Фрагмент для ознакомления
2
Современное информационное пространство не ограничивается одними лишь традиционными СМИ, как это было ещё 30 лет назад. Настало время новой медиареальности, где каждый желающий может быть источником информации, реализовывать потенциал в журналистике, создавать собственные проекты в любой форме.
Классические жанры в этой реальности по-новому интерпретируются, становясь более свободными и оригинальными, адаптируясь под тренды медиасреды и запросы аудитории. Одним из наиболее востребованных жанров долгое время остаётся интервью как способ подачи информации от первого лица.
Не вдаваясь в перечисление всех видов интервью, отметим, что единой классификации для этого жанра до сих пор не существует. Широкий спектр жанровых вариаций - особенность современной журналистики. Вероятнее всего, в настоящем темпе жизни и развития медиасферы со всеми её составляющими прийти к систематизации форм творческой реализации намерений уже не представляется возможным и целесообразным. В настоящее время важнее то, что основой любого интервью является межличностное общение, что уже специфично и самоценно.
В отличие от работы в других медиажанрах, когда результат зависит лишь от самого журналиста и степени его профессионализма, в деятельности интервьюера профессиональный результат сбалансирован глубоким, полным и достойным внимания аудитории трудом журналиста и готовности собеседника идти на контакт, чем во многом обусловлен итог всего рабочего процесса.
Целью данной работы является рассмотрение интервью как наиболее сложного жанра журналистики.
Задачи:
- описать историю зарождения и становления жанра «интервью» ;
- рассмотреть виды и особенности интервью как жанра журналистики, роль интервьюера в интервью;
- изучить приемы ведения интервью;
- описать трансформацию интервью в условиях медиареальности;
- изучить личность Ларри Кинга как интервьюера;
- сделать анализ интервью В. Путина от 08.09.2000 г., от 02.12.2010 г.
Объект исследования – интервью как жанр журналистики, Предмет исследования – специфика ведения интервью на примере Л. Кинга.
Глава 1 Теоретические основы применения психологических приемов в интервью
1.1 История зарождения и становления жанра «интервью»
Значение термина «интервью» связано с семантикой слова. Оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и корня view, одно из значений которого – взгляд, мнение. Интервью, таким образом, понимается как «обмен взглядами, фактами, сведениями».
Этот жанр представляет собой «беседу журналиста с одним или несколькими лицами, имеющую общественный интерес, предназначенную для передачи по каналам средств массовой информации» . Термин
«интервью» используется также для обозначения определенного метода, применяемого для сбора информации в журналистике. Важным признаком жанра интервью является его диалогический характер.
История зарождения жанра интервью складывалась еще в античности.
Философский диалог, наиболее ярким образцом, которого являются диалоги Сократа и Платона, подразумевал форму общения с собеседниками в форме вопросов и ответов.
Вопросно-ответная форма была присуща и жанру симпосия, застольной беседы. Образцом этого жанра могут послужить «Застольные беседы» Плутарха. Сочинения в форме философского или сатирического диалога были популярны и в новое время. Однако как особый жанр с определенным набором жанровых признаков интервью сформировалось только в XIX веке.
Как известно, первые опыты создания интервью относятся к середине XIX века. Зарубежные и отечественные журналисты беседовали c политиками, дипломатами, писателями и передавали суть беседы в форме свободного изложения, вставляя в текст статьи несколько прямых цитат из высказываний интервьюируемых.
Анализ научной литературы показывает, что в 1890-е годы интервью было уже широко распространенным жанром в газетах Нью-Йорка. В конце
века интервью начинает распространяться и в Европе. Знаменитый британский журналист У. Стид в 1902 году назвал интервью «характерным американским изобретением» .
Именно вопросно-ответная форма интервью привлекла внимание читателей к личности журналиста. В рамках жанра интервью журналист демонстрировал не только личность интервьюируемого, но и свою индивидуальность. Жизненная позиция, эрудиция, владение слогом лучших мастеров журналистики во многом способствовали растущей популярности жанра интервью .
Новый импульс развитие этого жанра получило в годы первой и второй мировой войн, когда необходимость ведения пропаганды и агитации способствовала росту популярности жанра интервью.
В современном информационном обществе интервью является одним из самых популярных медийных жанров. По данным американских исследователей, «интервью «съедает» у работников СМИ от 80 до 90 % их рабочего времени. При этом как показала практика, интервью в качестве контакта с «живым» источником чаще других методов дает материал для публикаций: использованные при ее подготовке документы не заменят «живых» человеческих свидетельств» .
