мировом политическом процессе как раз связаны с осуществлением политической власти на основе существующей политической системы. Многие события последних десятилетий как раз связаны с функционированием политических институтов, системой и методами властных отношений, проведением внутренней и внешней политики. Хотя проблема политических режимов широко распространена и признана в современной науке и практике, она остается дискуссионной и до конца неизученной.
Актуальность темы исследования. Изучение демократических политических режимов имеет принципиальное значение в рамках проблемы анализа взаимодействия права с различными политическими режимами. Причиной этого является широкое распространение демократии как формы политической системы и малая вероятность того, что многие государства, претендующие название демократических, будут соответствовать всем требованиям демократической системы, что оставляет место для двусмысленности в толковании. Считая, что наличие отдельных институтов демократии, таких как выборы и референдумы, не является достаточным основанием для того, чтобы с уверенностью говорить о демократичности любой политической системы, мы не можем обратиться к проблеме выявления системного противоречия .
Особое место в контексте взаимодействия правовых и политических режимов занимает юридическое оформление режимов в том или ином государстве. В настоящее время как государства вообще, так и демократические государства в частности не могут существовать вне правовых рамок. Даже если мы согласимся с тем, что при авторитарных режимах право является формальностью и не содержит истинных юридических свобод, мы не можем исключить право из числа основных черт политического режима. Поэтому выбранная тема представляет большой интерес и немаловажное значение для теории государства и права.
Объектом исследования является общественные отношения по проблем функционированию демократического политического режима государства как совокупность практических приемов и методов управления и как системообразующий фактор развития всего государства.
Предметом исследования нормы права регулирующие демократический политический режим.
Цель исследования изучении и разрешении теоретико-правовых проблем функционирования демократического политического режима как совокупность методов, приемов и средств осуществления государственной власти и рассмотреть проблемы ее формирования в современных странах.
Задачи исследования:
Глава 1. Понятие, сущность, научные интерпретации и основные признаки политической демократии
1.1. Понятие, признаки, формы, научные интерпретации и основные теории политической демократии
Наиболее распространенной в современном мире является плюралистическая теория демократии. По мнению ее сторонников, в демократических обществах различные конкурирующие группы, коллективы, организации, ассоциации, политические партии, преследуют собственные интересы и вместе составляют главную движущую силу политики. Именно они выступают в качестве основы политического и идеологического плюрализма, обеспечивая распространение власти между различными политическими силами и институтами .
Но эти ценности, принципы и отношения являются основополагающими. Заметим, что во всех остальных теориях, кроме популистской, социалистической (отличающихся друг от друга лишь некоторыми нюансами, а не по существу) и референдумной, для этого необходимы фундаментальные элементы плюрализма.
Например, наиболее полно реализованная в Швейцарии демократическая ассоциация, или примирительная модель, предписывает систему правления, основанную на принципе пропорционального распределения власти между политическими, религиозными и этническими группами, а не на принципе мажоритарного голосования группа.
Сторонники элитарной (или элитарной) модели демократии делят общество на правящие меньшинства -население или массовую элиту и зависимое большинство. Массы не интересуются политикой, не имеют необходимых знаний, необходимой информации, не умеют принимать правильные решения. Таким образом, она добровольно уступает право вести политический процесс элите. Массовое политическое участие ограничено выборами из-за того, что большинство граждан иррациональны, некомпетентны и имеют неустойчивые предпочтения. Более того, усиление гражданского участия ведет к подрыву политической стабильности и эффективности, что, пожалуй, является главной целью демократии .
Американские политологи Т. Дай и Л.Циглер цитируют, по их мнению, основные положения и положения элитарно-демократической теории:
-общество разделено на меньшинство, обладающее властью, и большинство, лишенное возможности определять политику государства;
-элиты формируются в основном из представителей высших социально-экономических слоев общества;
1.2. Условия формирования и функционирования демократического политического режима
Говоря о современных демократических политических системах, следует отметить отсутствие единой позиции относительно определения основных принципов этой политической системы. Не углубляясь в научные аргументы в пользу концепции демократической политической системы, давайте определим понятие демократии. Демократическая политическая система - это одна из тех политических систем, которая имеет следующие характеристики: равенство, гарантия и неотчуждаемость прав человека и гражданства, выборность органов государственной власти, разделение властей; особая избирательная система, основанная на принципах равенства и всеобщего избирательного права, многопартийная политическая система, возможность свободного функционирования политических, общественных и религиозных объединений и организаций, система доверия не только между государством и его гражданами, но и между общественными институтами, политический плюрализм, медиа-пропаганда и независимость; непрекращающийся контроль общества над деятельностью государственных учреждений, уровень политической культуры основан на компромиссе, равноправии сторон.
Демократизация общества (формирование демократии) имеет три основных условия: экономическое, политическое и социальное.
