Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что все коммерческие организации в силу закона
должны иметь фирменное наименование - словесное обозначение организации, включающее
указание на ее организационно-правовую форму и собственно наименование (ст. 1473
Гражданского кодекса РФ ). Актуальность темы обусловлена и тем, что в России фирменные
наименования и коммерческие обозначения, в правовом отношении менее охраняемы, чем
другие объекты интеллектуальной собственности. Даже после принятия части четвертой ГК РФ с
закреплением в ней отдельных параграфов в главе 76, посвященных указанным объектам,
дискуссионных вопросов относительно правовой природы фирменных наименований и
коммерческих обозначений не стало меньше.
1. Правовое регулирование фирменного наименования
1.1. Право на фирменное наименование
Фирменное наименование (кратко просто «фирма») - это наименование коммерческого
юридического лица, которое определяется в его учредительных документах и включается в
2
Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации
юридического лица.
Фирменное наименование юридического лица содержит указание на его организационноправовую форму (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество,
государственное унитарное предприятие и др.) и собственно наименование юридического лица
(«Парикмахерская «Натали», «Издательство «Экзамен», «Кондитерская фабрика «Красный
Октябрь» и т.п.). Наименование юридического лица обязательно должно быть словесным.
Обычно оно обозначает род деятельности юридического лица. Следует, однако, иметь в виду, что
коммерческие юридические лица, за исключением унитарных предприятий и иных видов
организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские
обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных
законом (ст. 49 ГК РФ).
Наименование коммерческого юридического лица считается его фирменным наименованием
(фирмой). Сведения об организационно-правовой форме юридического лица (то есть указания
«ООО», «АО», «ГУП» и т.п.) в понятие «фирменное наименование» (как объект исключительного
права юридического лица) не входят и при рассмотрении случаев о тождестве и сходстве
фирменных наименований разных юридических лиц не учитываются.
С момента государственной регистрации коммерческого юридического лица у него возникает
исключительное право на фирменное наименование (ст. 1229, 1474 ГК РФ). Исключительное
право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического
лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из Единого
государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо
изменением его фирменного наименования. Никакой особой государственной регистрации
фирменного наименования как такового не требуется и не производится.
Действующее российское законодательство не содержит норм, касающихся прав на фирменные
наименования иностранных юридических лиц. Следует считать, что в соответствии со ст. 8
Парижской конвенции по охране промышленной собственности фирменные наименования
иностранных юридических лиц стран - участниц Конвенции пользуются на территории России
исключительным правом с момента, когда юридическое лицо стало участвовать в гражданском
обороте России.
Содержание исключительного права на фирменное наименование состоит в следующем:
юридическое лицо вправе использовать свое фирменное наименование при индивидуализации
себя и производимых или сбываемых им товаров, производстве работ и оказании услуг. В
частности, фирменное наименование может указываться на вывесках, бланках, счетах и иной
документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в Интернете.
Фирменное наименование или отдельные его элементы, в частности сокращенное фирменное
наименование, могут быть использованы правообладателем в составе коммерческого
обозначения или в принадлежащем ему товарном знаке. При этом фирменное наименование,
включенное в коммерческое обозначение или в товарный знак, охраняется независимо от охраны
самого коммерческого обозначения или товарного знака.
1.2. Законодательные требования к фирменному наименованию
3
Важнейшие функции, выполняемые фирмой в торговом обороте, приводят к тому, что
законодатель устанавливает целый ряд нормативных требований, которым должно
соответствовать фирменное наименование. При установлении таких требований законодатель
использует методы обязывания и запрета. С помощью обязывания установлены положительные
предписания, т.е. законодательно определяется то, что должно быть в фирменном наименовании
обязательно; с помощью запрета устанавливаются рамки, пределы свободы усмотрения
субъектов при выборе фирменного наименования коммерческой организации, иначе говоря,
запрещающими нормами законодатель определяет, чего в фирменном наименовании быть не
должно. Именно запрет используется законодателем для регулирования отношений, связанных с
фирменными наименованиями, наиболее часто. Это связано с тем, что для частноправовой
сферы, к которой относятся торговая и корпоративная, типичным методом регулирования
является дозволение, предполагающее предоставление свободы усмотрения субъектов,
ограниченной лишь законными пределами. Запрет и является способом определения меры
свободы, тогда как обязывание (установление положительных предписаний определенного
поведения) является значительно более жестким методом регуляции, лишая по сути субъектов
возможности усмотрения.
И в том, и в другом случае установленные ограничения направлены на обеспечение публичного
интереса, недопущение введения в заблуждение окружающих, получения необоснованных
конкурентных преимуществ путем создания ложных представлений о коммерческой организации.
Исследование зарубежного законодательства о фирмах позволило сделать вывод, что в целом
ограничения свободы усмотрения субъектов при выборе фирмы однородны, причем независимо
от правовой семьи. Такое сходство не так удивительно при изучении континентального права,
однако очень похожее регулирование удалось обнаружить в англосаксонском праве и даже в
праве Саудовской Аравии.
