Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Концепция ценовой эластичности спроса имеет важное практическое применение при принятии управленческих решений. Деловому человеку часто приходится размышлять, приведет ли снижение цены к увеличению спроса на его продукт, и если да, то в какой мере и увеличится ли в результате этого его прибыль. Здесь понятие эластичности спроса становится решающим [6, 9].
Знание характера эластичности спроса на его продукцию поможет предпринимателю решить следует ли ему снижать цену в конкретном случае. Такое знание также помогло бы бизнесмену определить, можно ли и в какой степени переложить увеличение затрат на потребителя. В общем, для товаров, чей спрос эластичен, ему будет выгодно назначать относительно низкие цены, в то время как для тех, чей спрос эластичен, было бы лучше установить более высокую цену. Монополист не сможет увеличить свою цену, если спрос на его продукцию эластичен [1, 6, 8, 10].
На практике точно оценить возможную реакцию объема продаж на изменение цен крайне сложно. Кроме того, стоимость необходимого статистического анализа может в некоторых случаях превышать выгоду, особенно когда неопределенность велика или когда объем слишком мал чтобы предоставить причину, по которой также возвращается сумма, потраченная на исследование [4]. Субъективное суждение некоторых менеджеров, выходящее за рамки многолетнего опыта, иногда превосходит по точности лучшие из современных статистических методов. Использование ценовой эластичности можно указать следующим образом:
Распределение цен
Монополист проводит политику ценовой дискриминации только тогда, когда эластичность спроса разных потребителей или субрынков различна. Потребители, чей спрос неэластичен, могут взимать более высокую цену, чем потребители с более эластичным спросом.
Тарифы на коммунальные услуги
В случае коммунальных услуг, которые работают как монопольные предприятия, например эластичность водоснабжения, железные дороги, почтовые услуги обычно практикуется ценовая дискриминация, взимая более высокие цены с потребителей или пользователей с неэластичным спросом и более низкие цены в случае эластичного спроса [6].
Совместная поставка
Некоторые товары, являющиеся продуктами одного и того же процесса поставляются совместно, например, шерсть и баранина. Здесь, если спрос на шерсть неэластичен по сравнению со спросом на баранину, более высокая цена на шерсть может иметь преимущество.
Супермаркеты
Супермаркеты представляют собой совокупность магазинов, находящихся в ведении одной организации, торгующих широким ассортиментом товаров. Предполагается, что они продают товары по более низким ценам чем продавцы на рынке. Следовательно, принятая ценовая политика заключается в установлении чуть более низкой цены на товары с эластичным спросом [5].
Использование машины
Рабочие часто выступают против использования машин из-за страха перед безработицей. Машины не всегда должны снижать спрос на труд, поскольку это зависит от ценовой эластичности спроса на производимый товар. Когда машины снижают затраты и, следовательно, цену продуктов, если спрос на продукты эластичен, спрос будет расти, производство должно быть увеличено, и может быть нанято больше рабочих, поскольку продукт неэластичен, машины приведут к безработице, поскольку более низкие цены будут расти, не увеличивая спрос [3, 8, 11].
Фактор ценообразования
Факторы с неэластичным по цене спросом могут получить более высокую цену чем факторы с эластичным спросом. Рабочие, производящие товары с неэластичным спросом, могут легко повысить свою заработную плату.
Международная торговля
- Страна получает выгоду от экспорта продукции, так как имеет неэластичный по цене спрос при повышении цены и эластичный спрос при падении цены.
- спрос на импорт должен быть неэластичным к падению цены и эластичным к ее росту.
- при принятии решения о девальвации национальной валюты ценовая эластичность спроса на экспорт страны является важным фактором, который необходимо учитывать. Если спрос эластичен по цене это приведет к увеличению экспорта страны и девальвация не достигнет своей цели.
Перекладывание налогового бремени
Бизнес может переложить налог на товары в случае неэластичного спроса на своих клиентов. Но если спрос эластичен ему придется самому нести налоговое бремя, иначе спрос на его товары резко упадет [1, 4, 7, 13].
Налоговая политика
Правительство может легко увеличить налоговые поступления, облагая налогом товары неэластичные по цене.
Целью исследования является изучение концепции эластичности спроса и определение ее роли в принятии экономических решений.
Предметом исследования является изучение теоретических и методологических аспектов макроэкономики.
Объектом исследования является определение эластичности спроса при принятии экономических решений.
1. Концепция эластичности спроса
1.1. Определение эластичности спроса
Закон спроса указывает направление изменения величины спроса на изменение цены.
