Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных международных отношениях страны во внешней политике выражают национальный подход к реализации своих интересов, целей и задач. Часто внешнеполитический курс основан на поддержании мира и безопасности государства, необходимых для его существования и дальнейшего развития политической, социальной и экономической сферы. Стратегическая культура любой страны выражает традиционный подход, набор ценностей, общественных ориентаций на применение силы, ведение военных действий, организации миропорядка. В настоящее время на международной арене мы можем наблюдать своеобразный поединок стратегических культур, и часто доминация на мировой арене достигается не путем ведения прокси-войн, а с помощью реализации стратегико-культурного потенциала, гораздо более устоявшегося и имеющего долгую историю, чем новые способы ведения борьбы за место в международном взаимодействии . Наиболее «живучей» стратегической культурой ныне обладают великие державы, в том числе и Китайская Народная Республика. Как страны, представляющие собой древние цивилизации, а не просто нации, лидеры международных отношений используют всевозможные национальные хитрости и подходы для достижения наиболее выгодных условий существования для своего государства.
Поскольку Китай является одним из древнейших государств в мире, его опыт межстранового взаимодействия и паттерны международных сношений сложились очень давно, ведь китайская стратегическая культура берет начало в глубокой древности, что отражается в традиционных китайских текстах, систематизированных Конфуцием.
Азиатско-Тихоокеанский регион, согласно классификации Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций, можно разделить на Восточную Азию, состоящую из КНР, КНДР, РК, Монголия и Японии, а также на Юго-Восточную Азию, состоящую из членов АСЕАН.
Региональное сотрудничество и региональная интеграция являются важной тенденцией в развитии современного мира, а также являются частью процесса глобализации. С помощью внутренней интеграции между различными регионами возможно достичь сотрудничества между несколькими региональными группами в мире и содействовать развитию глобализации.
После холодной войны, с непрерывным развитием экономической глобализации и региональной экономической интеграции, во всем мире постепенно развивалась форма регионального экономического сотрудничества, которая отвечает глобализации и направлена на достижение региональной экономической интеграции. Сегодня, когда глобализация продолжает ускоряться, региональное сотрудничество имеет много возможностей для развития.
Целью данной работы является рассмотрение актуальных проблем взаимоотношений КНР и АСЕАН.
Задачи:
- описать вопрос развития отношений КНР и АСЕАН;
- изучить современные внешнеполитические направлений КНР;
- рассмотреть инициативы КНР по противодействию злонамеренному использованию искусственного интеллекта: нормативная сила и перспективы сотрудничества с АСЕАН, проблемы развития Зоны свободной торговли;
- изучить вопрос нарастания китайско-американских противоречий и АСЕАН;
- проанализировать вопрос сотрудничества России и АСЕАН как ключ к стабильности в регионе.
Объект исследования – взаимоотношения КНР и АСЕАН. Предмет исследования – актуальные проблемы взаимоотношений КНР и АСЕАН.
Глава 1 Эволюция и особенности развития отношений КНР и АСЕАН
1.1 Развитие отношений КНР и АСЕАН
По сравнению с экономической интеграцией Европы, которая начала развиваться в 1950-х годах и постепенно создала прочный регион экономической интеграции, региональная интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе очень медленная и застойная, даже по сравнению с регионами Северной Америки. Экономическая интеграция выглядит очень отсталой. В качестве важной части мирового экономического роста после окончания холодной войны, помимо АСЕАН в Юго-Восточной Азии, отсутствует эффективная основа региональной интеграции во внутри Восточной Азии и между Восточной Азией и Юго-Восточной Азией, что наносит ущерб не только внутренней координации и сотрудничеству стран-членов в регионе, но и региональному сотрудничеству. Жестокая конкуренция среди внутренних членов, теряющая эффективную конкурентоспособность на международном уровне и в процессе глобализации. В то же время членам Азиатско-Тихоокеанского региона трудно сформировать эффективные механизмы и средства реагирования, когда они сталкивались с последствиями экономического кризиса. Положение особенно остро стоит в азиатском финансовом кризисе 1997 года.
Традиционная схема в Азиатско-Тихоокеанском регионе, особенно в Восточной Азии, характеризуется единой структурой: страны Восточной и Юго-Восточной Азии сильно зависят от Соединенных Штатов в плане экономической торговли и политической безопасности . Однако с быстрым развитием экономики КНР, эта структура постепенно становится двойной структурой, что все более зависимой от экономики Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но в политической безопасности по-прежнему доминируют Соединенные Штаты.
