Фрагмент для ознакомления
2
В современное время для органов местного самоуправления становятся важными вопросы формирования, исполнения средств регионального бюджета в целях укрепления собственных финансов, эффективности расходования бюджетных средств, что в конечном итоге улучшит бюджетную систему в целом. Таким образом, региональный бюджет становится одной из важнейших составляющих бюджетной системы страны.
Региональный бюджет представляет собой планируемый уровень доходов и расходов, подлежащий исполнению со стороны исполнительного органа исполнительной власти субъекта РФ после его утверждения. В годовой бюджет также включаются обязательные нормативы и распределение бюджетных средств по округам. Бюджет субъекта государства можно назвать основой бюджетной системы Российской Федерации, в которой обозначаются расходы планируемого бюджета на основные направления жизни человека и государства. В настоящее время проводится множество реформ, связанных с изменениям бюджетной системы в стране, что должно облегчить реализацию возложенных на региональный бюджет функций.
Эффективность бюджетных отношений в настоящее время во многом зависит от эффективности и развитии рыночных отношений. Сложные задачи, поставленные перед региональным бюджетом в области развития и контроля эффективности межбюджетных правоотношений зависят от успеха, проводимых в государственном секторе реформ.
В настоящее время федеральным уровнем на уровень регионального значения передано множество функций как хозяйственных, так и социальных, однако при этом увеличение финансов в регионы и на мест нет, что создает конфликт и противоречия между необходимыми целями и задачами, стоящими перед муниципалитетами и имеющимися у них возможностями. Такие условия актуализируют проблему увеличения доходной части регионального бюджета и снижения расходной части.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что дальнейшее развитие субъектов РФ, эффективность бюджета на местах для достижения поставленных социально-экономических целей регионов, зависят напрямую от финансовой обеспеченности регионов, эффективности управления доходами и расходами бюджета. Для оценки эффективности использования бюджетных средств необходимо проводить оценку исполнению регионального бюджета.
Вопросы формирования, оценки бюджетов рассмотрены многими зарубежными и отечественными авторами, такими как: Аврамчикова Н. Т., Валиева Е.Н., Вовченко Н.Г., Кузнецова, Е. К.,Мысляева И. Н., Ракитина И. С., Федорова И. Ю. и др.
Цель курсовой работы - изучить региональный бюджет, его доходы и расходы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
–рассмотреть теоретические основы формирования регионального бюджета;
– провести оценку исполнения регионального бюджета (на примере Челябинской области);
–предложить основные направления совершенствования формирования и исполнения регионального бюджета.
Объект курсовой работы – региональный бюджет, его доходы и расходы.
Предмет курсовой работы – организация формирования и исполнения регионального бюджета.
Приемы и методы, используемые в работе - изучение литературных источников, сравнение, оценка, синтез и т.п.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
1.1 Региональный бюджет: сущность, функции и роль
Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. Величина региональных бюджетов растёт не только в России, но и во многих других странах мира и составляет сегодня подавляющую часть финансовых ресурсов развитых государств.
Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта Федерации. Понятие регионального бюджета закрепляется и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с требованиями государственного устройства Российской Федерации в целях гармонизации и сочетания экономических интересов регионов и муниципальных образований наряду с взаимоотношениями с хозяйствующими субъектами и гражданами устанавливаются также взаимоотношения между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ, между бюджетом субъекта РФ и бюджетом муниципального образования, находящегося на его территории. В ходе взаимодействия бюджетов осуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетов и обеспечивается реализация целей финансово-бюджетной политики.
Таким образом, финансовая сущность бюджета проявляется в общественных отношениях, связанных с мобилизацией и использованием средств централизованного денежного фонда соответствующего территориального уровня и перераспределением его между бюджетами
Финансовые ресурсы региональных органов власти включают в себя [18, c. 133] различные денежные средства в различным формах, которые представлены на рис. 1.1.
Рисунок 1.1 – Формы региональных финансов
К представленных на рис. 1.1 формам региональеных финансов можно также отнести государственные и муниципальных ценных бумаги.
Финансы муниципалитетов организованы таким образом, чтобы соблюдались принципы, присущие местным финансам. Местные финансы должны обладать прозрачностью денежных потоков для общественности, должны быть самостоятельными, но при этом поддерживаться государством.
Вышеприведенное утверждение подтверждается веяниями в настоящее время передачи всю большей самостоятельности на уровни регионального значения, что продекларировано современным законодательством о взаимоотношениях федеральных органов власти, региональных и местных.
Анализируя распределение финансов в странах с развитой рыночной экономикой можно прийти к выводу, что региональные финансы имеют большую эффективность по сравнению с финансами федерального уровня. При этом нельзя не принимать тот факт, что федеральные финансы имеют большое значение для государства в целом нежели финансы субъектов государства.
