Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап экономического развития различных стран мира характеризуется неустойчивостью. Негативное влияние прослеживается и в связи с последними событиями глобального масштаба, и в связи с экономическими и финансовыми кризисами. Приведем пример. Нефтяной кризис 2014 г., являвшийся следствие ценовой политики энергоносителей, дополнился кризисом валютной сфере, в итоге нефтегазовые бюджетные доходы нашей страны упали до катастрофического уровня.
Сейчас становится предельно ясно, что нестабильные условия развития макроэкономики в сочетании с непредвиденными внешними факторами замедляют уровень роста экономики, негативно сказываются на уровне жизни населения стран.
Надежда на исправление сложного положения находится, в том числе, в проводимой кредитно-денежной политике.
Денежно-кредитная политика (монетарная политика) – действия узконаправленных государственных учреждений на валютном и денежном рынке, которые направлены на управление обменного курса, уровня инфляции, стабильности экономического роста, занятости. Другими словами, это деятельность государства в сфере денежного обращения и кредита. С помощью данной политики происходит регулирование количества денежных средств в стране и доступность займов - спрос и предложение на финансовом рынке.
Целью данной работы является рассмотрение Центрального Банка и его регулирующей роли в кредитно-денежных отношениях.
Задачи:
- описать кредитно-денежную политику и ее основные инструменты;
- рассмотреть место ЦБ в кредитно-денежной политике государства;
- сделать анализ показателей деятельности ЦБ;
- описать практику регулирования центральным банком России экономической безопасности РФ;
- рассмотреть проблемы кредитно-денежной системы;
- описать подходы к решению проблем кредитно-денежной системы, опыт развитых стран применительно к банковской системе ЦБ РФ.
Объект исследования – кредитно-денежная политика государства. Предмет исследования – роль ЦБ в регулировании кредитно-денежных отношений.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
1.1.Кредитно-денежная политика и её основные инструменты
За проведение денежно-кредитной политики чаще всего отвечают центральные банки. Сегодня можно отметить, что роль денежно-кредитной политики в инновационной реализации финансовой политики Российской Федерации с каждым годом возрастает. Денежно-кредитная политика и финансовая политика государства тесно связаны между собой .
Главный инструмент монетарной политики Центрального Банка - ключевая ставка.
Ключевая ставка это определенный процент, под который Центробанк выдает краткосрочные кредиты коммерческим банкам. Если ключевая ставка Центробанка низка, то коммерческие банки выдают кредиты под небольшой процент и в экономике становится много денег. Если ставка высокая, то кредиты брать невыгодно и денег в экономике мало
Денежно-кредитная и банковская политика являются основными косвенными методами влияния государства на экономическое состояние страны .
В международной деятельности в зависимости от стадии экономического цикла денежно-кредитная политика направлена на стимулирование или сдерживание процессов. При усилении кризисных явлений центральный банк понижает ставки рефинансирования и объемы обязательных резервов, увеличивают денежную массу и снижают национальную валюту для получения торговых имуществ на мировом рынке . Напротив, когда темп экономики довольно высок, то в этом случае принимаются меры для уменьшения скорости экономического роста для избегания обвалов в будущем. Для этого денежно-кредитная политика принимает жесткие меры: предпринимаются меры для увеличения процентных ставок. Осуществляются операции по выпуску долговых ценных бумаг для удаления избытка свободных финансовых средств с рынка. Также могут вводиться законодательные ограничения .
Антиинфляционные инструменты денежно-кредитной политики, влияющие на структуру и размер денежной массы, включают:
- операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая ценные бумаги, банки увеличивают денежную базу, при продаже - сокращают ее. Данный метод широко используется в странах с развитым рынком ценных бума;
- норма обязательного резерва. Это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в форме беспроцентного вклада в Центральном банке. Чем выше норма, тем меньше кредитов могут предоставить банки, что ограничивает количество находящихся денег в обращении. Снижение нормы обязательного резерва будет действовать в обратном направлении.
- валютное регулирование (валютная политика) - это составная часть денежно-кредитной политики государства, которая направлена на укрепление валютно-финансового положения страны. Поддержание на высоком уровне кредитоспособности и платежеспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту;
- таргетирование инфляции.
