Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определена особенностью современного мирового экономического уклада и переходом к построению экономики. Главенствующим производственным ресурсом становятся уникальные навыки, гибкость к постоянно меняющимся внешним и внутренним условиям деятельности. В связи с этим, наиболее эффективным способом размещения ресурсов можно считать инвестиции в интеллектуальный капитал, который в свою очередь является двигателем инновационного прогресса.
Инновации занимают важнейшие места в процессах повышения производительности труда, эффективности бизнеса, характеризуются как ключевой фактор экономического роста, наращивания и сохранения конкурентоспособности компаний и страны в целом на международном рынке.
Инвестиционная деятельность в современном мире способствует активному развитию экономики страны. Основной причиной этому является привлечение иностранных инвестиций в развитие промышленности страны, а так же частные российские вложения в развитие деятельности и функционирования экономических и хозяйствующих субъектов.
Степень изученности проблемы инвестиционного планирования рассматривается многими учеными и экономистами. Причиной высокой заинтересованности данной темой является тот факт, что инвестиционное планирование на предприятии тесно взаимосвязано с бизнес-планированием. Приведем авторов, ученых и экономистов, чьи труды были использованы при написании данной курсовой работы: Михайлова Э.А., Лахметника Н.И., Михайлова Э.А., Попов В.М., Ляпунов С.И. и др.
Цель и задачи исследования.
Целью представленной работы является формирование предложения прогнозирования инвестиций на примере ООО «Торгсервис 28».
В соответствии с поставленной целью сформированы следующие задачи:
1. Провести исследование сущности и понятия прогнозирования;
2. Изучить методы прогнозирования;
3. Изучить особенности прогнозирования на примере инвестиций;
4. Изучить организационно-экономическую характеристику предприятия;
5. Проведение анализа инвестиционной деятельности предприятия ООО «Торгсервис 28»;
6. Исследование процесса прогнозирования инвестиций;
7. Приведение развития процесса прогнозирования инвестиций.
Объектом исследования в данной курсовой работе ООО «Торгсервис 28».
Предметом исследования выступают методы прогнозирования.
Методологической базой для написания данной курсовой работы стали нормативные документы по инвестиционному развитию предприятия.
В данной курсовой работе были использованы следующие методы исследования информации: анализ и синтез, графическое и табличное представление информации.
Структура курсовой работы представлены введением, двумя основными главами, заключением и списком используемой литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
1.1. Понятие и сущность прогнозирования в экономике
Прогнозирование представляет собой формирование плана развития определенного объекта исследования, сферы социального или экономического направления.
История развития прогнозирования началась в 20 веке за рубежом. Основоположником данных процессов считается Брукмайер Дж., который вывел методику прогнозирования и планирования в виде хронометрологии с использованием временных и цифровых данных рядов.
В России прогнозирование начало свое развитие в 20-х годах. Основу данным процессам положила плановая экономика СССР. В России основными учеными, которые изучали и разрабатывали процессы прогнозирования и планирования стали Кондратьев Н.Д. и Базаров В.Н. Их последователем можно назвать учебного экономиста Леонтьев В.
Прогнозирование - использование исторических данных для определения направления будущих тенденций. Предприятия используют прогнозирование, чтобы определить, как распределять свои бюджеты или планировать ожидаемые расходы на предстоящий период времени. Обычно это зависит от спроецированного спроса на предлагаемые товары и услуги.
Прогнозирование преследуют единые цели и подвержены единым принципам. Основной целью прогнозирования является формирование будущего развития конкретной ситуации по конкретным индикаторам (показателям).
Прогнозирование является одной из функций менеджмента. Данная функция включает в себя такие действия как: планирование, постановка целей прогнозирования и стратегии предприятия, формирование политики предприятия, формирование задач деятельности предприятия и так далее.
Прогнозирование представляет собой определенный процесс, который ориентирован на будущее предприятия для принятия управленческих решений с целью достижения поставленной цели и выполнения задач.
Сущность прогнозирования на предприятии заключается в следующем: [3]
- конкретизация цели развития предприятия и каждого ее структурного подразделения в индивидуальном порядке;
- постановка хозяйственных задач, средств для их достижения, сроков выполнения задач;
- определение ресурсов предприятия: трудовых, материальных, временных, информационных и так далее с целью выполнения поставленных задач.