Так, о «corporate name» говорится в Законе о предпринимательских корпорациях штата Нью-Йорк
от 1 сентября 1963 г. в смысле, близком к отечественному наименованию юридического лица, а
«trade name» и «commercial name» обозначают имя любого лица, идентифицирующего его бизнес
или профессию. По всей видимости, «trade name» по смыслу ближе к коммерческому
обозначению, чем к фирменному наименованию, поскольку речь идет об индивидуализации
бизнеса лица, а не самого этого лица. Оно не содержит указания на организационную форму,
правовое положение предпринимателя, а имеет целью привлечение внимания публики.
Вместе с тем исследование требований к «corporate name» позволяет найти много сходства с
требованиями, предъявляемыми к фирменным наименованиям в отечественном праве. Так же,
как и в отечественном праве, требуется указывать организационную форму и ответственность
участников с использованием указанных в законе слов или устоявшихся аббревиатур; установлен
запрет на включение в наименование слов, использование которых ограничено
законодательством штата; запрещается использовать слова, вводящие в заблуждение
относительно цели деятельности корпорации, кроме того, не допускается включение в «corporate
name» слов, противоречащих закону, морали и нравственности.
2. Проблемы и перспективы развития правового регулирования фирменного наименования
2.1. Актуальные вопросы, связанные с фирменным наименованием
4
Нормы универсальных международных договоров в сфере правовой охраны фирменных
наименований и коммерческих обозначений обязательны для российского законодательства, они
имеют приоритет в отношении соответствующих национальных норм, поскольку Россия участвует
как в Парижской конвенции, так и в Конвенции, учреждающей ВОИС.
Однако российский законодатель не воспользовался благоприятной возможностью для
приведения российского законодательства в сфере правовой охраны фирменных наименований и
коммерческих обозначений в соответствие с общепризнанными мировыми стандартами, а пошел,
как и во многих других областях правового регулирования, своим «особым» путем.
В основе указанного выбора законодателя лежит, на мой взгляд, широко распространенный в
советской, а затем и в российской правовой литературе тезис: право на фирменное наименование
- это личное неимущественное право.
Указанное обстоятельство повлияло на российское законодательство в указанной области,
определило его особенности по сравнению с законодательствами других стран, основные из
которых заключаются в следующем.
В соответствии с пунктом 4 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой
организацией, должно иметь фирменное наименование. Иными словами, обладание фирменным
наименованием является одновременно не только правом, но и обязанностью. В большинстве
зарубежных правопорядков выбор фирменного наименования и его использование зависят от
волеизъявления того или иного лица.
В пункте 1 ст. 1473 ГК РФ установлено, кого именно должно индивидуализировать фирменное
наименование, - юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией.
Ранее для столь однозначного вывода не было достаточных оснований, поскольку, хотя в
большинстве статей ГК РФ, относящихся к фирменным наименованиям, и предусматривалось, что
фирменное наименование индивидуализирует юридическое лицо, в Кодексе имелись также
положения, согласно которым фирменное наименование индивидуализировало предприятие,
выступающее как объект права (ст. ст. 132, 559).
Все остальные статьи (2 - 5) Положения о фирме сконструированы по иному принципу, четко
устанавливающему, что фирменное наименование индивидуализирует именно предприятие,
принадлежащее тому или иному юридическому лицу. Например, согласно статье 2 фирма
предприятия, принадлежащего кооперативной организации, должна содержать указание на
предмет его деятельности и вид кооперативной организации. В статье 3 речь идет о фирме
предприятия, принадлежащего акционерному обществу (паевому товариществу) или
товариществу с ограниченной ответственностью.
Следует особое внимание обратить на норму статьи 12 Положения о фирме, которая допускала
передачу фирменного наименования совместно с предприятием: в случае перехода предприятия
к новому владельцу таковой может воспользоваться прежней фирмой предприятия лишь с
согласия прежнего владельца или его правопреемников, и лишь при условии добавления к ней
указания на преемственную связь.
В период неопределенности с концепцией индивидуализации, длившейся с 1 января 1995 г. по 31
декабря 2007 г., возможность передачи фирменного наименования совместно с предприятием
фактически существовала на основании статей 132 и 559 ГК РФ (до вступления в силу их новых
5
редакций, согласно которым термин «фирменное наименование» заменен термином
«коммерческое обозначение»).
С внесением изменений в указанные статьи, согласно которым термин «фирменное
наименование» уступил место термину «коммерческое обозначение», в России окончательно
утвердилась концепция индивидуализации фирменным наименованием юридического лица,
собственника предприятия, которая получила ограниченное распространение в мировой
практике, преимущественно в государствах СНГ. В качестве примера можно отметить Закон
Армении «О фирменных наименованиях»: в статье 2 данного Закона фирменное наименование
определяется как название, под которым юридическое лицо осуществляет свою деятельность и
которым отличается от других юридических лиц.
2.2. Перспективы развития правового регулирования фирменного наименования
В последнее десятилетие значительно увеличилось количество аналогичных и схожих до степени
смешения средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг, которые активно
используются в предпринимательской деятельности. В связи с этим возникла необходимость
создания эффективных механизмов их правовой защиты.