Экономические условия - это те, которые создают в обществе развитую рыночную экономику, которая включает в себя:
-режим товарного производства, основанный на индустриальных и постиндустриальных технологиях;
-стабильные и прозрачные законы и правовые акты, регулирующие рыночные отношения в стране;
-равные условия предпринимательской и финансовой деятельности для всех;
-свободная конкуренция и предотвращение монополий в различных формах собственности;
-защита от недобросовестной конкуренции и служебного произвола со стороны стран участников рынка;
Глава 2. Тенденция к демократизации политического развития в современном мире, проблемы и перспективы его развития
2.1. Модель и условия волнового распространения политической демократии
Волновая теория демократизации представляет собой политологическую концепцию, суть которой состоит в том, что распространение демократии в мире происходило «волнами», затрагивая на данном этапе разные группы государств и стран.
Одним из видов политического процесса является демократизация, которая привлекает все большее внимание как западных, так и российских исследователей. Это связано с тем, что последние десятилетия отмечены крушением авторитарных режимов и попытками установления демократических институтов во многих странах мира. Известный исследователь С.Хантингтон охарактеризовал этот процесс как третью волну демократизации, охватившую многие страны. Описывая этот процесс как мировую демократическую революцию, к началу 1990-х «демократия стала рассматриваться как единственная законная и жизнеспособная альтернатива авторитарным режимам всех типов», - говорится в сообщении. По-мнению С.Хантингтона, «волна» демократизации представляет собой «набор переходов от недемократических режимов к демократическим, происходящих в течение определенного периода времени, количество таких переходов, движущихся в противоположном направлении. "
Начало первой волны связано с распространением демократических принципов в США в XIX в. Он продлится до конца Первой мировой войны (1828-1926гг.). По мере развития демократизации обычно следуют неудачи. Первая рецессия относится к 1922-1942 гг. Вторая волна демократизации придет с победой над национал-социализмом и установлением демократии, особенно в Западной Германии, Италиии, Японии. Эта волна продолжается до середины 1960-х гг. (1943-1962). Второй спад охватывает период с 1958 по 1975 год. 1974 год знаменует собой начало третьей волны (современной) демократии после падения диктатуры Салазара. Оно к купировал южные европейские государства, такие как Испания и Греция, а затем распространился на Латинскую Америку. К середине 1980-х демократизация распространилась на многие страны Азии, Центральной Европы, Восточной Европы и Советского Союза.
Детали третьей «волны» демократизации. Региональные и культурные особенности локализации Китай, Вьетнам, Куба, Северная Корея, Белоруссия почти все мусульманские страны, некоторые из бывших социалистических блоков остаются «за бортом» демократизации мира. Несмотря на синхронность процесса демократизации, демократизация не является универсальной в разных странах из-за различий в социально-экономической базе и исходных условиях. Неудача большинства молодых демократий была характерна и для третьей «волны», которая способствовала возникновению смешанных демократий. Факторы процесса демократизации - инициаторы и участники демократических реформ. При участии политической элиты и давлении политических институтов демократизация «сажается» сверху, а когда мобилизуются массы, это называется демократизацией снизу. «Основные игроки» - партийные и оппозиционные лидеры, правящая элита и оппозиция. Иногда имеет место сочетание таких факторов, как модель демократизации, которую С. Хантингтон назвал«транспактной» .
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Бакарджиев Я. В., Ромашов Р. А., Рыбаков В. А. Теория государства и права. Учебник. В 2 частях. Часть 1. М: Юрайт, 2017. 196 с.
2. Бошно С. В. Теория государства и права. Учебник. М: Юстиция. 2018. 406 с.
3. Василенко И.А. Политология:учебник / И. А. Василенко.- Москва: Юрайт,2018.- 423с.
4. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник. 14-е изд., стер. М: Дашков и К, 2021. 607 с.
5. Гавриков В. П. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 454 с.
6. Исаев Б.А. Политическая история. Демократия : учебник для академического бакалавриата / Б. А. Исаев. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2017. - 475 с.
7. Какимова М. Основы теории государства и права. Учебник. М: Фолиант, 2019. 256 с.
8. Кожевников В. В. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. М: Проспект, 2021. 480 с.
9. Колоткина О. А., Морозова А. С., Ягофарова И. Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020. 536 с.
10. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. учебно-методическое пособие. М: Дело, 2019. 352 с.
11. Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. Том 2. Право. М: Проспект, 2021. 648 с.
12. Никодимов И. Ю., Ущаповская М. О., Мишагин О. А. Теория государства и права. М: Дашков и К, 2021. 274 с.
13. Радько Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. М: Проспект, 2021. 176 с.
14. Теория государства и права : учебник / Российский университет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д.ю.н., проф. А.А. Клишаса. - М.: Статут, 2019.
15. Тремаскина Н.В. Сравнительный анализ политических систем современных стран // Studium. 2019. № 4-3 (41). С. 58.
16. Ущаповская М. О., Никодимов И. Ю. Теория государства и права. Сборник тестов. М: Дашков и Ко, 2019. 104 с.
17. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М: Омега-Л, 2019. 324 с.
18. Шагиева Р. В. Теория государства и права. М: Проспект, 2021. 520 с.