Эта двойная структура затрудняет процесс в экономической интеграции Восточной Азии и даже Азиатско-Тихоокеанского региона. Для Китая с его экономическим развитием постепенно улучшается международный статус КНР, в то же время обширный внутренний рынок Китая очень важен для стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Но в сфере политической безопасности Китай сталкивается с проблемой недоверия стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Такая двойная структура, фактически является частью международной системы после Второй мировой войны. Несмотря на то, что она претерпевает сложные и переменчивые изменения, её базовый характер трудно изменить. После азиатского финансового кризиса 1997 года страны Азиатско-Тихоокеанского региона глубоко осознали неотложность и важность укрепления регионального сотрудничества. По сравнению с бездействием США в финансовом кризисе, Китая завоевали доверие стран Юго-Восточной Азии, пострадавших от финансового кризиса. В то же время АСЕАН как региональная международная организация постепенно начала играть свою роль .
Это обеспечивает другое решение для интеграции Азиатско-Тихоокеанского региона. АСЕАН представляет собой альянс малых стран, она добилась замечательных достижений в регионе с точки зрения политики, безопасности и экономики. Однако последующий азиатский финансовый кризис нанес наибольшие потери странам АСЕАН.
После финансового кризиса АСЕАН продолжала укреплять внутренние отношения на фоне двух основных тенденций глобализации и регионализации, продвигаясь к цели «интеграции АСЕАН», который стал незаменимой балансировочной силой в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Региональное сотрудничество между странами Азиатско-Тихоокеанского региона использовало финансовые потрясения в Азии в 1997 году как возможность. Еще в 1996 году Китай и Япония надеялись проводить регулярные встречи на высшем уровне с членами АСЕАН. В ходе саммита АСЕАН 1997 года лидеры КНР, Японии и Южной Кореи были приглашены на встречу. Азиатский финансовый кризис усилил важность и значимость организации. В ответ на кризис АСЕАН тесно сотрудничала с Китаем, Южной Кореей и Японией. После того, как Совместное заявление о сотрудничестве в Восточной Азии было принято на Манильском саммите в 1999 году, министры финансов десяти стран АСЕАН, а также КНР, Японии и Южной Кореи провели регулярные встречи. Китай, Япония и Южная Корея впервые приняли экономическое сотрудничество в рамках АСЕАН, и это также начало будущей модели сотрудничества АСЕАН плюс КНР, Япония и Южная Корея (10 + 3) .
Премьер-министр КНР Чжу Жунцзи впервые предложил замысел «Зона свободной торговли между КНР и АСЕАН (China–ASEAN Free Trade Area, CAFTA)» на саммите КНР-АСЕАН в 2000 году.
Через год на саммите АСЕАН в 2001 году в Брунее Китайская Народная Республика и АСЕАН достигли консенсуса и договорились о создании «Зоны свободной торговли КНР-АСЕАН». В ноябре 2002 года на шестой встрече лидеров Китая и АСЕАН премьер-министр КНР Чжу Жунцзи и руководители 10 государств-членов АСЕАН совместно подписали Рамочное соглашение о комплексном экономическом сотрудничестве между Китайской народной республикой и АСЕАН. 1 января 2010 года была полностью запущена Зона свободной торговли КНР-АСЕАН, и средний тариф Китая по АСЕАН снизился с 9,8% до 0,1%.
Зона свободной торговли АСЕАН-Китай является крупнейшей в мире
с населением более 2 млрд человек, с совокупным объёмом ВВП в размере $14,5 трлн (на 2018 г.). Для АСЕАН - это первое соглашение подобного типа с зарубежным партнёром. Важность географической близости так же является ключевым фактором во взаимодействии Китая и Ассоциации, с этим фактором связаны более низкие транспортные издержки при развитии торговли, что предоставляет большие конкурентные преимущества .
Следует также обратиться к более конкретным данным. Товарная структура экспорта АСЕАН в КНР представлена электрическими машинами и оборудованием, минеральным топливом и ядерными реакторами. В то время как в структуре импорта из КНР преобладают: железнодорожные локомотивы, игрушки, зонты, искусственные цветы, переработанные овощи.
Объём китайских прямых иностранных инвестиций в экономику АСЕАН возрос с $1958 млн до $8155,3 млн за 2006–2015 гг., или в 4,2 раза. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии обогнала Соединённые Штаты и стала вторым крупным торговым партнёром Китая в 2019 году. Согласно данным Главного таможенного управления КНР, в 2018 году объём торговли Китая с АСЕАН вырос на 14,1 % и составил около $642,7 млрд. Из приведённых данных видно, что отношения КНР со странами АСЕАН обеспечивают положительные экономические показатели для обеих сторон.
Япония и Южная Корея, расположенные в азиатско-тихоокеанском регионе, достигли быстрого экономического роста раньше, чем КНР. У них также традиционно дружественные отношения с АСЕАН, но Япония и Южная Корея не предложили АСЕАН концепцию о создании зоны свободной торговли. А КНР установила дипломатические отношения со всеми странами АСЕАН в 1990-х годах. Отношение между КНР и АСЕАН было враждебно в течение долгого времени в XX веке. Китай является первой страной, предложившей АСЕАН идею зоны свободной торговли.
