Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Младший дошкольный возраст характеризуется бурным всесторонним развитием ребенка и
активным познанием окружающего мира: формируются телесные качества его организма,
происходит развитие интеллектуальных функций, осознание себя и усвоение правил
взаимодействия со средой – предметной и социальной.
Физическое развитие детей в этом возрасте в основном направлено на формирование
полноценного физического здоровья, предотвращение искажений в росте организма, который
уязвим для негативных внешних воздействий. Кроме того, перед педагогом стоит задача с раннего
возраста привить ребенку желание и привычку заниматься физическими упражнениями для
сохранения своего здоровья и хорошего самочувствия.
Проблема физического развитиядетей младшего дошкольного возраста изучена в работах Л.М.
Алексеевой, Л.Н. Крючковой, Л.В. Лебедевой и др. Проблема физического развитияребенка такого
3
раннего возраста актуальна, так как формирование сенсорной сферы обеспечивает овладение им
различными видами деятельности. На данном возрастном этапе физическое развитие и
сенсорное изучение мира ребенком тесно связаны с формированием остальных качеств, в том
числе интеллектуальным развитием.
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ С МЛАДШИМ
ДОШКОЛЬНИКОМ
1.1. Специфика физического развития младшего дошкольника
В настоящее время педагогика уделяет большое внимание развитию интеллекта ребенка,
поскольку современный мир предъявляет все более жесткие требования к познавательной
активности личности и ее готовности обрабатывать и усваивать информацию. Информационное
пространство расширяется, переключая на себя внимание наук, при этом физическому развитию
ребенка стало уделяться меньшее внимание.
Нельзя сказать, что физическое развитие в принципе не рассматривается педагогикой, но
основные его принципы сформулированы еще в 19-20-ом веках и в данный момент наука
занимается тем, чтобы адаптировать их к изменениям в развитии современного ребенка. Поиск
новых способов взаимодействия с ребенком, привития ему интереса к самостоятельной
физической активности не ведется с достаточной интенсивностью[1, 103].
При этом физическое развитие является одной из важнейших сфер развития детского организма,
которая обеспечивает правильное функционирование остальных: при плохом физическом
самочувствии ребенок не способен к полноценной интеллектуальной или другой развивающей
работе.
Гармоничное развитие ребенка подразумевает развитие сферы физического взаимодействия с
миром наравне с остальными, кроме того, физические упражнения и активность являются
хорошим подспорьем в формировании характера ребенка, его волевых качеств. Физическая
активность нормализует деятельность центральной нервной системы ребенка, помогает в
преодолении негативных эмоциональных переживаний, тревожности, которая может быть
спровоцирована плохой адаптацией к ДОУ или семейными обстоятельствами [3, 19].
Основной принцип для организации физической активности младшего дошкольника заключается
в том, что она должна быть интенсивна, но не чрезмерна. Для правильного выбора методов и
форм работы педагог должен ориентироваться в первую очередь на возрастные и
индивидуальные особенности детей. Рассмотрим эти особенности и возможности влияния на них.
Физическое развитие дошкольника в самом общем смысле подразумевает морфологические и
функциональные изменения в строении организма: развитие мышц, ловкости, выносливости и др.
[3, 43]
Младший дошкольный возраст характеризуется быстрым развитием опорно-двигательного
аппарата ребенка и его скелета. Физическая активность ребенка должна быть высока, чтобы
правильно протекало формирование суставов, осанки и позвоночника, свода стопы и др.
Испытывая умеренные физические нагрузки, организм адаптирует к ним свое развитие, формируя
гармонично развитого дошкольника. Чрезмерные нагрузки могут повредить формированию
позвоночника, который активно растет, и суставов, которые в этот период еще состоят из мягких
тканей, не начавших окостеневать.
4
В процессе физической активности развиваются органы дыхания, поскольку она активно их
задействует. Для младших дошкольников очень важны занятия на природе (открытом воздухе),
более чем для детей старшего возраста. Это обосновано структурой тканей легких, которая
развита не полностью и строением верхних дыхательных путей от носовых ходов до бронхов. Они
относительно узки. Это уменьшает пропускную способность дыхательных путей. Воздух, особенно
при выполнении упражнений, с затруднением поступает в легкие [5, 28].
1.2. Сюжетное физкультурное занятие в системе работы педагога физического воспитания
На протяжении многих лет физическое воспитание дошкольников регламентировалось
«Программой воспитания и обучения в детском саду» (1985). В содержании Программы давался
перечень двигательных навыков, которыми должны были овладеть дети в соответствии с
возрастными возможностями. Вместе с тем раздел развития физических качеств у детей был
разработан недостаточно чётко: не указывались средства, не было конкретных методических и
организационных рекомендаций.
