Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Малый бизнес как институциональный сектор экономики уже многие годы доминирует по количеству и объемам производства в ведущих странах мира.
Организации с небольшой численностью работающих обеспечивают гибкость и устойчивость экономической системы региона, приближают ее к потребностям конкретных потребителей и, одновременно, выполняют важную социальную роль, предоставляя рабочие места и обеспечивая источники дохода для значительного количества населения.
Согласно данным реестра субъектов малого и среднего предпринимательство на текущий момент в РФ зарегистрировано более 200 тысяч малых предприятий, которые ведут деятельность, обеспечивая рабочие места для более чем 6 000 000 человек, таким образом, более 5% всего населения страны, заняты на малых предприятиях. Один это факт позволяет говорить о том, что малый бизнес оказывает значительное влияние на экономику РФ.
Данная тема непрерывно изучается многими исследователями, что кроме её значимости обусловлено также тем, что малый бизнес, как и любое другое предприятие находиться под постоянным надзором государства, которое и регулирует его деятельность. Постоянно меняющиеся законодательство в области контроля за предпринимательством, в области особенностей ведения учета н налогообложения, а также в требованиях к предприятию для получения статуса «малое», также характеризует актуальность данной темы.
Таким образом, актуальность темы заключается в том, что в настоящее время правовое регулирование отношений участников малого бизнеса и, как следствие, особенности учета и анализа показателей приобрели особое значение для коммерческих организаций и, в частности, для малого бизнеса.
В то же время недостаточно исследованы теоретические и методические аспекты экономического анализа малого предприятия в условиях реформирования российского учета и саморегулирования субъектов малого бизнеса. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование вопросов методики проведения экономического анализа малого предприятия.
Целью работы является изучение организации и методики экономического анализа малого предприятия.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические основы экономического анализа малого предприятия;
– изучить организацию учетно-аналитической системы на предприятии;
– провести оценку экономических показателей деятельности предприятия;
– предложить мероприятия повышения экономических показателей предприятия.
Объектом курсовой работы является общество с ограниченной ответственностью «Кристалл–рубин».
Предметом является методика экономического анализа малого предприятия.
Теоретическая и методологическая основа исследования представлена положениями, содержащимися в трудах отечественных и зарубежных авторов по теории, методологии и организации экономического анализа.
Информационной базой работы послужили нормативные акты Российской Федерации, международные стандарты финансовой отчетности, статистические данные, материалы глобальной сети Интернет, данные годовой бухгалтерской отчетности ООО «Кристалл–рубин».
Курсовая работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников. Объем курсовой работы – 46 стр.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие, субъекты и нормативное регулирование малого бизнеса
Для современного государства бизнес является основной средой, в которой исследуются и используются инновации, формируется конкурентная среда. Для самих участников бизнеса ведение бизнеса является как самореализация, так и способом повышения своего благосостояния на основе использования своих накоплений. Размеры бизнеса влияют на размеры доходов и налогов, уплачиваемых собственником бизнеса, а также на оперативность отвечать изменениям рынка.
«Бизнес» и «малый бизнес» как понятие рассматривают и исследуют как российские авторы, так и зарубежные.
Американский ученый Алан Хоскинг, автор «Business studies» (одного из многих систематических изданий Холборнского колледжа (Лондон)), трактовал понятие «бизнес» как «деятельность, осуществляемую частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций» [17, с. 103].
В 1985 году американский ученый профессор Р. Хизрич дал следующее определение термину «бизнес» – «предпринимательство как процесс создания чего–то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым» [25, с. 103].
Российские ученые XIX века, В. Коноплицкий и А. Филина, авторы книги «Это бизнес» (толковый словарь экономических терминов), дают следующее определение понятию «бизнес» – «любая организованная законная деятельность, главной целью которой является получение прибыли. Регулируется национальным законодательством и международными соглашениями».
На основании вышеприведенных определений можно отметить, что понятие «бизнес» меняется от условий среды, в которой он обитает. Обобщенной характеристикой можно считать, что «бизнес» –это предпринимательская деятельность, целью которой является получение прибыли в условиях риска.
Кроме количественных характеристик бизнеса, ученые рассматривают и качественные его характеристики.
Так, по мнению Н.М. Филимоновой, Н.В. Моргуновой и Е.С. Ловковой, малое предприятие – это «...предприятие с незначительным количеством работников, небольшими объемами деятельности, большей частью рискованной деятельности (производственной, торговой, научной и т.п.), и производства, владелец которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения с целью присвоения прибыли» [20, с.56].
Н.М. Ракутина описывает другое, более широкое определение определения понятия «малый бизнес»: «Малый бизнес – это ведущий сектор экономики, который является основой рознично–торгового производства, определяет темпы экономического развития, структуру и качественную характеристику валового внутреннего продукта, степень демократизации общества» [24, с. 83].
М.Г. Лапуста характеризует малое предприятие как «небольшое предприятие, которое не имеет сложной организации управления и которым руководит один независимый собственник, имеющий ограниченный доступ к рыночному капиталу и незначительную долю своего товара на рынке, не занимает в своей области доминирующего положения и отвечает определенным критериям по количеству занятых и ежегодным критериям продаж» [18, с. 306].
Согласно частью 1.1 статьи 4 Закона от 24.07.2007 № 209–ФЗ [6] «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) при соблюдении условий, относят:
– хозяйственные общества, товарищества и партнерства;
– производственные и потребительские кооперативы;
– крестьянские (фермерские) хозяйства;
– индивидуальных предпринимателей.
