Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Развитие готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению как личностных результатов освоения образовательной программы является необходимым компонентом формирования их профессионализма. Это определяет актуальность темы данного исследования.
По мнению различных исследователей (Л.И. Божович, Е.П. Ильина, А.П. Чернявской) Низкие результаты, показанные старшеклассниками в определённой образовательной области, нежелание выполнять задачи, поставленные педагогами, часто являются следствием отсутствия готовности к профессиональному самоопределению. Для того чтобы избежать этих негативных явлений, педагог-психолог должен понимать, какие мотивы движут учащимися, уметь регулировать их.
К настоящему времени психологами (Л.И. Божович, Е.П. Ильиным, Л.В. Куликовым) определено множество методов и приёмов, позволяющих совершенствовать качество образования посредством повышения готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению. Однако для того чтобы успешно использовать эти методы для старшеклассников, необходимо обладать соответствующими знаниями в области психологии, развивать в себе качества, которые позволят установить понимающие отношения со старшеклассниками, а также регулярно повышать собственный профессионализм.
Создание условий для повышения готовности к профессиональному самоопределению в деятельности преподавателя является важным фактором его успешной работы. Однако к настоящему времени работ в данной области недостаточно. Вот почему тема данного исследования является перспективной и актуальной.
Цель исследования: изучение готовности юношей к профессиональном самоопределению.
Методологическую основу исследования составили концепции единства личности и деятельности Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Б.С. Братусь, Л.С. Выготского, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, К.К. Платонова и др.; теоретические подходы к социально-психологическому исследованию личности Г.В. Акопова, Г.М. Андреевой, Е.С. Кузьмина, Д. Майерса, В.М. Миниярова, В.Н. Мясищева, Б.Д. Парыгина, В.А. Ядова, Н.Н. Ярушкина и др.; методологические положения о личности как активном субъекте жизнедеятельности (К.А. Абульханоойа-Славской, Н.Р. Битяновой, А.В. Брушлинского, Л.И. Божович, И.С. Кон, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др.; методологические подходы к разработке социально-психологических средств организации процессов самоопределения Л.И. Анциферовой, М.Р. Гинзбург, А.А. Гудзовской, СЛ. Рубинштейна, Г.П. Щедровицкого и др.); научно-практические исследования по проблемам профессионального самоопределения личности Т.П. Варфоломеевой, Е.А. Геник, С.А. Гильманова, Ю.М. Забродина, Э.Ф. Зеер, Ф.С. Исмагиловой, Т.В. Кудрявцева, Е.Н. Фармановой, А.П. Чернявской, В.Ю. Шегуровой и др.
Методы исследования:
В соответствии с поставленной целью и определившимися задачами научного исследования, в работе был подобран комплекс методов, отвечающий научным подходам отечественной психологии:
- организационная группа методов (сравнительного анализа);
- эмпирическая группа методов (наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос-беседа);
- методы количественной и качественной обработки данных.
Методики исследования:
1. «Готовность к профессиональному выбору» (автор А.П. Чернявская)
2. Методика «Якоря карьеры» (диагностика ценностных ориентаций в карьере; автор Э. Шейн);
3. Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман).
Экспериментальная база: СОШ (учащиеся 10 класса).
Глава 1. Теоретические основы профессионального самоопределения юношей
1.1. Психолого-педагогические особенности старшеклассников
Рассмотрим особенности успешности старшеклассников в учебной деятельности.
В 16-18 лет молодые люди вступают на новый этап в своей жизни: школьное обучение заканчивается и начинается профессиональное самоопределение.
Как правило, в старших классах подростковый максимализм ослабевает. Юноши и девушки уже имеют чёткое представление о своих жизненных целях, о собственной личности. Это даёт возможность им вывить соотношение между уровнем достижений и уровнем притязаний.
Так, сильные стороны личности, которые отмечают у себя старшеклассники, формируют их уверенность в себе, энергичность, готовность активно стремиться к достижению выдвинутых целей и достигать их. Всё это формирует у молодых людей адекватную самооценку, которая, как правило, является высокой [9].
Соответствие интересам молодых людей выбора их профессии при начале обучения также оказывает влияние на самооценку. Различные исследования выявили существенные отличия в уровне развития различных компонентов самооценки между старшеклассниками. выбирающими гуманитарный и информационно-математический профили.
Данные отличия имеют логическое обоснование. Старшеклассники гуманитарных направлений выбрали для себя такую область деятельности, которая связана с активным взаимодействием с другими людьми (по Е.А. Климову: профессии типа «человек-человек»). Соответственно, они должны иметь предпосылки и склонности для профессий данного типа. Им интересны и понятны эмоции других людей, они готовы исследовать психологическое состояние других. Помимо этого, на развитие различных компонентов самооценки старшеклассников гуманитарных направлений оказывают влияние успешность в освоении тех дисциплин, по которым они в ближайшее время будут проходить обучение в вузе: различные направления психологии, педагогики, социологии, философии, а также изучение русской и зарубежной литературы.