Такая позиция авторов Программы в середине 1980-х годов была подвергнута критике со стороны
большого ряда исследователей, изучавших физическую подготовленность дошкольников (В.А.
Гуляйкин, К.А. Ежевская и др.). Они указывали на то, что если в процессе физического воспитания
детей ограничиваться обучением движениям, то развитие физических качеств будет существенно
отставать. Кроме того, снижение физической нагрузки отрицательно скажется не только на
физической подготовленности, но и на укреплении здоровья детей [9, 23].
Пристальное внимание исследователей к вопросу развития физических качеств детей
подразумевало изменение подходов к построению процесса физического воспитания
дошкольников.
Таким образом, начиная с середины 1980-х годов, стала наблюдаться тенденция «спортизации»
дошкольной физкультуры. Методика физкультурных занятий, предлагаемая последователями
«спортизации» походила больше на тренировку детской спортивной школы, а нагрузки,
рекомендованные в этих исследованиях, были доступны не всем детям, посещавшим
дошкольные учреждения [11, 38].
Такое «новое видение» занятий дошкольников вызвало обеспокоенность ряда учёных. Ведь
периодически осуществляющая двигательная активность, специфическая в зависимости от
возраста, является основным фактором, определяющим рост и развитие, лишь в объёме, не
превышающем границ физиологического стресса.
В настоящий момент происходит попытка стабилизации физической активности дошкольника,
активная ориентация на возрастные особенности ребенка и избегание физического стресса для
детского организма. Изменение содержания физкультурных занятий непосредственно отражается
на уровне здоровья современных дошкольников.
Состояние здоровья детей вынуждает педагогов искать новые подходы к организации занятий
физическими упражнениями. Современная физкультура в дошкольном учреждении должна
предупреждать заболевания, то есть быть профилактической. Её не может заменить лечебная
физическая культура, так как она адресована детям с предпатологией и патологией. На занятиях с
5
ослабленными детьми должны использоваться программы по профилактической физической
культуре.
В то же время, многие современные исследователи в области физического воспитания
дошкольников (М.А. Рунова, В.Г. Алямовская, В.Г. Фролов, Г.П. Юрко, Э.Я. Степаненкова, Л.Д.
Глазырина, и др.) работают над проблемой, как сделать, чтобы физкультурные занятия стали
действительно развивающими, интересными, увлекательными, познавательными. Они считают,
что традиционная система занятий с детьми недостаточно совершенна как по своей структуре, так
и по методике обучения. Это побуждает и инструкторов по физическому воспитанию детей к
поиску новых форм и методов нетрадиционного направления работы по физическому воспитанию
в детском саду.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СЮЖЕТНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ В ВОСПИТАНИИ
ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКА К ДВИЖЕНИЮ
2.1. Система организации физкультурных занятий дошкольника с целью формирования
мотивации
Данное исследование посвящено проблеме формирования интереса к движению у дошкольника
во время занятий физической культурой. Рассматриваемыми условиями является сюжетное
физкультурное занятие.
До последнего времени вопрос о мотивации ребенка младшего дошкольного возраста в сфере
двигательной активности не стоял так остро, но в последние годы все больше практикующих
врачей-педиатров приходят к выводу, что активность ребенка падает, малыши с детства
приучаются к неподвижной работе с компьютером, гаджетами, просмотру мультфильмов, что
негативно отражается на здоровье[6].
Физические упражнения могут оказать положительный эффект на формирование всех систем
организма, поскольку с ними напрямую связан приток кислорода ко всем тканям тела, что
способствует их оздоровлению и обновлению.
Конечно же, сюжетное занятие физической культурой, направленное на формирование
мотивации ребенка к движению, должно производиться с особыми нюансами, учитывающими
проблемы мотивации.
Мотивация – побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана,
управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность,
активность и устойчивость.
Валентина Николаевна Шебеко [15, 29] предлагает производить с детьми следующего вида
анкетирование, позволяющее оценить уровень их мотивированности к занятиям физической
культурой:
1. Нравится ли тебе заниматься физкультурой и играть в подвижные игры?
2. Всегда ли тебе удается выполнить упражнение, которое показывает воспитатель?
6
3. Если бы можно было не заниматься в детском саду физкультурой, то он нравился бы тебе
сильнее или меньше?
4. Когда происходят соревнования, тебе хочется участвовать или только наблюдать?
5. Хотел бы ты стать тренером и сам учить детей физкультуре?
Ответы «да» засчитываются как 2 балла, «не знаю» – 1 балл, «нет» – ноль баллов.
Степень мотивированности ребенка оценивается в соответсвии с набранными баллами
следующим образом:
• Высокая – 8-9 баллов,
• Средняя – 5-8 баллов,
• Низкая – 4 и менее.