Традиционно жанр интервью относили к информационным публицистическим жанрам наряду с такими жанрами, как новость, заметка, беседа, комментарий, репортаж, отчет. Информационные жанры отличает новизна и актуальность сообщаемых фактов при отсутствии их анализа, комментария.
Однако некоторые исследователи классифицируют интервью как жанр аналитический. В аналитических жанрах журналист не ограничивается констатацией фактов, но выходит на новый уровень интерпретации и критического осмысления информации, предлагает свое видение проблемы, и ее анализ .
Мы придерживаемся мнения, что интервью может иметь разные жанровые формы. Существуют информационные интервью, целью которых является получение у интервьюируемого определенной новой информации и транслирование еë. Наиболее сложными по замыслу и форме являются интервью, в которых участники диалога заняты поиском ответа на злободневные вопросы, в которых передается не только сообщение фактов, событий но и их анализ. Такие интервью закономерно относить к аналитическим жанрам.
Существует:
1) информационное интервью органично представлено интервью-отчетом о встрече, интервью-репортажем, интервью-анкетой, интервью-мнением (интервью-мнение представляет мнение эксперта как самодостаточный факт, a интервью-репортаж. Это создает y читателя «эффект присутствия»).
2) аналитические жанры представлены беседой, где собеседники равны, процесс поиска истины совместный, хорошо представлены обе позиции, и аналитическим интервью, в котором журналист побуждает героя к анализу избранной проблемы.
3) художественное-публицистические жанры представлены сатирическим интервью (M. Горький), интервью-зарисовкой и интервью-портретом, где в главным является раскрытие личности собеседника.
В интервью особый интерес представляют ответы определенного лица (или нескольких лиц) на вопросы интервьюера.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Андреева Д.А., Гончарова Т. М. Интервью как инструмент развития современной школы и ее субъектов// XXIV ВСЕРОССИЙСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НИЖНЕВАРТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Материалы конференции. Том Часть 12. Под общей редакцией Д.А. Погонышева. Нижневартовск, 2022. С. 53-59
2) Баева А. История зарождения и становления жанра «интервью»// СЛОВО О СЛОВЕ: ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ-ФИЛОЛОГОВ. Материалы II Международной научно-практической конференции. Астрахань, 2022. С. 56-59
3) Баранова Е. А. Теория и практика современного интервью. – М.: Юрайт. – 158 с.
4) Васильченко К. Е. Жанр портретного интервью: возможности дифференциального подхода // Медиасреда. 2019. No 2. С. 15–19.
5) Ильченко С. Н. Интервью в журналистике: как это делается : учебное пособие. Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2016. 236 с
6) Интервью ведущему телеканала Си-эн-эн Ларри Кингу// http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21558/videos (дата обращения 27.12.2022)
7) Интервью Владимира Путина Ларри Кингу. Полный текст//https://ria.ru/20101202/303390492.html (дата обращения 27.12.2022)
8) Ипатова А. А., Особенности коммуникации в стандартизированном интервью. — Москва : Дело, 2019. — 287 c.
9) Кинг Л., Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. — Москва : Альпина Бизнес Букс, 2016.
10) Колокольцева Т.Н. Специфика портретного интервью творческой личности [Текст] / Т.Н. Колокольцева // Известия волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. – No 9. – С. 105–112.
11) Кузнецова О.А. Особенности портретного интервью как популярного жанра российского телевидения// МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ XXI ВЕКА: ЭПОХА ГЛОБАЛЬНЫХ РЕФОРМ. Материалы I международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 93-98
12) Макарцева В. Д. Интервью в условиях современного общества//НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2021. С. 227-231
13) Мажура А. В., Тимофеева Е. Д. К вопросу о жанровой классификации интервью в журналистском творчестве // Наука и школа. 2019. No 3. С. 47–53.
14) Никишин В. И. Специфика и место интервью в системе журналистских жанров// ИННОВАЦИИ. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. 2021. № 35. С. 2562-2567
15) Рыбакова Д. В.Актуализация жанра интервью в условиях медиареальности//МОЛОДОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: ОТ ИДЕИ К ПРОЕКТУ. Материалы V студенческой научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2021. С. 535-536
16) Хомутникова Е. А., Джалилов Р. А., Иноятова К. Ш. Технологии создания интервью для молодёжи в интернет-СМИ // Медиасреда. 2019. No 2. С. 45–49.
17) Что нового привнес на ТВ Ларри Кинг и что отличало его от других ведущих// https://rg.ru/2021/01/23/chto-novogo-privnes-na-tv-larri-king-i-chto-otlichalo-ego-ot-drugih-vedushchih.html (дата обращения 27.12.2022)