Наличие эффективного инструмента денежно-кредитной политики, оказывающего противодействие повышению цен на национальном рынке, является обязательным условием обеспечения устойчивого экономического роста в стране и повышения благосостояния ее граждан . На современном этапе развития наиболее распространенной формой денежно-кредитной политики, регулирующей процессы ценообразования, является инфляционное таргетирование. Особое внимание при таком режиме уделяется обеспечению устойчиво низких колебаний инфляционных значений. Ценовая стабильность имеет множество преимуществ, главное из которых состоит в снижении неопределенности будущих макроэкономических условий .
Инфляционное таргетирование является представляет собой стандартную форму реализации монетарной политики в странах с высоким ростом ценовой динамики.
Популярность такого режима обусловлена простыми методами регулирования и применяемыми инструментами достижения целей.
Разработка идеи инфляционного таргетирования началась ещё в конце 19 века. Шведский экономист Кнут Викселль предположил, что именно стабильные цены должны стать основой денежно-кредитной политики. В 1898 году им было сформулировал первое правило, согласно которому Центральный Банк должен осуществлять контроль за инфляционными процессами с помощью изменения процентной ставки. Если начинается рост цен, то необходимо повышать ставку, в противном случае – снижать ее. Однако практического применения эта идея не получила в то время. Это было связано с тем, что приоритетным регулятором был стабильный валютный курс, привянный к цене золота. Своё практическое воплощение эта идея получила только спустя 100 лет . «Основная цель денежно-кредитной политики - создание условий, способствующих поддержанию сбалансированного развития экономики и ускорению экономического роста. Она предполагает изменение предложения денег для стабилизации производства, обеспечения занятости и сдерживания инфляции». Отличительными особенностями режима инфляционного таргетирования является то, что количественный таргет инфляции объявляется публично, что свидетельствует о высокой степени прозрачности действий и подотчетности денежных властей. При действии такого режима в качестве целевого показателя инфляции чаще всего берется индекс потребительских цен (ИПЦ) либо производная от него – базовая инфляция. Горизонт таргета зависит от того, находится ли инфляция в интервале стабильности цен. В ситуации, когда инфляционные значения превышают таргет, делается вывод о наличии угроз экономического роста, а также стабильности валютного курса.
Следовательно, появляется необходимость повышать ставку ЦБ для стабилизации цен. Если же инфляция ниже целевого значения, то следует снижать значение процентной ставки и наблюдать за изменениями экономического состояния. По состоянию на конец 2021 г. в мире насчитывается 55 стран, применяющих режим таргетирования инфляции в качестве основного регулятора. Основным инструментом является процентная ставка Центрального банка.
При этом Банк России не контролирует курс рубля и не устанавливает никаких валютных ориентиров. С 2014 года Центральный Банк отменил механизм валютного коридора и отказался от регулярных интервенций. Но Центробанк все же имеет право на валютные интервенции в момент угрозы для финансовой стабильность страны. Также Банк России не имеет целей по темпам экономического роста, но стремится обеспечивать стабильное функционирование и развитие банковского сектора, финансового сектора и платежной системы. Роль денежно-кредитной политики в системе финансовых отношений Российской Федерации значительна и выступает определяющей в долгосрочном развитии национальной экономики .
Таким образом, государство с помощью контроля за массивом денег в экономике может сдерживать темпы инфляции. Контроль за процентными ставками осуществляет специальный орган, в России таковым является Центральный Банк.
1.2. Место ЦБ в кредитно-денежной политике государства
Проблема стабильности и надёжности банковской системы – безусловно, актуальная тема на сегодняшний день. Банковская система — одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики.
В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляется финансирование народного хозяйства, купля-продажа ценных бумаг, посреднические сделки, и множество других операций. Под воздействием различных факторов банковская система постоянно претерпевает изменения, и это подчас не лучшим образом сказывается на экономике страны в целом. Устойчивая банковская система необходима для инновационного развития экономики в целом, а так же для активации предпринимательской активности в сфере малого и среднего бизнеса, инвестиционной активности граждан .
Однозначно, финансовый мировой кризис (2008 г.) определил вектор развития всех стран мира в направлении укрупнения и повышения надежности финансово-кредитных институтов.