Мотивы занятий физической культурой условно делятся на общие и конкретные. К общим
мотивам следует отнести желание дошкольника заниматься физическими упражнениями вообще,
т.е. ему пока безразлично, чем именно заниматься. К конкретным мотивам — желание выполнять
какие-либо определенные упражнения, например ему нравится бросать мяч, но менее интересны
другие игры.
2.2. Планирование занятий, конспект занятия
В исследовании мы ставили перед собой цель разработать конспект сюжетного занятия по общей
физической подготовкедля младшего дошкольника. Данная работа была успешно реализована с
опорой на методические разработки авторства В.Н. Шебеко, А.Е. Терентьева, К.Д. Чермит и
учебные программы для дошкольного физического воспитания авторстваТ.И. Бабаевой, Т.И.
Алиевой.
Сюжетное физкультурное занятие во второй младшей группе «Волшебные клубочки».
Цель: совершенствовать умение ходить и бегать. Упражнять в подлезании под дугу, прыжках на
двух ногах с продвижением вперед, в действиях с клубочками (бросании об пол, вверх,
прокатывании по полу). Воспитывать ловкость, смелость, самостоятельность. Закреплять
полученные культурно-гигиенические навыки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном обществе предъявляются новые, все более высокие требования к человеку, в том
числе и ребенку – к уровню его здоровья и развития. Забота о здоровье ребенка и взрослого
человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны
личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.
Основной формой организованного обучения физическими упражнениями в дошкольных
учреждениях являются физкультурные занятия. При этом обучение на физкультурных занятиях
7
осуществляется в определенной системе и последовательности, что позволяет достигать
наилучших результатов в формировании двигательных навыков.
Каждое занятие для ребенка – это познание окружающей действительности через движения,
которые должны приносить радость. Важным является обогащение детей представлениями и
знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в
силе, скорости, их практической целесообразности.
Особенностями проведения занятий по физической культуре является обеспечение
дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом их состояния здоровья,
уровня двигательной подготовленности и двигательной активности.
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Л.М. Спортивные праздники и физкультурные досуги в дошкольных
образовательных учреждениях. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 224 с.
2. Борчанинова К. Как Незнайка искал в лесу домашних животных, физкультурный досуг //
Дошкольное воспитание, №9, 2016, с. 67-69.
3. Высоцкий В.Л., Терёшкина Т.И., Юшков А.Н. и др. Физкультура. Педагогика общего успеха.
– СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2006. – 198 с.
4. Емельянова В. Сказка о глупом мышонке. Физкультурный досуг детей 3-4 лет // ошкольное
воспитание, №11, 2016, с. 66-68.
5. Крючкова Л.Н., Гордеев В.Д. Физическая культура в дошкольных учреждениях. Учебное
пособие. — Саратов: СГУ, 2011. — 64 с.
6. Лебедева Л.В., Борисова М.М. Физическое воспитание дошкольников. Электронный
ресурс. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/255530/ Дата обращения: 12.04.2018
7. Максимова С.Ю. Методика построения игрового физкультурного занятия для детей
дошкольного возраста // Начальная школа плюс до и после, №2, 2012, с. 53-55.
8. Максимова С.Ю. Эффективность игровых физкультурных занятий в практике адаптивного
физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития //
Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, № 1 (83), 2012, с. 86-90.
9. Пищаева М.В., Денисова С.В. Здоровьесберегающее воспитание дошкольников. Учебное
пособие. — Арзамас: АГПИ, 2007. — 88 с.
10. Тонконог Л.М. и др. Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста. –
М.: Айрис-пресс, 2005. – 230 с.
11. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. – М.: ГНОМ и
Д, 2006. – 103 с.
12. Федотова Т. Путешествие на лесное озеро, спортивно-музыкальный праздник для детей 2-
2,5 лет // Дошкольное воспитание, №7, 2012, с. 98-100.
8
13. Чермит К.Д., Исаков А.О., Бегидова С.Н. Сюжетно-ролевые игры как средство физического
воспитания и минимизации влияния депривации на детейсирот старшего дошкольного возраста
// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, № 1,
2012, с. 270-278.
14. Фрайфельд И.В., Терентьев А.Е. Организация физкультурно-оздоровительных занятий при
формировании эмоционального благополучия дошкольников 3-5 лет // Вестник Костромского
государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 15, № 4, 2009, с.
146-150.
15. Шебеко В.Н. Дидактическая игра физкультурной тематики как средство формирования
мотивации двигательной активности детей // Детский сад от а доя, №2, 2015, с. 28-33.
16. Яблонская С.В. Физкультура и плавание в детском саду. – М.: Сфера, 2008. – 110 с.