Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования. Как отдельный тип новостей, религиозные журналы не фигурировали ни в нынешних, ни в предыдущих национальных стандартах. Они также не освещаются в научных работах, посвященных типологии новостей. Однако Российское религиозное издательство, исключенное из массива журналов, стало объектом научных и библиографических исследований некоторых авторов.
В последнее время многие архиепископы, духовенство и верующие Русской Православной Церкви все чаще выражают обеспокоенность тем, что государство безразлично относится к пропаганде насилия, межрасовой, межрелигиозной, социальной и иной вражды, нравственной распущенности, разврата и других явлений, которые противоречат христианству, природе и общечеловеческой морали посредством печати и аудиовизуальные продукты, радио и телевидение. Как правило, пресса рассматривает такие суждения как покушение на свободу прессы. Но ведь деятельность современных средств массовой информации можно считать покушением на свободу нравственной жизни человека, потому что навязывание аморального культа также ограничивает свободу человеческого выбора и жестокую цензуру.
Современное мировое сообщество как кровеносными сосудами пронизано информацией. Для большей части землян день начинается, посредством радио, телевидения, газет, журналов, с потребления новостных сообщений о природных или техногенных катастрофах, выборах и смене президентов, ценах на нефть, скандалах в артистических и высокопоставленных властных структурах, трансляций с места столкновений футбольных фанатов, представителей «зеленых», различных политических течений с властями или освещения обрядовых событий различных конфессий. Средства массовой информации (СМИ) стали одним из основных субъектов, влияющих на общественные планетарные процессы. СМИ заняли место одного из важнейших социальных институтов, призванных обеспечить свободу совести, вероисповедания, слова и свободу передачи информации, что составляет первостепенное условие построения правовых государств и становления в них гражданского общества.
Объект исследования – функционирование религиозной периодики в России.
Предмет исследования – особенности развития религиозной периодики в России.
Цель курсовой работы – изучение религиозной печати. Формирование современной системы религиозной периодики в России.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные этапы становления православной журналистики;
выявить типологическую структуру современной православной журналистики;
охарактеризовать функции и особенности православной журналистики;
сформулировать состояние православной периодики в современной России;
изучить новые типы православных СМИ в России.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ПЕРИОДИКИ В РОССИИ
1.1. Основные этапы становления православной журналистики
Православную журналистику типологически можно отнести к тематическим нишевым СМИ: есть спортивные публикации, экономические публикации и религиозные публикации. С другой стороны, православные новости можно охарактеризовать как корпоративные новости. Как и корпоративные СМИ, целевая аудитория православных изданий делится на внутреннюю (члены компании) и внешнюю. Все православные СМИ (будь то официальные сайты, телеканалы, приходские листовки или независимые порталы) страдают от этой двойственности, и они ищут баланс между двумя целевыми аудиториями... И в большинстве случаев они его не находили.
Евгений Стрельчик, бывший заместитель главного редактора «Вечерней Москвы», выпустил первую православную газету без цензуры «Церковный вестник» в 1993 году. Как лейбл VM, он сказал в интервью: «Православные новости не живут в соответствии с законом о свободной прессе. Это подходит для узкий корпоративный клан, небольшая целевая аудитория, на самом деле их много. «Однако этот вид «многотиражки» имеет разветвленную дистрибьюторскую сеть и также делится на внутреннюю (для церковных магазинов и специализированных магазинов) и внешнюю (как и другие - абонементы, киоски, супермаркеты).
Одной из главных проблем православных СМИ в последние годы является подчинение новостей и связей с общественностью. Елена Жосул, консультант председателя Синодального информационного отдела (аббревиатура Синфо – церковное учреждение, выполняющее функции Министерства новостей и информационных служб), заявила в интервью «Комсомольской правде»: «В классическом варианте новости и связи с общественностью - это две сферы деятельности, которые должны быть разделены, но наша нынешняя ситуация такова, что эти функции в ортодоксальной медиасреде часто взаимосвязаны.»Владимир Легойда, председатель «Нового Будды», и некоторые другие церковные чиновники и пасторы неоднократно заявляли, что одной из главных задач православных новостей является «донесение мнения церкви», а именно – пиар.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666 О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года // Президент России. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/36512
2. Федеральный закон от 29 июня 2013 г. N 136-ФЗ г. Москва «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» // Российская Газета. URL: https://rg.ru/2013/06/30/zashita-site-dok.html
3. Большакова, З. Г. Взаимодействие Русской православной церкви и СМИ на региональном и федеральном уровне [Электронный ресурс] // Медиаскоп: теория СМИ и массовых коммуникаций. URL: http://mediascope.ru/node/967
4. Декларация русской идентичности // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/508347.html
5. Доброхотова, М. А. Специфика православной медиасферы в России в 1990–2000-е годы на примере печатных периодических изданий / М. А. Доброхотова // Вестник Пермского университета. Пермь. 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-pravoslavnoy-mediasfery-v-rossii-v-1990-2000-egody-na-primere-pechatnyh-periodicheskih-izdaniy
6. Емельянов, Т. Доклад на Конгрессе православной прессы [Электронный ресурс] // Конгресс православной прессы. URL: http://www.pravoslavie. ru/sobytia/cpp/smirpc.htm
7. Каталог православной прессы [Электронный ресурс]: Электронная библиотека Якова Кротова. 1997 – 2016. URL: http://www.krotov.info
8. Коптяева, В. А. Социальная политика Русской православной церкви в современной России / В. А. Коптяева. // Молодой ученый. – 2018. – № 27 (213). – С. 132-134.
9. Костикова, Н. А. Православная журналистика: методологические особенности изучения эффективности деятельности : докл. на заседании Клуба православных журналистов [Электронный ресурс]. URL: http://radonezh.ru/analytic/9097.html
10. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html
11. Культура, книгоиздание, информационная работа / Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года). [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2777929.html.
12. Легойда В. Итог пятилетия – перемещение церковной тематики в центр общественной дискуссии [Электронный ресурс] : Православный портал «Православие. Ru». URL: http://www.pravoslavie.ru/
13. Лученко, К. В. Что такое православные СМИ? [Электронный ресурс] // Православие и мир. URL: http://www.pravmir.ru/chto-takoe-pravoslavnye-smi
14. Мисонжников, Б, Я Журналистика. Введение в профессию / БЯ Мисонжников. - СПб.: Питер, 2018. - 272 c.
15. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html
16. Пресс-слово года (Эффективный поиск и профессиональный анализ информации). [Электронный ресурс]. URL: http://www.public.ru/press_word2012/.
17. Стровский, Д.Л. Отечественная журналистика новейшего периода. Учебное пособие / Д.Л. Стровский. - М.: Юнити, 2018. - 352 c.
18. Тиражи «Аргументов и фактов» растут. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gipp.ru/viewer.php?id=50482/
19. Стровский, Д.Л. Отечественная журналистика новейшего периода. Учебное пособие / Д.Л. Стровский. - М.: Юнити, 2018. - 35.