Основными критериями являются численность и годовой размер дохода. Для разных организационных форм установлены еще дополнительные требования.
Реестр малых предприятий ведет и размещает на своем сайте ФНС. Предприятие, которое попадает в список, автоматически подтверждает льготы.
Система нормативного регулирования деятельности малых предприятий состоит из следующих нормативно-правовых актов.
1. Конституция РФ. Право на осуществление предпринимательской деятельности – это конституционно гарантированное право человека в Российской Федерации. Любой человек имеет право свободно пользоваться своими правами и вещами, принадлежащими ему на праве собственности, а также своим творческим потенциалом и идеями для занятия предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Это установлено в Конституции РФ [1].
Это все выражение принципа экономической свободы, который показывает, что каждый индивид вправе самостоятельно выбирать вид и форму своего экономического труда (состоять ли в трудовых отношениях с работодателем, или обладать статусом индивидуального предпринимателя, или применять налог на профессиональный доход, или быть участником юридического лица).
2. Гражданский кодекс РФ. Гражданский основной закон содержит в себе дефиниции таких категорий, как предпринимательство, варианты претворения в юридическую жизнь его видов, статус и титульная собственность коммерческих деятелей, соглашения и их формы и иное. В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».
3. Налоговый кодекс РФ. При создании субъекта малого бизнеса собственнику необходимо выбрать систему налогообложения, которая была бы ему выгода. В Российской Федерации для субъектов малого бизнеса предусмотрено несколько видов систем налогообложения, которые в основном зависят от размера и сферы деятельности субъекта малого бизнеса (рис. 1).
Рисунок 1 – Система налоговых режимов в РФ
В настоящее время в России действует шесть систем налогообложения:
– общая система налогообложения – ОСНО;
– упрощённая система налогообложения – УСН;
– единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН;
– патентная система налогообложения – ПСН;
– налог на профессиональный доход – НПД;
– автоматическая система налогообложения – АУСН.
Компании могут работать только на четырёх режимах: ОСНО, УСН, ЕСХН и АУСН. ИП могут работать на всех шести.
Основные федеральные законы, регулирующие деятельность субъектов малого бизнеса:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020г.) // КонсультантПлюс.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ (в ред. от 25 февраля 2022г.) // КонсультантПлюс.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ (в ред. от 20 октября 2022г.) // КонсультантПлюс.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ (в ред. от 28 июня 2022г.) // КонсультантПлюс.
5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06 декабря 2011г. № 402-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2021г.) // КонсультантПлюс.
6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ // КонсультантПлюс.
7. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02 июля 2021г. № 400 // КонсультантПлюс.
8. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13 мая 2017 № 208 // КонсультантПлюс.
9. Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности: Минфина России № ПЗ-3/2015 // КонсультантПлюс
10. Приказ Минфина России от 02 июля 2010г. № 66н (в ред. от 19 апреля 2019г.) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 02 августа 2010г. № 18023) (с изм. и доп., вступ. в силу с отчетности за 2020 год) // КонсультантПлюс.
11. Приказ Минфина России от 16 мая 2016г. № 64н в (ред. от 17 сентября 2020г.) «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» (Зарегистрировано в Минюсте России 06 июня 2016г. № 42429) // КонсультантПлюс.
12. Приказ Минфина РФ от 06 июля 1999г. № 43н (в ред. от 08 ноября 2010г., с изм. от 29 января 2018г.) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» // КонсультантПлюс.
Научная и учебная литература:
13. Алексеев И. Л. Бухгалтерский учет / И. Л. Алексеев. – М. : Инфра-М. – 2021.– 325 с.
14. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2–е изд., доп и пер./М.А. Вахрушина. – М.: ИКФ Омега–Л; Высш. шк., 2021. – 528 с.
15. Глазунов В.Н. Анализ финансового состояния фирмы. / В.Н. Глазунов. – М.: Издательство ПРИОР, 2019. – 248 с.
16. Крылов Э. И. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия / Э.И. Крылов. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 185 с.
17. Курс предпринимательства [Текст]: монография /А. Хоскинг ; ред. В. Рыбалкин. – М.: Международные от– ношения, 2018. – 350 с.
18. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста. – М.: ИНФРА–М, 2018.–685 с.
19. Лукасевич И. Я. Финансовый менеджмент / И. Я. Лукасевич. – М: Эксмо, 2018. – 296 с.
20. Малый бизнес / под ред. профессора Горфинкеля В.Я. // Кнорус. Москва, 2021. – С.336.
21. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 4–е издание / Г. В. Савицкая. – Минск, 2014. – 299 с.
Статьи из журналов и газет:
22. Кононкова Н.И. Малый бизнес как источник экономического роста / Н.И. Кононкова, С.П. Ширяева //Проблемы теории и практики управления. – 2020. – № 9. – С. 114–119.
23. Косариков А. Малый бизнес в России: программирование развития / А. Косариков, О. Соколова // Проблемы теории и практики управления. – 2020. –№ 10.–С. 158–163.
24. Ракутина Н.М. Современные проблемы российского малого бизнеса / Н.М. Ракутина // Национальные проекты. – 2020. – № 12. – С. 83–90.
25. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха : Вып. 1. Предприниматель и предпринимательство: Пер. С англ. – М.: Прогресс, 2019 – 211 с..