Суды, рассматривая споры о схожести до степени смешения фирменных наименований и
товарных знаков (знаков обслуживания), руководствуются правилом старшинства, то есть исходят
из даты регистрации юридических лиц. Например, если истцом и ответчиком выступают
юридические лица с тождественными фирменными наименованиями или товарными знаками, то
при разрешении спора между ними суд будет исходить из дат их регистрации. Исключительное
право на спорное средство индивидуализации, как правило, остается за тем субъектом
предпринимательской деятельности, который раньше прошел процедуру государственной
регистрации, если спор касается фирменных наименований. В случае если объектом спора
выступает, с одной стороны, фирменное наименование, а с другой - товарный знак, либо если
объектом спора является только товарный знак, то суд, используя принцип старшинства,
руководствуется датой регистрации не только юридического лица (это требование предъявляется,
если объектом спора выступает фирменное наименование), но и товарного знака (если объект
спора - товарный знак).
Законодатель предусмотрел запрет на использование тождественных или схожих до степени
смешения фирменных наименований юридических лиц с аналогичными видами деятельности.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации не
допускается использование фирменного наименования, тождественного фирменному
наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если
юридическое лицо осуществляет аналогичный вид деятельности.
Открытым остается вопрос, кто из правообладателей фирменного наименования обязан вносить
изменения или прекращать использовать свое средство индивидуализации, - юридическое лицо,
чье фирменное наименование было внесено в Единый государственный реестр юридических лиц
(далее - ЕГРЮЛ) ранее, или же юридическое лицо, которое сменило виды деятельности и начало
осуществлять иные виды деятельности под ранее зарегистрированным фирменным
наименованием, не проверив в ЕГРЮЛ сходство своего фирменного наименованиями с вновь
созданными организациями.
6
Проблемой является отсутствие законодательного регулирования количества видов деятельности,
осуществляемых юридическими лицами. Российское законодательство не содержит какие-либо
ограничения по количеству видов деятельности, осуществляемых юридическим лицом и
включенных в устав этого лица. Юридическое лицо вправе добавить виды деятельности или
изменить их в любое время без каких-либо ограничений. При этом в законодательстве отсутствует
обязанность юридического лица по смене фирменного наименования в случае изменения или
добавления видов деятельности, ранее указанных в уставе, с присвоенными кодами Федеральной
службы государственной статистики (далее - Росстат). Также в законодательстве отсутствует
обязанность юридического лица, изменившего виды деятельности, проверить вновь
зарегистрированные фирменные наименования с аналогичными видами деятельности и в случае
обнаружения таковых изменить свое фирменное наименование в определенные сроки.
Заключение
Итак, вполне очевидно, что фирменное наименование, как и в государствах с развитым
правопорядком, должно оставаться объектом интеллектуальной собственности, режим правовой
охраны которого нуждается в серьезном реформировании.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22
июня 2012 года N 17 Суд по интеллектуальным правам начал работать 3 июля 2013 года.
Для повышения эффективности судебной защиты исключительного права на фирменное
наименование, товарный знак и знак обслуживания считаем необходимым передать все споры о
незаконном использовании средств индивидуализации в Суд по интеллектуальным правам.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конвенция по охране промышленной собственности. Заключена в Париже 20.03.1883 //
Закон, N 7, 1999.
2. Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности.
Подписана в Стокгольме 14.07.1967, изменена 02.10.1979 // Документ КонсультантПлюс.
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-
ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ //
Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ //
Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N
195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
7. Федеральный конституционный закон от 06.12.2011 N 4-ФКЗ «О внесении изменений в
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и
7
Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в связи с
созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам» // Собрание
законодательства РФ, 12.12.2011, N 50, ст. 7334.
8. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249.
9. Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ «Об организованных торгах» // Собрание
законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6726.
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 «О
некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского
кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 6, июнь, 2009.
11. Постановление ФАС Центрального округа от 9 августа 2012 г. по делу N А14-11463/2010 //
СПС «КонсультантПлюс».
12. Постановление ФАС Московского округа от 6 февраля 2013 г. по делу N А40-87094/12-2-429
// СПС «КонсультантПлюс».
13. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2014 г. N
15АП-10282/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
14. Приказ Минспорттуризма от 5 мая 2010 г. N 420/1 // Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 29.
15. Гаврилов Э.П. Права на средства индивидуализации // Патенты и лицензии. 2016. N 5. С.
11.
16. Ермакова Е.А. Нарушение прав на фирменные наименования, состоящие из указания на
вид деятельности // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. N 7. С. 89.
17. Еременко В.И. Фирменные наименования и коммерческие обозначения: мифы и
реальность // Законодательство и экономика. 2015. N 11. С. 7.
18. Клейменова М.О. Перспективы повышения эффективности судебной защиты
исключительного права на фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания //
Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. N 2. С. 64.
19. Филиппова С.Ю. Фирменное право России. М.: Статут, 2016. С. 119.
20. Худайбердина Г.А. Фирменное наименование как средство индивидуализации участников
в гражданском обороте // Юрист. 2014. N 20. С. 40.