Поскольку результатом кризиса было массовое закрытие банковских и небанковских кредитных организаций, то на мировом уровне проблему повышения надежности данных институтов, которые смогут безболезненно претерпевать кризисные явления в экономике, взял на себя Базельский комитет по банковскому регулированию и надзору. Документы комитета – это детально прописанные рекомендации по сохранению уровня ликвидности, финансовой устойчивости и надежности банковских институтов при разных сценариях развития рынков, и в связи с этим повышения роли банковского надзора регуляторов стран по созданию благоприятной институциональной среды, мер влияния и ответственности всем участникам рынка. При наступлении кризисных явлений, провоцирующих возникновение неплатежеспособных банков в одной стране, реакция дестабилизации банковской системы быстро распространяется и на другие страны. Поэтому важной задачей является формирование эффективного банковского надзора в каждой стране, в том числе и в непризнанных республиках, несмотря на то, что регулятор каждой страны имеет право самостоятельно устанавливать требования осуществления банковской деятельности. Но даже при осуществлении всех предупреждающих и регулирующих мер по соблюдению установленных требований, необходимо одновременно соблюдать интересы всех стейкхолдеров банковских институтов – собственников, клиентов, сотрудников данных организаций и других лиц.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02 декабря 1990 года No395-1 «О банках и банковской деятельности» банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков. Банковская деятельность должна осуществляться в определенной законом системой, подчиняться единым правилам и находиться в постоянных взаимоотношениях друг с другом. Банковская система России характеризуется следующими признаками:
1) иерархичность построения;
2) упорядоченность элементов, отношений и связей;
3) наличие отношений и связей, которые позволяют обеспечивать целостность системы;
4) взаимодействие с внешней средой, в процессе которого система создает и проявляет свои свойства;
5) наличие процессов управления.
Говоря об иерархичности построения, в банковской системе России ЦБ РФ является высшим органом банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков, а также других кредитных учреждений. В то время как коммерческие банки являются неотъемлемой частью современного денежного хозяйства и основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Банка России. Коммерческие банки выполняют ряд необходимых для функционирования всей банковской системы функций, некоторые из них:
1) обеспечение расчетно-платежного механизма посредством выполнения операций, связанных с проведением расчетов и платежей;
2) предоставление кредита, при которой коммерческий банк выступает посредником между субъектами;
3) осуществление депозитно-кредитной эмиссии, при которой денежная масса изменяется в процессе выдачи и возврата ссуды;
4) эмиссионно-учредительская функция, осуществляемая посредством выпуска и размещения ценных бумаг;
5) предоставление консультационных и информационных услуг потребителям.
Как юридический субъект Банк Российской Федерации представляет собой по отношению к другим юридическим лицам органом государственного управления и в данном значении государственным учреждением . Государство наделило Банк Российской Федерации властными возможностями исключительно в сфере банковской деятельности и в области денежно-кредитных отношений. Его постановления и распоряжения обязательны для абсолютно всех участников денежного обращения, но исключительно в области денежных операций, денежно-кредитных отношений всех субъектов хозяйствования и физических лиц.
Возможности управления Банка Российской Федерации носят ограниченную направленность и по части отношения к банковским и небанковским кредитным организациям, для которых он является главным банком, но от коего не распространяются указания распорядительного характера. А именно, в соответствии с законодательными нормами, центральный банк не имеет право давать коммерческим банкам инструкции, как осуществлять их деятельность, вторгаться в их повседневное оперативное функционирование. Исполнять распоряжения центрального банка коммерческие банки обязаны исключительно в части соблюдения правил ведения банковских операций, определенных норм денежно-кредитного регулирования, стандартов банковской деятельности и управляемых рисков.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации к органам государственной власти причисляются: законодательная, исполнительная и судебная. В списке органов государственной власти Банк РФ не числится. В связи с этим, в правовом отношении положение (статус) Банка РФ пока что не определен в полной степени .
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1. Анализ показателей деятельности ЦБ
В рамках анализа деятельности Центрального банка Российской Федерации по регулированию денежного обращения произведем расчет скорости обращения денег, коэффициента монетизации и коэффициента наличности.
