Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Актуальным вопросом исследования современности является изучение вопроса феномена колониализма, что оказал огромное влияние на современное состояние и развитие системы международной политики и системы в целом. Многие ученые делают попытки создать и сформулировать сбалансированную концепцию, позволившую бы многогранно изучать такое сложное явление в истории, что существенно повлияло на развитие государств Востока, многие из которых являлись колониальными объектами, а также на развитие многих стран Запада, что являлись субъектами колониального захвата.
Примером вышеперечисленному является история колониальной системы Британии. Специфика колониализма Британии – присутствие различных форм и способов распространения своей власти, большая (если сравнивать с другими колониальными системами) гибкость, благодаря чему британский колониализм успешно адаптировался к постоянно меняющимся условиям истории .
Краеугольным камнем в истории Британской империи явилась Первая мировая война, выявившая определенные кризисы прежних способов управления империей. Именно тогда и начинается процесс постепенной децентрализации Британской империи.
На рубеже 1910-х – 1920-х гг., когда стояли жаркие споры в политике стран, назревал и внутренний кризис империи. Правительство Британии делало попытки реализовать некоторое количество своих проектов-реформ управленческой системы в некоторых своих колониях. Эти реформы явились направлением дальнейшей эволюции политики колониализма Британии на следующие несколько лет.
Типичным проявлением тому была правительственная политика Британии в основной колонии, являвшейся по праву центром империи – политика в Британской Индии.
Первый этап реформирования системы колониализма – принятие в декабре 1919 г. Акта о реформах правительства Индии. Данный акт являлся ответом на увеличивавшиеся внутри механизма империи сложности. Был и вопрос с завершением Первой мировой войны, когда встала проблема национально-освободительного движения, которое интегрировало разные слои и элементы населения Индии, которое было достаточно разнородным.
Обсуждение законопроекта, как и весь ход дискуссий, связанных с ситуацией в Индии, говорило о том, что меняется баланс между консервативным и либеральным императивами колониальной политики Великобритании в пользу последнего.
Принятие Акта и его последующая реализация повлияли сильнейшим образом не только на политическое развитие Индии в дальнейшем, но и на саму систему колониализма Британии.
Объект исследования – общественно-политическая жизни Индии в 1920-1930 гг. Предмет исследования – роль М. Ганди в общественно-политической жизни Индии.
Целью данной работы является рассмотрение темы М. Ганди и общественно-политической жизни в Индии в 1920-30-е годы
Задачи:
- рассмотреть социальную и политическую жизнь Британской Индии в 1920-1930 гг., политику британского руководства в Индии в 1920-е гг. ;
- изучить взаимоотношения Британской Индии и Лиги Наций;
- рассмотреть биографию М. Ганди, идеи М. Ганди в пути борьбы за свободу Индии;
- изучить роль М. Ганди в борьбе за независимость Индии.
Хронологические рамки исследования – 1920-1930 гг.
Территориальные рамки исследования – Британская Индия.
Историография темы
В историографии гандизма довольно подробно исследована проблема интерпретации М.К. Ганди таких общечеловеческих ценностей, как ненасилие, истина. Изучив концепцию религии индийского мыслителя, А.Д. Литман выделил в качестве важной универсальной ценности в его мировоззрении толерантность . О.В. Мартышин указал на дуалистическую природу гандизма, в котором существовали расхождения между системой ценностей и практической деятельностью . Историк обращал внимание на прецеденты отступления Ганди от идеала ненасилия. Дискуссионным является вопрос о том, что являлось наивысшей ценностью для мыслителя. Д. Датта полагал, что на вершине аксиологической системы индийского философа находится Бог .
Значительное внимание учению Ганди и его роли в освободительном движении было уделено в обобщающих трудах по истории Индии в книге К. А. Антоновой, Г. М. Бонгард-Левина и Г. Г. Кбтовского «История Индии» .
Источниковая база. В качестве источниковой базы использовались работы М. Ганди, статьи.
