Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования состоит в том, что художник-декоратор театральной постановки также часто является автором световой партитуры спектакля, разрабатывая ее в соответствии с эмоциональной атмосферой действия. В общую картину, создаваемую на сцене художником, входят также бутафория и реквизит, иногда играющие существенную роль в сюжете. На современном языке это называется сценография.
Театр для зрителя – это таинство, загадка. А закулисье – и вовсе потусторонний мир. Он манит, но при этом не открывает свои двери. Театральное действо – это некая другая реальность. Имена мастеров, которые ее создают, часто незаслуженно забываются или вообще незнакомы зрителю, но без них нельзя представить историю ни одного театрального спектакля любого жанра – драмы, оперы, балета. Речь о художниках-декораторах.
Карл Вальц был одним из тех театральных декораторов, которые становятся началом целой эпохи. Творчество Вальца было настолько интересным, качественным и неожиданным для зрителей и театральных критиков, что многие театральные деятели даже немного боялись работать с ним, считая, что его талант может затмить других одаренных и творческих людей, которые принимают участие в создании и показе спектакля.
Цель исследования – проанализировать театральные декорации Карла Вальца.
Объект исследования – Карл Вальц.
Предмет исследования – театральные декорации Карла Вальца.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Проследить биографию Карла Вальца.
2. Охарактеризовать основные направления и принципы творческой деятельности Карла Вальца.
3. Проанализировать самые интересные театральные декорации, созданные Карлом Вальцем.
4. Определить значение творчества Карла Вальца в русской и мировой художественной и театральной культуре.
Методы исследования: анализ научной литературы и мемуаров, историографический, хронологический, биографический, описательный, сравнительный, классификация, обзор, синтез.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, не разделенных на параграфы, заключения, а также списка литературы.
1. Краткая биография Карла Вальца
К.Ф. Вальц – механик-машинист и художник-декоратор, коллекционер «театральной машинерии».
Родился в Петербурге в семье обрусевшего остзейского немца Федора Карловича Вальца, служившего машинистом сцены Большого (Каменного) театра в Петербурге. В 1854 году отец был переведен в Москву для оборудования сцены Большого театра, восстанавливаемого после пожара 1853 года. Мальчик проявлял большой интерес к работе отца, а тот, заметив этот интерес, решил дать сыну соответствующее образование [9].
В 1855 году восьмилетний Карл Вальц был отправлен отцом за границу «в ученье». Он занимался в Дрездене в общеобразовательном пансионе и одновременно получал специальные знания у профессора театрально-декорационной живописи Королевского оперного театра Отто Рама. Спустя два года он переехал в Берлин на стажировку к профессору Берлинского королевского театра Карлу Гроппиусу.
На рисунке 1.1 представлен фотография Карла Вальца.
Рисунок 1.1. – Карл Вальц
Вернувшись в Москву, Карл Вальц стал помогать отцу. «Сложный механизм сцены пленял мое юношеское воображение и живо интересовал. Я пытливо расспрашивал отца, – вспоминал позднее Карл Федорович, – о всех мельчайших подробностях машинно-декорационной части и всегда получал серьезные и исчерпывающие объяснения».
В 15 лет он уже работал в качестве художника-декоратора Большого театра, а с 1869 года занял место отца и стал механиком-машинистом этой прославленной сцены. Служению театру Карл Федорович отдал шестьдесят пять лет своей жизни.
«Кто же в Москве не знал волшебника Вальца?! – вспоминал артист и режиссер В.П. Шкафер. – Чудеса превращения мрачных замков в роскошные сады с фонтаном, провалы городов, пожары, появление плывущих по морю кораблей, колоссальные разрушения, приводящие зрителей в смятение и ужас, – все это было делом огромной фантазии и рук К.Ф.Вальца» [11].
В Москве не было ни одного театра, ни одного значительного гуляния или благотворительного вечера, «обстановкой» которых не заведовал бы Карл Федорович. Популярность его в Москве была велика. Создатель технических и световых эффектов, в воспоминаниях москвичей-современников он всегда предстает магом и чародеем.
Народные гулянья, проходившие в Москве по случаю коронации Александра III, а затем Николая II, надолго запомнились москвичам благодаря Затейливым и изобретательным пиротехническим спектаклям, придуманным К.Ф. Вальцем. Непременными атрибутами гуляний были в ту пору иллюминации и фейерверки, устройством которых он тоже виртуозно владел.