Таким образом, подтверждается важность региональных финансов в общем устройстве государственных финансов. С помощью региональных бюджетов государство проводит экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.
Всего в России статус регионов имеют 85 субъектов: 22 республики, 9 краёв, 1 автономная область, 4 автономных округа, 46 областей и 3 города федерального значения. Согласно ст. 14 Бюджетного кодекса РФ (в ред. от 28.12.2022) каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.
В настоящее время бюджетная система России организована так, что на региональный власти возложены очень большие задачи в области обеспечения решения многих социально-экономических важных вопросов. Однако на выполнение этих задач направляется недостаточное финансирование со стороны федеральных органов власти, что является причиной некого дисбаланса, который выражается в постоянной нехватке финансовых ресурсов региональных бюджетов для выполнения своих обязанностей. Так, на решение вопросов образования в бюджетах регионов России уходит более 60-70% всех средств, также большой удельный вес в расходной части бюджетов приходится на жилищно-коммунальное хозяйство и культуру. При этом ежегодно сокращаются расходы на социальное обеспечение населения.
Дальнейшее развитие финансовой обеспеченности региональных властей возможен при решении вопросов по управлению и установлению полномочий на уровне федеральных, региональных и местных органов власти.
Предоставляя всю большую свободу региональным бюджетам, государство сокращает полномочия в области решения многих социально-экономических задач, перекладывая их «на плечи» регионального бюджета. Так как основная доля доходов бюджета приходится на налоговые доходы, то в связи с этим, наиболее остро встают вопросы уплаты налогов организаций в региональные бюджеты и уплаты налогов учреждений местных органов
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, № 31, ст. 3823.
2. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 (ред. от 28.12.2020) «О Федеральном казначействе» // «Собрание законодательства РФ», 06.12.2004, № 49, ст. 4908.
3. Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года»
4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
5. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
6. Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 — 2024 годах, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. № 117-р
7. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р
8. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 г.
9. План реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2017 г. № 1166-р
10. Аврамчикова Н. Т. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 175 c.
11. Аврамчикова Н. Т. Государственные и муниципальные финансы. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2019. — 174 c.
12. Алехин Б. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 185 c.
13. Берзон Н. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 138 c.
14. Валиева Е.Н. Государственные (муниципальные) финансы / Е.Н. Валиева, А.Г. Лукин. — М.: Русайнс, 2016. — 288 c.
15. Вовченко Н. Г., Костоглодова Е. Д. Государственные финансы США. Учебник. — М.: Мини Тайп, 2016. — 280 c.
16. Вовченко Н.Г. Государственные финансы США / Н.Г. Вовченко, Е.Д. Костоглодова. — Рн/Д: Мини Тайп, 2016. — 280 c.
17. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. — М.: Юнити, 2016. — 391 c.
18. Государственный и муниципальный финансовый контроль: Учебное пособие / Федченко Е. А. — М.: Прометей, 2020. — 360 c.
19. Грачева Е. Ю., Артемов Н. М., Арзуманова Л. Л. Актуальные проблемы финансового права в условиях цифровизации экономики. — М.: Проспект, 2020. — 256 c.
20. Избранные труды кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия. Сборник статей / Цинделиани И. А. — М.: Проспект, 2018. — 368 c.
21. Кикавец В. В. История правового регулирования государственных закупок в России: финансовый аспект. Монография. — М.: Проспект, 2020. — 128 c.
22. Кузнецова, Е. К. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие. — М.: Прометей, 2018. — 108 c.
23. Костоглодова Е. Д., Андреева О. В., Иванова О. Б. и др. Государственные финансы Германии. Теория и методология. Монография. — М.: Мини-Тайп, 2018. — 200 c.
24. Кудрин А.Л. Государственные финансы Ренессанса: Карафа — Ортис — Боден: Учебное пособие / А.Л. Кудрин, М.П. Афанасьев. — М.: Магистр, 2018. — 32 c.
25. Кузнецова Е. К., Хаиров Б. Г. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие. — М.: Прометей, 2018. — 108 c.
26. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Инфра-М, 2019. — 446 c.
27. Подъяблонская Л.И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Л.И. Подъяблонская. — М.: Юнити, 2014. — 559 c.
28. Ракитина И. С., Березина Н. Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. — М.: Юрайт, 2017. — 333 c.
29. Ракитина И.С. Государственные и муниципальные финансы: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 333 c.
30. Федорова И. Ю. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок. — М.: Юрайт, 2020. — 149 c.
31. Федорова И. Ю., Фрыгин А. В., Седова М. В. и др. Государственные и муниципальные закупки как инструмент повышения эффективности расходов бюджетов. — М.: Дашков и Ко, 2020. — 242 c.
32. Официальный сайт Правительства Мурманской области / Режим доступа: https://gov-murman.ru/region/index.php