Принципы и методы исследования – анализ и изучение источников и литературы, сравнение.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ИНДИИ В 1920-1930 ГГ.
1.1 Социальная и политическая жизнь Британской Индии в 1920-1930 гг. Политика британского руководства в Индии в 1920-е гг.
Социальная и политическая жизнь Британской Индии была связана с появлением политических партий, которые стали возникать и активно действовать с конца XIX – первой четверти XX в. Наиболее авторитетной среди них являлась партия Индийский национальный конгресс (ИНК), созданная в 1885 г. Опиравшийся на широкие слои индийской национальной буржуазии, земельной аристократии, интеллигенции, крестьянства и средних слоев города, во главе с такими выдающимися лидерами, как Мохандас Карамчанд Ганди и Джавахарлал Неру, ИНК боролся за независимость страны и создание демократической республики.
На его фоне Коммунистическая партия была образована относительно поздно, в октябре 1920 г., в Ташкенте в среде индийских эмигрантов. В декабре 1925 г. она была воссоздана на объединительной конференции индийских марксистов в Канпуре. Компартия функционировала под эгидой Коммунистического Интернационала и ориентировалась на установки руководства международного коммунистического движения, находившегося в Москве. Она подвергала критике национальную буржуазию, Конгресс, Ганди и гандизм за их ненасильственные методы и сдерживание революции, долго оставалась малочисленной и не пользовалась влиянием. Коммунистическая идеология в Индии очевидно уступала буржуазному национализму в конкурентной политической борьбе, но со временем нашла определенную нишу в сознании беднейших слоев индийского крестьянства.
Первые крестьянские протестные выступления в Бенгалии под руководством КПИ происходили в 1920–1930 гг. В 1934 г. КПИ была запрещена местными властями, многие активисты оказались в тюрьмах. Однако значительная часть коммунистов укрылась в провинции, в глуши деревень, и нелегально продолжила борьбу. Они начали вести законспирированную и успешную работу по мобилизации беднейших слоев крестьянства, и в 1936 г. образовалась бенгальская Кисан Сабха (Бенгальский крестьянский союз), провинциальное отделение Всеиндийской Кисан Сабхи. Ее целями стало «обеспечение полной свободы крестьянства от экономической эксплуатации и достижение экономической и политической власти для крестьян и рабочих, для всех эксплуатируемых классов» .
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алданов М. Мохандас Ганди // Алданов М. Портреты. М.: Новости, 1994.
2) Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. / 2-е изд., испр. и доп. М.: «Мысль». 1979. 608 с.
3) Битинайте Е. А., Идея внутреннего достоинства человека как философская основа сатьяграхи М. К. Ганди // Философия и культура. — 2015. — № 5 (89). — С. 732-738
4) Битинайте Е. А. Концепция общественного развития М. К. Ганди: опыт философской реконструкции // Вестник русской христианской гуманитарной академии. СПб., 2016. С. 28–34.
5) Битинайте Е. А., Братство перед лицом Единого Бога: М. К. Ганди о путях преодоления межрелигиозных разногласий // Вопросы философии. — 2022. — № 1. — С. 186-194
6) Битинайте Е. А., М. К. Ганди - неортодоксальный "ортодокс" // Вопросы философии. — 2021. — № 4. — С. 146-152.
7) Васяев А. А., Адвокаты Востока : Махатма Ганди, Нельсон Мандела, Ли Куан Ю, Мухаммад Али Джинна. — Москва : URSS : ЛЕНАНД, 2019 (cop. 2018). — 198 с.
8) Ганди М. К., Гомер Д. Мудрость Ганди. Мысли и изречения. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. 220 с.
9) Ганди М. К., Бог Един // Вопросы философии. — 2022. — № 1. — С. 194-196.
10) Ганди М. К., Кто является "санатани" хинду? // Вопросы философии. — 2021. — № 4. — С. 152-156.
11) Гришнова Е. Е., Махатма Ганди и его роль в борьбе за права человека // Вопросы истории. — 2019. — № 11. — С. 120-124.
