Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, что во многом определяется умением их анализировать. С помощью экономического анализа изучаются тенденции развития, всесторонне и систематически изучаются факторы изменения показателей, обосновываются бизнес-планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оценивается эффективность бизнеса, разрабатывается экономическая стратегия.
Экономический анализ является научной основой для принятия управленческих решений в организации. Для их обоснования необходимо выявить и спрогнозировать текущие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определить влияние принимаемых решений на уровень рисков и доходов хозяйствующего субъекта. Поэтому овладение методологией экономического анализа руководителями всех уровней является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки.
Целью исследования курсовой работы является изучение организации аналитической работы организации в ее системе управления.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- провести анализ факторов и увеличения выпуска продукции на примере кондитерской фабрики «Вереск» г. Выборг;
- провести анализ динамики и производства реализации продукции на пример КФ «Вереск»;
- проанализировать эффективности использования материальных ресурсов на КФ «Вереск».
Методы исследования, использованные в работе: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ, корреляция.
Все расчеты, которые представлены в курсовой работе проводились в МS Excel.
Курсовая работа состоит из введения, трех аналитических глав, заключения и списка использованных источников.
1. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ И РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ
Задание. Рассчитайте любым методом детерминированного факторного анализа на сколько изменился выпуск продукции за счет:
Теория. Для изучения динамики и выполнения плана производства и реализации продукции необходимо установить факторы изменения его объема (рис. 1.).
Рисунок 1 – Структурно-логическая факторная модель объема реализации продукции
Особое внимание уделено изучению влияния факторов, определяющих объемы производства и реализации продукции.
1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования [12, с. 85]:
ВП = ЧР х ГВ,
РП = ЧР – ГВ х Дв, (1)
где ЧР - среднесписочная численность работников предприятия;
ГВ - среднегодовая выработка продукции одним работником;
Дв - доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода;
2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования [12, с. 85]:
ВП = ОПФ х ФО,
РП = ОПФ – ФО х Дв, (2)
где ОПФ - среднегодовая сумма основных производственных фондов предприятия;
ФО - фондоотдача основных производственных
3) обеспеченность производства с использованием сырья и материалов и эффективность их использования [12, с. 85]:
ВП = МЗ х МО,
РП = МЗ х МО х Дв, (3)
где МЗ - сумма потребленных материальных ресурсов для производства продукции;
МО - материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат).
Влияние этих факторов на объемы производства и реализации продукции можно рассчитать с помощью одного из методов детерминированного факторного анализа.
В последующем определяются резервы увеличения производства и реализации продукции, основными источниками которой предусмотрены на рис. 2.
Рисунок 2 – Источники резервов увеличения объема и реализации продукции [10, с. 214]
При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо также учитывать избыточные запасы готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям.
При этом следует учитывать спрос на определенный вид продукции и реальную возможность ее реализации, а также риск невостребованности продукции.
Кондитерская фабрика «Вереск» — крупнейший производитель вафельных изделий в Северо-Западном регионе России [11].
Основным видом деятельности является производство вафель и вафельных трубочек.
Современные упаковочные материалы на заводе обеспечивают длительное хранение продукции без потери качества.
Продукция завода соответствует ГОСТу РФ. Фабрика постоянно поддерживает стандарты контроля качества.
Задача
1. численности персонала и выработки одного работника
2. размера основных производственных фондов и фондоотдачи
3. стоимости использования материальных ресурсов и материалоотдачи.
Показатель Прошлый период Отчетный период
Стоимость валового выпуска продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб. 660000 -15000 = 645000 762500
Стоимость валового выпуска продукции в текущих ценах, тыс. руб. 660000-15000 = 645000 915000
Среднесписочная численность работников предприятия, чел. 1000 1200
Среднегодовая стоимость ОПФ в текущих ценах, тыс. руб. 183820 228750
Сумма материальных затрат в текущих ценах, тыс. руб. 350000 450000
Пояснение к решению задачи: не забудьте исключить влияние фактора цен (т.е. предварительно необходимо перевести цены отчетного периода из текущих в сопоставимые)
Х = -15000
Решение. Исключим влияние фактора цен для показателей среднегодовой стоимости ОПФ и материальных затрат для отчетного периода КФ «Вереск».