Скорость обращения денег – показатель, определяющий количество денежных оборотов в год, обусловленных использованием средств на приобретение готовых товаров, услуг. Скорость обращения денег рассчитывается отношением ВВП к денежной массе .
Развитие спутниковой и компьютерной связи, а также техническая оснастка банковских структур способствуют интенсивности оборачивания денег и их меньше требуется для стабильного функционирования экономики. Увеличение скорости обращения денег при прочих равных условиях равнозначно росту объема денежной массы .
Коэффициент монетизации – показатель, который равен отношению денежной массы к ВВП. Этот показатель дает представление о степени наполненности экономики деньгами.
Коэффициент наличности – показатель, выражающий долю наличных денег в совокупной денежной массе. Он рассчитывается как отношение наличной денежной массы к денежной массе в целом. При общей направленности к увеличению доли безналичных денег в денежном обороте, чем значение коэффициента меньше, тем больше развито денежное обращение.
Положительное влияние увеличения доли безналичных платежей в расчетах обусловлено рядом причин. Во-первых, снижение массы наличных денег в обороте выгодно государству. Государство ежегодно несет огромные издержки на изготовление, хранение и утилизацию банкнот и монеты. С помощью наличных расчетов до сих пор функционирует большинство теневых схем экономики. Не редкость и подделка банкнот. Все эти факторы создают нагрузку на государственный бюджет, финансируемый за счет налогоплательщиков. Переход на безналичные расчеты обеспечивает прозрачность операций, препятствует коррупционной составляющей, способствует увеличению контроля со стороны органов Федеральной налоговой службы, что повышает эффективность их работы и приводит к увеличению объема налоговых поступлений в бюджет .
Во-вторых, развитие безналичных расчетов выгодно банкам. Наличные деньги требуют существенных операционных издержек по логистике – инкассация, регистрация и учет средств. С увеличением объёма безналичных расчетов банки смогут больше заработать на комиссии за проведение операций и на абонентском обслуживании эквайринговой сети.
Эквайринг – это осуществление приема платежей по картам в магазинах и одна из статей доходов банка. Часть средств из этих доходов банки тратят на программы по стимулированию безналичного оборота, таких как кэшбэк или бонусы. В-третьих, осуществляя расчеты в безналичной форме, населению труднее контролировать свои расходы. Это вызвано тем, что ощущение объема потраченных денег теряется, что приводит к росту объемов потребительских расходов и благоприятно сказывается на бизнесе и экономике в целом.
В качестве информационной базы для проведения анализа деятельности Центрального банка Российской Федерации по регулированию денежного обращения используем статистические данные Банка России. Анализируемый период определим с 2016 по 2020 годы. Данные по денежной массе, ключевой ставке и нормативам обязательных резервов в валюте Российской Федерации взяты из статистических бюллетеней Банка России. В рамках анализа под денежной массой в целом принимаются значения денежного агрегата М2, под данными за 2016 год определены данные на 1 января 2017 года и аналогично за последующие годы.
Следует начать с анализа динамики основных макроэкономических показателей, а именно: ВВП, денежной массы и ИПЦ, чтобы выявить закономерности взаимодействия между ними
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1) Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/ (дата обращения 10.01.2023)
2) Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/ (дата обращения 10.01.2023)
Статьи, учебники, монографии, аналитические материалы
3) Алексеева, Д. Г. Банковский вклад и банковский счет. Расчеты : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин, Р. З. Загиров ; ответственный редактор Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 243 с.
4) Балахонцев С. В., Канина А. А., Карелов П.А., Моховиков И.С. Кредитно-денежная политика государства. Инструменты борьбы с инфляцией//СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ И ШКОЛЕ. 2022. № 37. С. 906-908
5) Банки и банковское дело в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / В. А. Боровкова [и др.] ; под редакцией В. А. Боровковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 189 с.
6) Банки и банковские операции : учебник и практикум для вузов / В. В. Иванов [и др.] ; под редакцией Б. И. Соколова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 189 с.
7) Банковский менеджмент : учебник / Я.Ю. Радюкова, О.Н. Чернышова, А.Ю. Федорова [и др.]. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 379 с.
