Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема работы актуальна для рассмотрения, тем, что основу бюджета любого государства составляют налоги. Налоги позволяют решать социальные вопросы, такие как выплата пособий, расходы на здравоохранение и образование. Налоги в таком направлении помогают правильно развиваться экономике и улучшать финансовое положение граждан страны.
Начало формирования классической теории налогообложения сформировано научными трудами А. Смита, В. Петга, Д. Рикардо. В работах Дж. Стиглица, Н. Мэнкью, С. Фишера, и других экономистов рассматривались вопросы эффективности налогового регулирования и налогообложения. Для развития экономической теории с точки зрения политико-экономических позиций, наиболее продуктивен анализ налоговой системы государства. Всесторонние требования, исследования практических и теоретических аспектов усовершенствования налоговой системы в российской экономике в последнее время имеют большое значение. Важным условием целостности налоговой системы является полное и эффективное функционирование все её подсистем, особенно это необходимо на современном этапе развития. Необходимость усовершенствования налоговой системы, соответствующей сущности налогов и их функциям в текущий период, сформулировано в работах В.А. Кашина, И.А. Кравченко, И.Г. Русаковой, и других. Детальное рассмотрение структуры налоговой системы РФ и проблем ее совершенствования есть цель этой работы. На основании поставленной цели можно выстроить следующие задачи, требующие рассмотрения:
- произвести анализ понятий, содержание, роли и цели налоговой системы;
- определить принципы построения налоговой системы;
- охарактеризовать и проанализировать поступления основных налогов в бюджет Российской Федерации в 2019-2020 гг.;
- дать характеристику проблемам оптимизации налоговой нагрузки предприятий;
- перечислить проблемы развития современной налоговой системы;
- раскрыть перспективы развития налоговой системы РФ.
Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации. Теоретической и методологической основой работы являются теории экономической трансформации налогообложения и налоговой системы в Российской Федерации в свете оптимизации налоговой нагрузки.
1.Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов
1.1. История возникновения налоговой системы России
В древнеславянском государстве главным источником доходов казны была дань, собираемая с населения. Первые упоминания о взимании дани относятся к времени правления князя Oлeга. Единицей обложения данью в Киевской Руси был «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве. Обложение «по дыму» известно с самых давних времен.
Во времена Золотой Орды появились прочие подати и сборы с податного населения. В XIII в. дань взималась в пользу ханов Золотой Орды, русские князья платили дань более 200 лет. При Иоанне III в 1480 г. уплата дани была отменена. В феодальный период (XIII—XIV вв.) появились судебные, торговые пошлины. Со второй половины XVI в. налоги и сборы приобрели денежную форму. В XV—XVI вв. распространение получила подать, поступавшая в казну Московского князя, взимавшаяся в качестве посошного обложения.
В ходе налоговой реформы Петра Первого подворное взимание налога было заменено подушной податью, были сформированы новые виды налогообложения — горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, пресловутый налог на бороды. Царь провел реформу системы собирания налогов: финансовые приказы были заменены финансовыми коллегиями. Во время правления Петра Первого были созданы основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. При Александре I изменялись фискальные сборы и налоги.
Единственными источниками пополнения доходов бюджета в первые годы советской власти были эмиссия бумажных денег и принудительные натуральные разверстки.
Первым законом, начавшим формирование новой налоговой системы после Октябрьской революции стало принятие Декрета Совета Народных Комиссаров) от 24 ноября 1917 г. «О взимании прямых налогов», который установил налог на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от частных промыслов. В условиях диктатуры пролетариата налоговое законодательство стали средством классовой борьбы с чуждыми элементами. Новая экономическая политика возникла в 1921 году, она являлась способом победить повальный дефицит революционного времени. В основные мероприятия нэпа входили: введение продналога взамен продразверстки, поощрение частной торговли, создание артелей, аренды мелких промышленных предприятий и земли, выплаты заработной платы в денежной форме, в отличие от натуральной формы заработной платы, характерной для первых революционных лет.