Определим индекс цен:
ВПтек1 / ВПтек0 = ВП1/ВПо х Iц
915000 / 645000 = 762500 / 645000 х Iц
1,419 = 1,12 х Iц
Iц = 1,419/1,12 = 1,2
Исключим влияние фактора цен:
ОПФотч = 228750 / 1,2 = 190625 тыс. руб.
МЗотч = 450000 / 1,2 = 375000 тыс. руб.
Составим таблицу с расчетными данными
Показатель Обознач. Прошлый период Отчетный период Откл.
Выпуск продукции в сопоставимых ценах ВП 645000 762500 117500
Выпуск продукции в текущих ценах ЧР 1000 1200 200
Среднегодовая стоимость ОПФ в текущих ценах ОПФ 183820 190625 6805
Сумма материальных затрат в текущих ценах МЗ 350000 375000 25000
Среднегодовая выработка, тыс. руб. ГВ = ВП/ЧР 645 635,42 -9,58
Фондоотдача, руб./руб. ФО = ВП/ОПФ 3,509 4 0,491
Материалоотдача, руб./руб. МО = ВП/МЗ 1,843 2,03 0,187
Рассчитаем на сколько изменился выпуск продукции за счет указанных факторов, воспользовавшись методом цепных подстановок [13, с. 2214].
1. Численности рабочих и выработки одного рабочего
ВП0 = ЧР0 х ГВ0 = 1000 х 645 = 645000 тыс. руб.
ВПусл=ЧР1 х ГВ0 = 1200 х 645 = 774000 тыс. руб.
ВП1=ЧР1 х ГВ1 = 1200 х 635,42 = 762504 тыс. руб.
ВПчр = ВПусл - ВП0 = 774000 – 645000 = 129000 тыс. руб.
ВПгв = ВП1 – ВПусл = 762504 – 774000 = - 11496 тыс. руб.
Вывод: таким образом, за счет роста численности рабочих КФ «Вереск» на 200 человек выпуск продукции увеличился на 129000 тыс. руб.
2. Размер основных производственных фондов и фондоотдачи
ВП0 = ОПФ0 х ФО0 = 183820 х 3,509 = 645024,38 тыс. руб.
ВПусл = ОПФ1 х ФО0 = 190625 х 3,509 = 668903,12 тыс. руб.
ВП1 = ОПФ1 х ФО1 = 190625 х 4 = 762500 тыс. руб.
ВПопф = ВПусл - ВП0 = 668903,12 – 645024,38 = 23878,74 тыс. руб.
ВПфо=ВП1-ВПусл= 762500 – 668903,12 = 93896,88 тыс. руб.
Вывод: таким образом, за счет увеличения размера ОПФ, ВП увеличилась на 23878,74 тыс. руб., а в результате изменения размера ФО, ВП увеличилась на 93896,88 тыс.руб.
3. Стоимость использования материальных ресурсов и материалоотдачи
ВП0 = МЗ0 х МО0 = 350000 х 1,843 = 645050 тыс. руб.
ВПусл = МЗ1 х МО0 = 375000 х 1,843 = 691125 тыс. руб.
ВП1 = МЗ1 х МО1 = 375000 х 2,03 = 761250 тыс. руб.
ВПмз = ВПусл - ВП0 = 691125 – 645050 = 46075 тыс. руб.
ВПмо = ВП1 - ВПусл = 761250 – 691125 = 70125 тыс. руб.
Вывод: таким образом, за счет увеличения стоимости использования материальных ресурсов ВП увеличилась на 46075 тыс.руб., а в результате увеличения материалоотдачи ВП увеличилась на 70125 тыс.руб.
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Задание. На основании приведенных данных рассчитайте базисные и цепные индексы роста объема производства и реализации продукции, нейтрализовав предварительно влияние фактора цен, постройке график и сделайте вывод о динамике объемов производства и реализации по годам и за весь период.
Теория. Каждое предприятие в рамках рыночной конкуренции стремится к получению прибыли от реализации продукции и ее максимизации. В современных обстоятельствах жесткой конкурентной борьбы почти на всех рынках проблемы реализации стоят на первом месте, но проблемы создания занимают подчиненное положение [3, c. 115].