У старшеклассников информационно-математических профилей сфера интересов в рамках выбора профессии, как правило, не связана с внутренним миром других людей; они выбирают профессии типа «человек – знак» и «человек – техника» (по Е.А. Климову). Соответственно, выбирая данные типы профессий, они планируют обучаться преимущественно по тем дисциплинам, которые не имеют направленности на других людей. Всё это накладывает отпечаток и на развитие их эмоциональной сферы и на формировании самооценки [9].
Таким образом, выбор профессии и формирование личностной успешности являются взаимосвязанными процессами.
В современном обществе материальный статус уже сформированной личности является важным фактором, который оказывает воздействие на формирование успешности. В современном обществе многие молодые люди начинают активную трудовую жизнь и к юношескому возрасту достигают определённых финансовых результатов. Как правило, это укрепляет самооценку молодых людей и является основой дальнейшей деловой активности.
Другая ситуация может возникнуть, если молодой человек имеет высокий финансовый уровень не благодаря собственным достижениям, а вследствие родительской заботы. В этом случае самооценка старшеклассника может быть неадекватно завышенной: он может полагать, что наделён особым положением, что даёт ему различные преимущественные права по сравнению с другими людьми.
Однако эта завышенная самооценка является неустойчивой. В случае изменения материального статуса молодого человека меняется и его самооценка, которая может стремительно снизиться.
Низкий финансовый статус семьи также оказывает влияние на самооценку старшеклассника, однако многое зависит от его внутренних резервов. Как правило, большинство молодых людей с низким финансовым статусом ощущает себя никчемным и не способным изменить ситуацию. Этому во многом способствуют современные общественные тенденции людей с низким материальным статусом («всё плохо, а будет ещё хуже», «не жили богато – нечего и начинать»). В связи с современными условиями жизни многие ощущают бесперспективность и отсутствие возможностей проявить себя. Часто это ощущается в малых городах, где нет условий для реализации молодых людей [8].
Однако в некоторых случаях низкий материальный статус является стимулом к его повышению. Молодые люди, не удовлетворённые собственным финансовым положением, стремятся активно изменить ситуацию, предпринимают множество разных усилий. Когда появляются результаты этих усилий, самооценка молодого человека повышается. Он начинает понимать, что обладает определёнными ценными качествами, которые создадут ему хорошие перспективы в будущем
Выше были рассмотрены внешние факторы, которые оказывают влияние на формирование самооценки в старшеклассников и определяют успешность их обучения. Однако в этот период личность человека, как правило, в целом уже сформирована, и можно говорить о том, что ведущими факторами для формирования самооценки являются внутренние. Рассмотрим их более подробно.
Локус контроля является одним из самых важных факторов, оказывающих влияние на формирование самооценки и ощущения успешности. Молодой человек, готовый принять ответственность за собственную жизнь, как правило, понимает и ощущает свои внутренние резервы, что позитивно отражается на его самооценке.
Также положительное влияние на развитие самооценки в юношеском возрасте оказывает уверенность в себе. Высокий уровень уверенности в себе формирует активность личности, её стремление к достижению жизненных целей. Уверенный в себе человек ощущает собственную значимость, готов к общению и к серьёзной деятельности. Низкий уровень уверенности в себе, напротив, оказывает негативное влияние на различные структуры личности, в том числе на самооценку [12].
Тревожность, которая в той или иной степени присутствует у каждого человека, оказывает влияние на развитие самооценки в юношеском возрасте. Высокий уровень тревожности часто сопряжён с низкой самооценкой, так как в этом случае человек, столкнувшись с трудностями, не видит возможностей и внутренних резервов для их разрешения.
Таким образом, в старшем школьном возрасте имеются свои предпосылки для формирования самооценки. При этом самооценка и успешность в обучении, связанным с освоением будущей профессии, тесно взаимосвязаны.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. Очерки истории русской психологии 18 и 19 веков / Б.Г. Ананьев. - М.: Госполитиздат,2021. - 168 c.
2. Антонова М. В., Гришняева И. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. — 2017. — N 2. — С. 93-96.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. М. Изд-во МГУ. 2020. 367 с.
4. Атлас профессий будущего URL: https://www.sberbank.ru/atlas?fbclid=IwAR3qzCj0C4xsMxAwFqoQfgcUz0FzKrBtgt6jrqbTGSzLb-ZhzT4p2Rgbjw#/it (Дата обращения 05.08.2022)
5. Бардакова, Н. П. Профессиональное самоопределение школьников [Текст] / Н. М. Бардакова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 64-67.
6. Белинская Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2021. 304 с.
7. Белинская Е.П. Человек в изменяющемся мире социально-психологическая перспектива. Монография. - М.: Прометей, 2005
8. Блинов, В. И. Эффективные практики профессиональной ориентации в регионах России [Текст] / В. И. Блинов // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 1 (25). - С. 6-8.