Он гласит что, когда цена падает, спрос растет [2, 6]. Но насколько возрастет (или упадет) величина спроса вслед за определенным падением (или повышением) цен нельзя узнать из закона спроса. Другими словами, насколько величина спроса изменяется вслед за изменением цены товара, можно узнать из концепции эластичности спроса?
На рис. 1 мы нарисовали две кривые спроса на товар X и товар Y. Обе эти кривые имеют отрицательный наклон. Предположим, что цены обоих товаров X и Y равны P X1 и P Y1 (обратите внимание, что P X1 = P Y1). По цене OP X1 потребитель требует OX 1, а по цене OP Y1 — OY 1.
Рис. 1. Кривые спроса на товар X и товар Y
Теперь, если цены как X, так и Y снизятся на одинаковую величину до OP X2 и OP Y2, объем спроса на X и Y возрастет с OX 1 до OX 2 и с OY 1 до OY 2 соответственно. Но изменение количества спроса на товар X больше, чем изменение количества спроса на товар Y. Это означает, что товар X более чувствителен или реагирует на изменение своей цены, чем товар Y. Это называется эластичностью спроса.
Под эластичностью спроса обычно понимают эластичность спроса по цене. (Ценовая) эластичность спроса измеряет степень реакции величины спроса на изменение собственной цены товара при неизменности денежного дохода и цен на сопутствующие товары.
(Ценовая) эластичность спроса — это относительная разница зависимой переменной (здесь — количество), деленная на относительную разницу независимой переменной (здесь — цена). В качестве альтернативы он определяется как абсолютное значение коэффициента процентного изменения цены. Таким образом, эластичность спроса является относительным понятием.
Формула расчета эластичности спроса:
EP = пропорциональные изменения объема спроса/пропорциональные изменения цены
= % изменения объема спроса/изменения цены
EP = |∆Q/Q/∆P/P|= |∆Q/∆PP/Q|
Вертикальные линии в формуле означают, что мы берем абсолютное значение отношения, а ∆P и ∆Q обозначают изменения цены и количества. Поскольку и цена, и количество движутся в противоположных направлениях, EP всегда должно быть отрицательным числом. Обычно мы опускаем знак минус и берем абсолютное значение EP, используя знак минус, опуская вертикальные линии.
Или абсолютное значение, обозначаемое ||, превращает отрицательное число в положительное. Таким образом, EP = |- 5%/2%| = 2,51 = 2,5. Ценовая эластичность — это чистое число, не зависящее от единиц измерения. Процент будет одним и тем же, измеряем ли мы количество спроса в цифрах, килограммах или литрах.
1.2 Виды собственной (ценовой) эластичности спроса
Для всех видов товаров скорость изменения величины спроса по отношению к изменению собственной цены не одинакова. Считается, что спрос на некоторые товары более чувствителен к изменениям цен по сравнению с другими товарами [8, 10]. Вот почему существуют различные типы эластичности спроса.
Они бывают следующих пяти типов:
- Эластичный спрос (EP >1)
Спрос называется эластичным, если изменение цены вызывает более чем пропорциональное изменение величины спроса [3]. Изменение цены на 10% приводит к тому, что объем спроса изменяется более чем на 10%. Другими словами, если Е больше единицы, спрос называется эластичным (рис. 1).
В норме спрос на предметы роскоши эластичен. Пусть цена золота за грамм упадет со 160 рублей до 140 рублей. В результате спрос на золото возрастает с 1000 кг до 2000 кг.
Таким образом,
E P = 1000/1000 ÷ 20/160 = 1000/20 .160/1000 = 8
Поскольку эластичность спроса на золото больше единицы, золото является предметом роскоши.
- Неэластичный спрос ( EP <1)
Когда изменение цены вызывает менее чем пропорциональное изменение величины спроса, спрос неэластичен. Снижение цены на 10 % может привести к падению объема спроса, скажем, на 1 %. Таким образом, спрос называется неэластичным (Ep <1), как показано на рис. 2.
Обычно спрос на необходимые товары неэластичен.
Рис. 2. Пример неэластичного спроса
Предположим, что после падения цены на пшеницу с 40 рублей за килограмм до 20 рублей за килограмм спрос на пшеницу возрастает с 1600 кг до 2000 кг.
Это означает
ЭП = 400/160 ÷ 20/40 = 400/20. 40/1600 = 0,5
Таким образом, спрос на пшеницу неэластичен, так как EP <1, а пшеница является необходимым товаром.
- Единичная эластичность спроса (EP = 1)
Когда изменение цены вызывает такое же пропорциональное изменение объема спроса, спрос имеет единичную эластичность [4, 7]. Снижение цены на 10%
приведет к увеличению объема спроса ровно на 10%. Тогда EP = 1 (рис. 3).