12) Гусейнов А. А., Толстой и Ганди // Вопросы философии. — 2019. — № 11. — С. 153-163.
13) Датта Д. Философия Махатмы Ганди. – М.: Издательство иностранной литературы, 1959. -147 с.
14) Диких А.А. Генезис и эволюция партии Индийский национальный конгресс / А.А. Диких //Политика и общество. 2017. No 9 (154). С. 23-41.
15) Евграфов Г., Махатма Ганди: душа индийского народа // Исторический журнал. — 2015. — № 10. — С. 26-43
16) Илюхина, Р.М. Лига наций. 1919-1934. - М.: Наука,1982. 356 с.
17) Климова С. М., "Индийский" и "русский" Толстой: "свой" среди "чужих" и "чужой" среди "своих" // Вопросы философии. — 2021. — № 6. — С. 27-35.
18) Литман А.Д. Гандистская концепция религии в свете универсальных ценностей // Индия: религия в политике и общественном сознании. – М.: Наука, 1991. – С. 43-73.
19) Ллойд Джордж Д. Правда о мирных договорах. Т. 2. М.: Иностр. лит., 1957. 556 c.
20) Мартышин О. В. Ненасильственное сопротивление Махатмы Ганди // Принцип ненасилия. М., 1991. С. 113–162
21) Никитин Д. С., Объединенная индийская патриотическая ассоциация в борьбе против Национального конгресса (1888–1893 гг.) // Восток. — 2022. — № 1. — С. 118-127
22) Паниккар, К.М. Очерк истории Индии / Под ред. К.А.Антоновой. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1961. 341 с.
23) Поддубный, В.К. Внешнеполитические взгляды М.К. Ганди: Автореф. дис. канд. ист. наук. - М., 1979
24) Польский И. В., "Подлинная цивилизация" Махатмы. Мохандас Карамчанд Ганди как радикальный критик цивилизации // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. — 2014. — № 5 (сентябрь-октябрь). — С. 94-101.
25) Прокофьева И. Т. Субхас Чандра Бос и Махатма Ганди: два пути к независимости//РЕВОЛЮЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ. Материалы круглого стола. 2019С. 61-72
26) Савинов И. А., Проблемы адаптации и идентичности в англо-индийском сообществе (вторая половина XIX - начало ХХ вв.) // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2012. — № 2 (102). — С. 187-195.
27) Сагимбаев А. В. Конституционная комиссия Дж. О. Саймона и ее роль в трансформации политико-административной системы Британской Индии в конце 1920-х гг//ИСТОРИЯ. ОБЩЕСТВО. ПОЛИТИКА. 2017. № 1. С. 121-129
28) Сафронова А. Л., Индийские княжества versus Британская империя: историческое взаимодействие политических традиций // Восток. — 2021. — № 1. — С. 82-92
29) Степанянц М. Т., Судьба гандизма: почитание или забвение? // Вопросы философии. — 2019. — № 11. — С. 164-174.
30) Фурсов К. А., Русский Туркестан и Британская Индия в экономической системе колониализма // Федерализм. — 2010. — N 2. — С. 113-130.
31) Хакимова Э. А. Ценностные основания социальной помощи в философии ненасилия М. Ганди// Проблемы войны и мира в современном социально-гуманитарном знании : сб. науч. ст. по материалам науч.-практ. конф. «XX Социологические чтения» (г. Пенза, 12 ноября 2020 г.) / под ред. к.филос.н., доц. Т. И. Лавреновой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2021. С. 55-60
32) Ходнев А.С. Гибридный «интернационализм»: Британская Индия в Лиге Наций// История. Общество. Политика. 2019 No2(10). С. 26-35
33) Черешнева Л. А. Движение тебхага в Индии: к истории крестьянских выступлений на востоке//ТРУДЫ ИНСТИТУТА ВОСТОКОВЕДЕНИЯ РАН. 2019. № 26. С. 537-545
34) Якимчук А.А. Махатма Ганди – выдающаяся личность индийского национального движения борьбы за независимость// ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. 2019. № 5. С. 9-12