8) Банковское дело в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. А. Боровкова [и др.] ; под редакцией В. А. Боровковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 422 с.
9) Банковское дело в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Н. Н. Мартыненко, О. М. Маркова, О. С. Рудакова, Н. В. Сергеева ; под редакцией Н. Н. Мартыненко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 217 с.
10) Банковское дело в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / Н. Н. Мартыненко, О. М. Маркова, О. С. Рудакова, Н. В. Сергеева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 368 с
11) Банковское право : учебник и практикум для вузов / Д. Г. Алексеева [и др.] ; под редакцией Д. Г. Алексеевой, С. В. Пыхтина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 410 с.
12) Бурмакина Е. А., Федорова А. Ю. Банковский надзор как функция ЦБ РФ//ЭКОНОМИКА И СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА. Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 105-110
13) Вайн, С. Оптимизация ресурсов современного банка / Саймон Вайн. – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва : Альпина Паблишер, 2020. – 196 с.
14) Волкова Е. К. Современные ограничения при применении инструментов монетарной политики// Тенденции экономического развития в XXI веке. 2022. С. 240-241
15) Гамза, В. А. Основы банковского дела: безопасность банковской деятельности : учебник для среднего профессионального образования / В. А. Гамза, И. Б. Ткачук, И. М. Жилкин. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 455 с.
16) Герасимова, Е. Б. Анализ финансовой устойчивости банка : учебник / Е.Б. Герасимова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 366 с.
17) Григорьева Е.В. Основные направления денежно-кредитной политики в РФ: проблемы и перспективы// ФОРМИРОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ИННОВАЦИОННОЙ НАУКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Омск, 18 ноября 2022 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2022. С. 122-130
18) Джагитян, Э. П. Макропруденциальное регулирование банковской системы как фактор финансовой стабильности : монография / Э. П. Джагитян. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 215 с.
19) Звонова, Е. А. Деньги, кредит, банки : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. А. Звонова, В. Д. Топчий ; под общей редакцией Е. А. Звоновой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 456 с.
20) Змелюгина Е. Н. Стабильность и надежность банковской системы как главное условие развития современной экономики//ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции обучающихся и студентов, посвященной 100-летию ОГУ. 2019. С. 291-300
21) Исаев, Р. А. Секреты успешных банков: бизнес-процессы и технологии : пособие / Р.А. Исаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 222 с.
22) Ковалев, П. П. Банковский риск-менеджмент : учебное пособие / П. П. Ковалев. – 2-e изд., перераб. и доп. – Москва : КУРС : ИНФРА-М, 2019. – 320 с.
23) Ларина, О. И. Банковское дело. Практикум : учебное пособие для вузов / О. И. Ларина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 234 с.
24) Мануйленко, В. В. Модели оценки экономического капитала коммерческого банка : монография / В. В. Мануйленко. – Москва : Финансы и Статистика, 2021. – 264 с.
25) Меджитова Ф. Э. Режим таргетирования инфляции: современный аспект// МОЛОДЕЖНАЯ НАУКА. Ттруды XXVI Всероссийской студенческой научно-практической конференции КрИЖТ ИрГУПС. Том 2. Красноярск, 2022. С. 103-110
26) Мирошниченко, О. С. Банковское регулирование и надзор : учебное пособие для вузов / О. С. Мирошниченко. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 205 с.
27) Недельная инфляция в России замедлилась//https://1prime.ru/state_regulation/20220330/836547228.html?(дата обращения 10.01.2023)
28) Официальный сайт Банка России: [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.cbr.ru/
29) Рождественская, Т. Э. Банковское право. Публично-правовое регулирование : учебник и практикум для вузов / Т. Э. Рождественская, А. Г. Гузнов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.
30) Современная банковская система Российской Федерации : учебник для вузов / Д. Г. Алексеева [и др.] ; ответственный редактор Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 290 с.
31) Стародубцева, Е. Б. Основы банковского дела : учебник / Е.Б. Стародубцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. – 288 с.
32) Чирах Е.В. Проблемы развития банковской системы в современных условиях// СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Тамбов, 2020. С. 171-180
33) Хасянова, С. Ю. Банковские риски: международные подходы к оценке и управлению : учебник / С.Ю. Хасянова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 149 с.