По инициативе КНР основные экономические участники Восточной Азии, Южной Кореи и Японии впоследствии подписали соглашения о свободной торговле с АСЕАН. Южная Корея является вторым партнером по диалогу, достигшим соглашения о свободной торговле с АСЕАН. АСЕАН и Южная Корея подписали «Рамочное соглашение о комплексном экономическом сотрудничестве между Республикой Корея и АСЕАК» в 2005 году, которое также вступило в силу 1 января 2010 года .
1 декабря 2008 года Соглашение о комплексном экономическом партнерстве АСЕАН-Япония вступило в силу.
В то же время Восточная Азия, которая имеет самую сложную ситуацию региональной интеграции, также начинает медленный процесс интеграции посредством продвижения АСЕАН. Сингапурские ученые называют АСЕАН как «смазкой», способствующей развитию отношений между странами Восточной Азии.
В ноябре 1999 года в Маниле, Филиппины, состоялся третий Неофициальный саммит АСЕАН, в ходе которого премьер-министр Чжу Жунцзи из Китайской Народной Республики, премьер-министр Японии Кейдзо Обучи и президент Ким Дэ Чжун из Южной Кореи провели встречу Встреча за завтраком создала прецедент для встречи лидеров трех стран Восточной Азии в рамках АСЕАН.
АСЕАН является международной организацией, которая ранее начала интеграционный процесс в Азиатско-Тихоокеанском регионе, она стремится быть лидером по продвижению интеграции во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. С этой целью в ноябре 2004 года во Вьентьяне, Лаос, состоялось Совещание лидеров «АСЕАН 10+3». На это Совещание разъяснил ведущую роль АСЕАН в региональном сотрудничестве в Восточной Азии и определил «Восточноазиатское сообщество» в качестве долгосрочной цели сотрудничества «АСЕАН 10+ 3». 11 апреля 2005 года 10 министров иностранных дел стран АСЕАН объявили, что первый саммит стран Восточной Азии с участием стран «АСЕАН 10+3» состоится в Куала-Лумпур, Малайзия, в декабре 2005 года. Они установили три порога для стран-участниц: с АСЕАН имеет тесно связанные отношения, является партнером АСЕАН по диалогу, присоединяется к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии .
В ноябре 2007 года в рамках «АСЕАН 10+3», когда лидеры КНР, Японии и Южной Кореи провели свое восьмое совещание, они решили укрепить политический диалог и консультации между тремя странами и провели нерегулярные встречи трех лидеров. В июне 2008 года в Японии на встрече трех министров иностранных дел в Токио было решено провести первую отдельную встречу лидеров КНР, Японии и Южной Кореи в Японии в сентябре того же года, которая была перенесена на 13 декабря 2008 года в связи с отставкой премьер-министра Японии Ясуо Фукуда.
Первое отдельное совещание лидеров Китая-Японии-РК было проведено в Фукуоке, Япония, 13 декабря 2008 года. Совещание подписало и выпустило «Совместное заявление трехстороннего партнерства», в котором уточняются позиции трехстороннего партнерства и определяются направления и принципы трехстороннего сотрудничества. Совещание приняло «Совместное заявление по международным финансово-экономическим вопросам», «Совместное заявление по борьбе со стихийными бедствиями в трех странах» и «План действий по развитию сотрудничества между КНР, Японией и Южной Кореей». 10 октября 2009 года в Пекине, Китай, состоялась вторая встреча лидеров Китая-Японии-РК, на которой присутствовали премьер Госсовета Вэнь Цзябао, премьер-министр Японии Юкио Хатояма и президент Южной Кореи Ли Мен Бак. Китай, Япония и Южная Корея доработали общее направление будущего сотрудничества: совместное строительство Восточноазиатского сообщества.
Китай, Япония и Южная Корея имеют тесные экономические и торговые отношения с АСЕАН.АСЕАН также выступил в качестве смазочного вещества для сотрудничества между тремя странами и реализовала предварительную идею построения восточноазиатской интеграции через платформу, предоставленную АСЕАН. На встрече лидеров Китая, Японии и Южной Кореи, три страны выдвинули необходимость сначала создать зону свободной торговли между Китаем, Японией и Южной Кореей.
На встрече лидеров Китая-Японии-Кореи в 2011 году лидеры премьера-министр КНР Вэнь Цзябао, премьер-министр Японии Нода Казухико и президент Южной Кореи Ли Мен Бак объявили, что завершат строительство и планирование «зоны свободной торговли между Китаем, Японией и Южной Кореей» к концу 2011 года. Переговоры начались в 2012 году.