Рис. 3. Единичная эластичность спроса
Предположим, что цена товара снизилась с 400 рублей до 100 рублей за килограмм. В результате спрос на этот товар возрастает с 400 кг до 800 кг.
Таким образом
ЭП = 400/400 ÷ 100/100 = 400/100. 100/400 = 1
- Совершенно эластичный спрос (EP = ∞)
Когда незначительное изменение цены вызывает большое изменение объема спроса, величина эластичности спроса стремится к бесконечности и говорят, что спрос бесконечен или совершенно эластичен [4, 7, 8]. В этом случае кривая спроса (DD) становится параллельной горизонтальной оси (рис. 4). На рынке совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию отдельной фирмы становится совершенно эластичной.
Рис. 4. Совершенно эластичный спрос
- Совершенно неэластичный спрос (EP = 0):
Если объем спроса становится полностью нечувствительным к изменениям цены коэффициент стремится к нулю. В этом случае при любой цене, даже если она равна нулю, объем спроса останется фиксированным на определенном уровне [4, 7]. Таким образом, кривая спроса становится параллельной вертикальной оси (рис. 5) и говорят, что спрос полностью (совершенно) неэластичен.
Рис. 5. Совершенно неэластичный спрос
Таким образом, эластичность спроса изменяется от нуля до бесконечности.
2. Применение концепции эластичности спроса
2.1. Измерение эластичности спроса
Существует три метода измерения эластичности спроса.:
- Метод общих расходов (доходов)
- Метод точечной эластичности
- Метод упругости дуги
Опишем эти методы описаны ниже:
1. Эластичность и общий доход или метод затрат
Маршалл предложил метод общих доходов или общих затрат для оценки эластичности спроса. То, что продавцы получают от продажи товаров называется общими издержками или издержками покупателей. Нет никакой разницы между общим доходом и общими затратами, поскольку то, что тратят покупатели, продавцы получают в качестве дохода [3, 6, 13].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Буров М. П., Чистяков Е. Г. Основы национальной экономики. Учебник. / под ред. Полиевктовой Е. В. – М.: Экономика, 2016. - 463 с.
2. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. Учебник. – М.: Магистр, 2019. - 656 с.
3. Горбунов В. К. Математическое моделирование рыночного спроса. Учебное пособие / под ред. Макарова С. В. – М.: Лань, 2018. - 212 с.
4. Девяткин О. В., Быстров А. В., Акуленко Н. Б. Экономика предприятия (организации, фирмы). Учебник. / под ред. Девяткина О. В., Быстрова А. В. – М.: ИНФРА-М, 2022. - 777 с.
5. Егоршин А. П. Основы менеджмента. Учебник для ВУЗов. / под ред. Ненашевой Е. В. – М.: Экономика, 2018. - 235 с.
6. Котлер Ф., Сетиаван А., Картаджайя Х. Маркетинг 5.0. Технологии следующего поколения. – М.: Бомбора, 2022. - 272 с.
7. Кулаков М. В., Чихун Л. П. Экономическое развитие. Теория и практика. / под ред. Чиняковой М. Ю. – М.: Экономика, 2016. - 493 с.
8. Ловелл Н. Кривая спроса. Как умные компании находят клиентов. / под ред. Масловой Е. – М.: Питер, 2020. - 236 с.
9. Маллин Р., Камминс Д. Стимулирование продаж. Распродажи, подарки, скидки, купоны и другие инструменты повышения спроса. / под ред. Шульпиной Н. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 352 с.
10. Некипелов А. Д. Общая теория рыночной экономики. Учебник – М.: Магистр, 2022. - 784 с.
11. Овчинникова И. В. Торговый маркетинг товаров повседневного спроса. – М.: Спутник+, 2018. - 208 с.
12. Сливотски А., Вебер К. К. Управление спросом. Как создавать продукты-блокбастеры. / под ред. Кузнецовой Н. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 416 с.
13. Сидорчук Р. Р., Андреев С. Н., Скоробогатых И. И. Маркетинг: создание и донесение потребительской ценности. Учебник. / под ред. Сидорчук Р. Р., Андреевв С. Н., Скоробогатых И. И. – М.: ИНФРА-М, 2020. - 589 с.
14. Турманидзе Т. У. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. / под ред. Чиняковой М. Ю. – М.: Экономика, 2018. - 479 с.
15. Трентманн Ф. Эволюция потребления. Как спрос формирует предложение с XV века до наших дней. / под ред. Бизяевой Д. – М.: Бомбора, 2019. - 560 с.
16. Чернышева Ю. Г. Бизнес-анализ. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2022. - 648 с.