Рассмотрим классификацию прогнозирования.
Прогнозирование разделяют по следующим признакам: [4]
1. По степени охвата деятельности выделяют частичное прогнозирование и общее прогнозирование. Частичное прогнозирование затрагивает процесс прогнозирования в отношении структурного подразделения предприятия или определенного участка деятельности предприятия. Общее прогнозирование осуществляется полностью по всему предприятию.
2. По содержанию прогнозирование выделяют стратегическое, оперативное. Стратегическое прогнозирование направлено на формирование прогноза показателей предприятия на долгосрочный срок, то есть на формирование мероприятий развития предприятия, которые в совокупности образуют стратегию развития предприятия. Оперативное прогнозирование подразумевает под собой прогнозирование показателей текущей деятельности предприятия на короткий период времени. В то время как стратегическое прогнозирование является в основном долгосрочным: на 1 год и более.
Прогнозирование на предприятии преследует две цели:
- становление основной цели предприятия и выявление ресурсов для ее достижения;
- повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
На основании поставленной цели и задач для предприятия выделяют три вида планирования:
- долгосрочные прогнозирование – осуществляется на долгий временной период (перспективное, долгосрочное, стратегическое планирование);
- среднесрочное прогнозирование – осуществляется на недолгий период времени (среднесрочный прогноз предприятия, среднесрочный бюджет предприятия);
- краткосрочное прогнозирование – осуществляется на короткий период времени (текущее, оперативное, краткосрочное).
Основные принципы прогнозирования: [6]
1. Принцип единства (или системности). Данный принцип заключается в том, что система прогнозирования на предприятии может быть единой, то есть все процессы в рамках планирования должны быть взаимосвязаны.
Принцип единства является показателей того, что в системе прогнозирования все хозяйственно-экономические показатели, которые подлежат прогнозированию и являются связанными воедино. Так данный принцип можно рассматривать с двух сторон: горизонтального и вертикального прогнозирования. Горизонтальное единство прогнозирования заключается в том, что в одном предприятии все структурные подразделения осуществляют процесс прогнозирования на горизонтальном уровне – между собой, то есть поддерживают взаимосвязь структурных подразделений. Вертикальное направление прогнозирования заключается в том, что процесс прогнозирования осуществляется по иерархической структуре управления предприятием.
2. Принцип непрерывности. Данный принцип в процессе прогнозирования проявляется в том, что весь организованный процесс прогнозирования должен быть непрерывным, то есть одно действие плавно сменяет другое. Непрерывность в прогнозировании позволяет наиболее правильно определить основные направления развития фирмы и учесть особенности того или иного периода, полнее выявить резервы и возможности производства.
Так же данный принцип можно трактовать в следующем свете: непрерывность процесса прогнозирования на одном предприятии заключается в том, что один план сменяет следующий план непрерывно, то есть неотделимо друг от друга по временному интервалу.
3. Принцип точности. Это принцип требует того чтобы планы были конкретными и включали в себя описание деталей. В рамках данного принципа в процессе прогнозирования формулируется четкая цель и не менее четко поставленные задачи.
4. Принцип участия. Данный принцип в процессе планирования подразумевает тот факт, что в прогнозировании должны участвовать те работники предприятия, которые в дальнейшем будут исполнять данный план.
Данный принцип прогнозирования на предприятии дает определенные выгоды. Например:
- каждый работник предприятия в процессе прогнозирования получает глубокие знания и представление об осуществляемой деятельности;
- каждый участник предприятия принимает личное участие в процессе прогнозирования, что делает его значимым и повышает мотивационный процесс;
- так же личное участие каждого работника предприятия повышает его уровень знаний и опыта.
5. Принцип гибкости. Данный принцип прогнозирования подразумевает возможность актуализацию плана, то есть его адаптацию под изменяющуюся среду.
В заключение данного раздела реферативной курсовой работы можно сделать вывод, что прогнозирование преследует цель создания стабильности и развития предприятия, и подвержено определённым принципам. Основной целью прогнозирования является формирование будущего развития конкретной ситуации по конкретным индикаторам (показателям).