9. Богатырева О.О. Проблема профессиональной самореализации: социально- психологический и культурно-исторический аспект. // Мир психологии, - 2019, №1. C.251-260.
10. Вагин, И. Лучшие психотехники успеха / И. Вагин. - М.: СПб,. Питер, 2018. - 224 c.
11. Выготский, Л. С. Психология развития : избранные работы [Текст] / Л. С. Выготский // Серия : Антология мысли. - Москва : Юрайт, 2017. - 302 с
12. Голиусова, Ю. В. О стратегиях занятости современной молодежи [Текст] / Ю. В. Голиусова, Г. А. Ключарев // Россия реформирующаяся : ежегодник ; отв. ред. М. К. Горшков. - Москва : Новый Хронограф, 2017. - Выпуск 15 (568). - С. 79-80.
13. Жданович А.А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 20 с.
14. Зеер, Е. Ф. Психология профессиональных деструкций / Е. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. - Москва : Академический проект, 2020. - 240 с.
15. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. Учебник. 3-е изд-е, — М.: МГУ; «Академия», 2004.- 288 с.
16. Ковалевская, Е.В. Личностные предпосылки карьерного самоопределения в юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Ковалевская Екатерина Владимировна ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Псков, 2017. - 24 с.
17. Кричевский Р.Л., Богатырева О.О. Психологические предикторы профессиональной успешности. // Культурно-Исторический подход к исследованию процессов социализации. М.: Изд-во РГГУ, 2005. С. 150-160
18. Леонтьев А.Н. и современная психология / ред. А.В. Запорожец. - М.: Московский Университет, 2019. - 288 c.
19. Набиев, В. Ш. Диагностика профессиональных и личностно значимых качеств педагога-новатора в контексте самоопределения и самоактуализации : монография / В. Ш. Набиев. - Ульяновск : Вектор-С, 2018. - 137 с.
20. Официальный сайт проекта «Профессиональная среда» URL: http://www.profsreda.com (Дата обращения 05.08.2022)
21. Пальянов, М. П. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях образовательно-технологического кластера [Текст] / М. П. Пальянов, В. А. Николаев, О. А. Масюков, Д. В. Янькин, Н. В. Харина // Профильная школа. - 2018. - Т. 6. - № 2. - С. 38-48.
22. Прозорова, Н. Г. Современные модели и методы диагностики профессиональной мобильности / Н. Г. Прозорова, В. Л. Шапошников, Н. В. Ходаринова. - Текст : электронный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - № 1 (26).
23. Профессиональная мобильность: методологические подходы, проблематика // Многомерная социальная мобильность в современной России : монография / [Ю. Б. Епихина и др.] ; отв. ред. М. Ф. Черныш, Ю . Епихина. - Москва : Институт социологии ФНИСЦ РАН, 2018. – 192 с.
24. Пьянкова, Л. А. Профессиональное самоопределение молодежи как процесс планирования ею карьеры в современных социально-экономических условиях : монография / Л. А. Пьянкова, А. В. Громова. - Новокузнецк : Издательский центр СибГИУ, 2020. - 111 с.
25. Сериков, Г. Н. Факторы педагогического влияния на качество самоопределения обучающихся [Текст] / Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков, К. С. Буров // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2017. - Т. 9. - № 3. - С. 22-36.
26. Современные требования к профессиональной подготовке специалиста. URL: https://studref.com/432400/pedagogika/sovremennye_trebovaniya_professionalnoy_p odgotovke_spetsialista (Дата обращения 05.08.2022)
27. Сопровождение профессионального самоопределения и социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся : методические рекомендации / И. А. Килина, Е. В. Понамарева, Н. Т. Рылова, Л. А. Богданова. - Кемерово : КРИРПО, 2020. - 107 с.
28. Тарлавский, В. И. Становление и развитие профессиональной ориентации: обзор отечественного опыта / В. И. Тарлавский, Е. А. Цуканов. Текст : электронный // ПНиО. - 2014. - № 2 (8). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-professionalnoy-orientatsiiobzor-otechestvennogo-opyta (дата обращения: 10.07.2022).
29. Толстых, Л. Р. Субъектность как фактор профессионального самоопределения личности : учебное пособие / Л. Р. Толстых. -Чита : Забайкальский гос. ун-т, 2019. - 122 с.
30. Уткина, Т. В. К вопросу об организации работы по профессиональному самоопределению учащихся в условиях социального партнерства на основе образовательного кластера [Текст] / Т. В. Уткина, Н. В. Рыженкова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. - С. 314.
31. Чистякова С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 1. — С. 54-60.
32. Шафранов-Куцев, Г. Ф. Профессиональное самоопределение как ведущий фактор развития конкурент ориентированности и конкурентоспособности / Г. Ф. Шафранов-Куцев, Л. В. Гуляева // Интеграция образования. - 2019. - Т. 23. - № 1. - С. 100-118.
33. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М., «Прогресс», - 2006. - 352 с.