1.2 Общая характеристика современных внешнеполитических направлений КНР. Отношения со странами АСЕАН
В настоящее время в китайской внешней политике мы можем наблюдать конфуцианский и реалполитичный подходы, описанные А. Скобелем, которые выражаются в подчеркнуто мирном отношении к другим государствам (первый подход), но в то же время не исключается применения военной силы для нейтрализации угрозы и возвращения КНР в первоначальный статус-кво (второй подход).
Немаловажно и то, что традиционно Китай считает себя центром мира («Поднебесной») и стремится вернуть себе лидирующее положение, утерянное после Опиумных войн и оккупаций западными странами и Японией. Данные подходы уходят вглубь истории и имеют свои корни в философии конфуцианства, легизма и военных канонах Китая.
В XXI веке Китай придерживается ряда концепций внешней политики, которые являются выражением его стратегической культуры, как, К. Е. Кожухова например, «пять принципов мирного сосуществования», «мирное возвышение / развитие», «мягкая сила», «китайская мечта», «возрождение китайской нации» и «сообщество единой судьбы человечества», а также положений разнообразных древних китайских канонов, следы которых можно увидеть в современном взаимодействии КНР с другими странами. Поскольку данные концепции являются базой китайской внешнеполитической деятельности и отражают суть стратегической культуры Китая, следует рассмотреть проявления данных черт во внешней политике Китайской Народной Республики в частных случаях международного взаимодействия.
В настоящее время можно выделить четыре основных внешнеполитических направления КНР:
– отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР);
– Американское направление;
– взаимодействие со странами Евразии и Африки посредством проекта «Один пояс – один путь»;
– Российское направление .
В отношении АТР можно выделить два вектора китайской внешней политики, наиболее ярко отражающих сущность реализации стратегической культуры КНР на практике, и пацифистскую, и реалполитическую ее стороны. Во-первых, это отношения со странами АСЕАН, во-вторых, территориальные споры в Южно-Китайском и Жёлтом морях.
Китайская Народная Республика серьезно относится к вопросу укрепления регионального партнерства в области безопасности со странами Юго-Восточной Азии, так как, руководствуясь конфуцианской стратегико-культурной парадигмой, Китай считает, что развитие мирных отношений не только приносит пользу всем участвующим сторонам, но и защищает их долгосрочные интересы, а самое главное – помогает сохранять Китаю искомый статус-кво. Дружба с соседями является одной из отличительных черт стратегической культуры КНР, китайская нация нацелена на поддержание мира и активное сотрудничество с приграничными странами для получения возможности гарантированно взаимодействовать и не оказаться в экономической и политической изоляции. Сунь-цзы говорил: «Кто искусен в военном деле, занимает такую позицию, которая делает невозможным его поражение, а потом не упускает случая нанести поражение неприятелю» .
Стратегико-культурная китаецентричность восприятия на международной арене и ориентация на соседние государства как на «вассалов» экстраполируется на то, что Китай всегда придавал важное значение роли АСЕАН в продвижении регионального диалога по безопасности и постоянном поиске сотрудничества в таких сферах, как нетрадиционные области безопасности, к примеру, усиление боеспособности для борьбы с терроризмом, постепенное увеличение числа сотрудников оборонной службы для участия в региональном форуме АСЕАН. Пути к отступлению и «задел» в любой обстановке всегда имели для китайских лидеров приоритетное значение, ведь «кто искусен в военных действиях, осуществляет свои планы с великим тщанием, стремясь обезопасить себя от всяких неожиданностей и оставляя за собой возможность поправить свой план по ходу действий» .
Основным внешнеполитическим рычагом китайского правительства на страны АСЕАН являются торгово-экономические отношения. Обширная диаспора китайских мигрантов хуацяо позволяет использовать экономическое сотрудничество в качестве отправной точки и расширить сотрудничество в других сферах.
Капитал, созданный хуацяо, последние направляют на служение родины, подчеркивая традицию единения и центризма китайской нации. Китайские эмигранты хуацяо является одним из явлений легистской «мягкой силы», которая «ворует» у «варваров» на благо Тянься, а также распространяет китайскую культуру и язык по всему миру, превращаясь в «разносчиков» ценностных ориентаций Китайской Народной Республики.
Китай, опираясь на «новый взгляд на безопасность», основанный на принципах равенства, диалога, доверия и согласия, начал предпринимать ряд активных действий, выступающих за создание нового порядка безопасности, обеспечивающего подлинное взаимное уважение, взаимное сотрудничество, достижение консенсуса путем консультаций и мирное урегулирование споров, а не запугивание, конфронтацию и навязывание своих желаний. Однако «слова действенны более, чем острие меча, и способы их применения чрезвычайно разнообразны» по словам великого полководца Цзэ Сюаня. Страгико-культурный прием «обмана» позволяет Китаю искусно маскировать свою собственную выгоду благими намерениями в пользу своих соседей и всего человечества.