Приведенный механизм прогнозирования показал, что в основу процесса ложатся фактические данные за несколько отчетных периодов. И чем больше временной ряд, тем точнее получается прогноз на будущий период.
1.2. Существующие методы, применяемые в процессе прогнозирования
Методы представляют собой определенные способы, приемы, которые используются в процессе формирования прогнозов, планов, программ.
В мировой практике на сегодняшний день по исследуемой научной теоретической литературе выделяют два основных метода прогнозирования: [7]
- первый метод основан на марксистской теории расширенного воспроизводства;
- первый метод основан на кейнсианской, монетарной и других теориях.
Оба метода в практическом применении используются в совокупности с использованием качественных и количественных методов прогнозирования, анализа, исследования данных.
Существующие методы прогнозирования: [9]
1. Количественные методы. Данные методы основаны на конкретных показателях, и все прогнозные выводы построены и обоснованы математическими расчетами: [8]
- метод экстраполяции. В рамках данного метода проводится проекция конкретного временного ряда на будущий период;
- индикативные методы. Данный метод прогнозирования осуществляется на основании индикаторов – конкретных отдельных показателей, характеризующих объект;
- метод регрессионного анализа. Данный метод подразумевает под собой выявление связи между независимыми конкретными показателями;
2. Качественные методы прогнозирования. Данные методы основаны на экспертных мнениях, которые выведены с помощью интуиции, личного мнения эксперта и его знаний: [10]
- метод Делфи - данный метод прогнозирования основан на поэтапном опросе экспертов с целью интеграционной оценки;
- метод сценариев - данный метод заключается в том, что на основании собственной интуиции и знаний эксперты разрабатывают три сценария развития ситуации на рынке: положительный, негативный и реалистичный.
Сенчагов В. К. и Митяков С. Н. разработали методологию комплексной оценки сложившейся ситуации в определённом сегменте, в котором осуществляется прогнозирования. У данных авторов оценка устойчивости национальной валюты входит в общую оценку экономической безопасности страны. И оценка проводится с помощью разных индикаторов / индексов социально – экономического развития страны. Сущность метода Сенчагова В. К. и Митякова С. Н. заключена в формировании уровня экономической безопасности страны с помощью индексов. Поэтому из методики данных авторов выведем только необходимые индексы, которые непосредственно касаются национальной валюты. [10]
Существующие методы прогнозирования и планирования преследуют единые цели. Прогнозирование представляет собой возможность определения развития ситуации. Планирование представляет по сути идентичное прогнозированию планирования развития ситуации. Но уже в более конкретном аспекте и с более точными данными. Планирование используется в основном на незначительный временной срок.
1.3. Особенности прогнозирования финансовых результатов
Прогнозирование финансового результата осуществляется с помощью двух показателей:
- плановые показатели;
- фактические показатели.
Методы прогнозирования финансовых результатов в большинстве случаев в коммерческих предприятиях применяются следующие:
1) Метод прямого счета.
2) Аналитический метод, который делится на два:
- с помощью затрат на рубль реализованной (или произведенной) продукции;
- по уровню базовой рентабельности.
3) Метод совмещенного расчета;
Наиболее распространен метод прямого счета. Применяется он, обычно, при небольшом ассортименте продукции. При расчете плановой суммы прибыли нужно уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается прибыль. По этому методу прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в ценах (за вычетом НДС и акцизов) и полной себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле: [12]
П = (В * Ц) – (В * С) (1)
где, В – выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;
Ц – цена на единицу (за вычетом НДС и акцизов);
С – полная себестоимость единицы продукции.
Метод прогнозирования прибыли путем прямого счета прост и доступен. Тем не менее, достаточно трудоёмок и не позволяет выявить полное влияние отдельных факторов на плановую прибыль.
В современных условиях метод прямого счета использовать можно при прогнозирования прибыли на коротких промежутках времени, пока не изменилась заработная плата, цены и иные обстоятельства. Это исключает его использование при перспективном и годовом прогнозирования прибыли.
Аналитический метод прогнозирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. Исчисление прибыли осуществляется следующим образом:
- анализируется полученная прибыль предприятия за отчетный период;
- определяется плановое изменение объемов производства;
- устанавливается доля прибыли в общем объеме полученных доходов;
- определяется планируемая прибыль как произведения планируемых доходов доли прибыли с учетом изменения объемов производства.