Новая экономическая политика дала начало возрождению налоговой системы, которая строилась по аналогии налоговой системы дореволюционной России.
На основании постановления ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. в СССР была проведена налоговая реформа, кардинальным образом меняющая всю налоговую систему СССР. В ходе этой реформы было исключено понятие акцизов, а все налоговые отчисления предприятий заключались в двух основных платежах — налоге с оборота и отчислениях от прибыли.
Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, передавалась в доход государства. На основании налоговой системы СССР доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых поступлений валового национального продукта, производимого на государственных предприятиях. Фактически налоги и система налогообложения не имела значения для государства, как источник формирования бюджета.
Во время войны в связи с дополнительными нуждами бюджета для ведения военных действий указами Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. и 8 июля 1944 г. Были введены дополнительные налоги и сборы с физических лиц: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, военный налог.
В послевоенный период в стране произошло постепенная замена налогообложения неналоговыми источниками пополнения бюджета. Единственным налогом на предприятия остался налог с оборота, поступления от которого составили, например, в 1954 г. до 40% доходной части бюджета СССР.
В 1960-е годы произошел существенный поворот в сфере налоговой политики. По инициативе Н.С. Хрущева была предпринята попытка провести постепенную ликвидацию налогообложения.
В 1986 г. в СССР в связи с изменением политического направления была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Начала свое действие реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Была подготовлена правовая база для введения налогов для индивидуальных предпринимателей, кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. Основными законодательными актами, регулирующими эту деятельность, были законы, регулирующие деятельность кооперативов и совместных предприятий.
А 21 марта 1988 г. был введен налог с частных владельцев транспортных средств. При изменении законодательства в июне 1990 г предприятия, объединения и организации стали уплачивать такие вновь введенные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт.
Главные принципы налоговой системы Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991 г.
Законами Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. были введены земельный налог и сборы, зачисляемые в дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. Правительство приняло пакет законов о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц.
В этом же месяце был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
В 1992 г. было сформировано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР, которое через год превратилось в самостоятельный правоохранительный орган в сфере контроля за собираемостью налогов — Федеральную службу налоговой полиции России.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Конституция Российской Федерации
2.Налоговый Кодекс РФ (часть 1 и 2)
3.Болатаева, А.А. Налоговая система РФ: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы [Текст] // Научные Известия. 2019. № 6. С. 41-45.
4.Имыкшенова, Е.А. Налоги и сборы: некоторые вопросы классификации / Е.А. Имыкшенова [Текст] // Налоговед. 2019. № 9. С. 2-5.
5.Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018-19 год (предварительные итоги) [Электронный ресурс] / URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2018/03/main/Ipolnenie_federalnogo_budzheta.pdf (дата обращения: 15.10.2022)
6. Казакова, О.Б. Инфраструктурное обеспечение инновационного развития экономики [Текст]: монография // Казакова О.Б.— Электрон. текстовые данные.— М.: Палеотип, 2019.— 164 c.
7. Крохина, Ю. А. Налоговое право : учебник для бакалавров [Текст] / Ю. А. Крохина. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 495 с.
8. Пономарев, А.И., Топоров, И.В. «Экономический и налоговый потенциал налоговой системы РФ» [Текст] // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 1 (56) С. 47-51
9. Худяков, А.И., Бродский, Г.М. Основы налогообложения [Текст]: Учеб. пособие. СПб.: Европейский Дом, 2019. — 432 с.
10. Цветова, Г. В. Налоги и налогообложение : практикум / Г. В. Цветова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 78 c. — ISBN 978-5-4486-0058-6. — Текст: электронный // Электроннобиблиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70270.html
11. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. - некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс.
12. https://www.garant.ru/ - информационно-правовой портал Гарант.ру
13. https://www.minfin.ru/ru/- официальный сайт Министерства финансов РФ
14. ЭБС «Университетская библиотека онлайн» - http://biblioclub.ru
15. Научная электронная библиотека e-library – www.elibrary.ru