Карл Вальц пользовался известностью не только в Москве. Его приглашали в Париж, он сопровождал знаменитую балетную антрепризу Сергея Дягилева во время «Русских сезонов» в Париже. Феерическая постановка спектакля «Павильон Армиды», в подготовке которой он принимал самое непосредственное участие, произвела столь сильное впечатление на парижскую публику, что многие ходили за кулисы как бы на экскурсию, чтобы своими глазами увидеть тайны «русского Калиостро».
Карл Федорович принадлежал к последней плеяде механиков и декораторов, мастеров феерических постановок. Со временем в его доме собралась уникальная коллекция, раскрывавшая секреты «театральной машинерии». Здесь были чертежи, рисунки, эскизы декораций, модели, макеты, различные инструменты, словом, все, без чего нельзя представить искусство сценического оформления спектакля.
Бывая ежегодно в Западной Европе, Карл Федорович собирал и там все то, что могло пригодиться в профессиональной деятельности. Он привозил в Москву и макеты, и чертежи, и, конечно, книги, посвященные искусству театра и механике сцены [1].
Готовя постановку, мастер сначала делал предварительные наброски и выполнял макеты, причем иной раз макеты были действующими. С детства хорошо познавший законы механики и физики, он изготавливал все эти макеты на редкость изобретательно и искусно.
Это был Мастер в высшем значении слова. Так, он выполнил модель сцены Большого театра с устройством целой системы водопроводных труб. Стоило при пожаре нажать всего одну кнопку, и вся сцена мгновенно окружалась сплошными водяными стенами.
К.Ф.Вальц умер в Москве 3 апреля 1929 года, похоронен на Немецком кладбище. Вся коллекция Карла Федоровича после его смерти поступила в Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина. В Москве Карл Федорович Вальц жил в доме Кальмеера на Пречистенском бульваре (д. 23).
Карл Вальц, благодаря своей исключительной энергичности и любви к театру, стал неформальным художественным лидером, взяв на себя ответственность за сохранение зрительского интереса к спектаклям Большого театра во второй половине XX века. Почитатель импрессионизма, Вальц до К. А. Коровина и А. Я. Головина пытался делать в Большом театре импрессионистическое декорационное оформление.
Работа Вальца подготовила приход в Большой театр художников-станковистов, с одной стороны, внедрением в практику театра принципа художественной целесообразности оформления спектакля одним художником, с другой – постоянным расширением спектра художественных приёмов и выразительных средств.
Интересно, что сам Карл Вальц был очень скромным человеком. Он столько всего сделал для развития сценической техники – заменил масляное
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Архипенко С.С., Поляковская И.М., Лавриненко С.Г. Современные и классические подходы к созданию театральных декораций // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного общества на экономическом, социальном и культурном уровнях». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 15–27
2. Вальц К.Ф. Шестьдесят пять лет в театре. – Л., 1928. – 388 с.
3. Григорьева С.А., Малышева М.И. Специфические особенности творчества Карла Вальца как культурного явления конца XIX – начала XX века // Материалы международной научно-практической конференции «Тетральная жизнь России: история и современность». – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2018. – С. 97–116
4. Иваненко А.А., Богословский А.П., Крюков И.М. История декораторского искусства. Большой театр // Материалы научно-практической конференции «Культурная жизнь в Российской Федерации и тенденции ее развития». – Махачкала: Дагестанский федеральный университет, 2017. – С. 80–105
5. Малышева П.А., Григорьева Н.А. Проблемы и тенденции развития русского театрального искусства в XIX–XX вкуах // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Российская академия правосудия, 2018. – С. 59–72
6. Петрова М.В. О специфике систематизации, хранения и исследования художественных фондов в ГЦТМ имени А.А.Бахрушина // Музей-4: Художественные собрания СССР. – М., 1983. – С. 10
7. Родионов Д. «Волшебник русской сцены». К 170-летию со дня рождения Карла Вальца // Международная научная конференция «Мариус Петипа. Империя балета: от возвышения до упадка». – М.: Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, 2018 // Национальный музей театра. – [Электронный ресурс] http://www.gctm.ru/event/vistavka_valtsa/ (Дата обращения: 12.04.2018)
8. Сашонко Вл. Вальцы и вальсы // Нева. – 1989. – № 11. – С. 198–202
9. Театр и музыка // Новое время. – 1911. – № 12770 – 30 сентября (13 октября). – С. 5
10. Шестьдесят пять лет в театре // Красная нива. – 1928. – № 43. – С. 15
11. Шкафер В.П. Сорок лет на сцене русской оперы. – Л., 1936. – С. 119, 183–184