При аналитическом методе прогнозирования прибыли расчет ведется отдельно по не сравниваемой и сравниваемой продукции. Сравниваемая продукция выпускается в базовом году, который предшествует прогнозированному, поэтому известны ее полная фактическая себестоимость и объемы выпуска.
Метод совмещенного расчета предполагает применение элементов первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен, и др. выявляется с помощью аналитического метода. Поэтому, расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным. При планировании чистой прибыли нужно учитывать результаты финансовой деятельности в прошлый период (к примеру, наличие убытков на начало года), продолжительность деятельности предприятия и иные факторы. Итоги расчетов прибыли с применением всех перечисленных методов сводятся в таблицу для оценки их реальности, сравнения с возможностями получения соответствующей суммы прибыли и определения объема, который будет плановым.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрутина М.С. Финансовый анализ: учебное пособие/ М.С. Абуртина.- М.: Дело и сервис. – 2019 г. – 192 с.
2. Акуленко Н.Б., Девяткин О.В., Быстров А.В. Экономика предприятия: учебное пособие/ Н.Б. Акуленко, О.В. Девяткин, А.В. Быстров. – М.: ИНФРА-М.- 2020 г.- 777 с.
3. Банк В.Р. Финансовый анализ: учебное пособие/ В.Р. Банк.- М.: Проспект. – 2019 г. – 344 с.
4. Дадашева А.З. Финансы: учебное пособие / под ред. А.З. Дадашева. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 178 с. -
5. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 718 с.
6. Друкер П.Ф. Эффективное управление предприятием: учебное пособие/ П.Ф. Друкер.- М.: Вильямс.- 2020 г. – 224 с.
7. Енюков И.С. Финансовый анализ: учебное пособие/ И.С. Енюков.- М.: Финансы и статистка. – 2020 г. – 224 с.
8. Ефимова О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений [Текст]: Учебник / О.В. Ефимова. - М.: Омега-Л, 2019. – 524 с
9. Жилкина А.Н. Финансовый анализ: учебное пособие/ А.Н. Жилкина.- М.: Юрайт.- 2022 г.- 285 с.
10. Кондратьева Е.А., Шальнева М.С. Анализ финансового состояния предприятия как основа управления бизнесом //Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет.- 2019.- № 8. – С.16-26.
11. Карлин Т. П., Маклин А. Р. Анализ финансовых отчетов (на основе СААР) [Текст]: Учебник / Т.П. Карлин, А.Р. Маклин. – М.:ИНФРА-М, 2019. – 406 с.
12. Лупей Н. А., Соболев В.И. Финансы: учебное пособие / Н.А. Лупей, В.И. Соболев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 448 с.
13. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Финансовый менеджмент: учебное пособие / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. – М.: Издательство Юрайт, 2020. 467с.
14. Нешитой, А. С. Финансы: учебное пособие / А. С. Нешитой. - 12-е изд., стер. – М.: Дашков и К°, 2020. - 352 с.
15. Титов В. И. Анализ и диагностика финансово – хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие /В.И. Титов. – М.: Издательский дом Дашков и К,– 349с.
16. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.Д. Шеремет, М.И. Баканов. - М.: ИНФРА-М, 2020. – 416 с.
17. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент: учебное пособие/ Е.Н. Шохин.- М.: КНОРУС.- 2019 г. – 476 с.
18. Лихачева О.Н. Финансовое планирование в организациях: учебное пособие/ О.Н. Лихачева.- М.: КНОРУС.- 2021 г. – 274 с.
19. Макарова С.Г. Корпоративные финансы: учебное пособие/ С.Г. Макарова.- М.: Юрайт.- 2021 г. – 521 с.
20. Шальнева М.С. Финансы российского бизнеса: учебное пособие/ М.С. Шальнева.- М.: Русайнс.- 2021 г. – 282 с.
21. Колышкина А.В. Экономика предприятия: учебное пособие/ А. В. Колышкина.- М.: Юрайт.- 2021 г. – 498 с.
22. Романовский М.В. Финансы. Денежное обращение и кредит: учебное пособие/ М.В. Романовский.- М.: Юрайт.- 2020 г. – 523 с.