Объем реализации зависит от объема производства и наоборот. Так, в условиях, когда производственные возможности предприятия ограничены, а спрос носит неограниченный характер, объем производства у организации растет.
Но, по мере того, как усиливается конкуренция и насыщается рынок, уже тот объем, который предприятие сможет реализовать, считается важным. Поскольку предприятию надлежит определенный ассортимент товаров в определенном количестве, чтобы реализовать его на рынке.
По мере того, как растут темпы роста реализации продукции и объема ее производства и повышается качество, у предприятия изменяется величина себестоимости продукции, прибыли на единицу продукции и рентабельности.
Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
Объекты анализа производства и реализации продукции представлены на рисунке 3
Рисунок 3 – Объекты анализа производства и реализации продукции
Главными задачами анализа производства и реализации продукции считается [5, с. 180]:
1) анализ уровня выполнения плана и динамики реализации и производства продукции;
2) установление воздействия факторов на изменение величины данных показателей;
3) раскрытие внутрихозяйственных резервов повышения выпуска и реализации продукции;
4) создание мероприятий в области овладения обнаруженных резервов.
Главными признаками объема производства считаются товарная, валовая и реализованная продукция.
Валовая продукция – это цена всей произведенной продукции и проделанных работ, в том числе НЗП. Проявляется в сопоставимых и активных ценах.
Товарная продукция – это цена продукта для реализации (без НЗП). Проявляется в оптовых ценах, действующих в отчетном году.
Реализованная продукция – приобретенная от потребителей прибыль за стоимость отгруженного продукта, на которой перешло право собственности. Проявляется в сравнимых, действующих и плановых стоимостях.
К основным источникам информации относятся: бизнес-план; отчет о выпуске продукции; отчет об отгрузке продукции, отчет о финансовых результатах предприятия.
Факторная модель выпущенной (ВП) и реализованной продукции (РП):
Фрагмент для ознакомления
3
1. Волкова Л.А. Анализ формирования и оценка использования материальных ресурсов в организации // Синергия Наук. 2018. № 23. С. 98-103.
2. Волкова Л.А. Способы повышения эффективности использования материальных ресурсов организации // В сборнике: Перспективы развития науки в современном мире Сборник статей по материалам VII международной научнопрактической конференции. 2018. С. 134-139
3. Давыденко И.Г. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (для бакалавров) / И.Г. Давыденко, В.А. Алешин, А.И. Зотова. — М.: КноРус, 2018. — 384 c.
4. Долгова Ю.В. Оценка эффективности использования материально-производственных запасов (МПЗ) на предприятии // Молодой ученый. – 2017. – [Элек- тронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/136/37985/ (дата обращения: 26.03.2020)
5. Качкова О.Е. Экономический анализ хозяйственной деятельности (для бакалавров) / О.Е. Качкова, М.В. Косолапова, В.А. Свободин. — М.: КноРус, 2019. — 288 c.
6. Кушнерова В.И. Управленческий анализ эффективности использования материальных ресурсов /научный журнал «Вестник Крыма». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlencheskiyanaliz-effektivnosti-ispolzovaniya-materialnyh-resursov/viewer (дата обращения: 25.03.2020)
7. Магомедова К.И. Анализ производства и реализации продукции // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки». – 2018. - №7(23). - С. 1-6.
8. Метлушко С.К., Щербакова А.Н. Оценка эффективности использования материальных ресурсов организации: концептуальный поход // Экономика и социум. 2018. № 10 (53). С. 434-437.
9. Мухина Е.Р. К вопросу об эффективности использования материальных ресурсов // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// web.snauka.ru/issues/2015/05/47287 (дата обращения: 27.03.2020)
10. Нуретдинова Ю.В., Дудрина К.В. Анализ реализации продукции предприятия // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №5-2. С. 166-169.
11. Официальный сайт кондитерская фабрика «Вереск» http://www.veresk-vafli.ru/index.html#main
12. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Г.В. Савицкая. — М.: Инфра-М, 2018. — 352 c.
13. Чекмарева О.П., Жмакина Н.Д. Анализ и управление затратами как фактор финансовой стабильности предприятия // В сборнике: Актуальные вопросы в науке и практике сборник статей по материалам XIII международной научнопрактической конференции. Уфа, 2018. С. 214-219.
14. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. –М.: ИНФРА- М, 2019.