Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Сегодня правоохранительные органы можно определить как наделенные властными полномочиями органы государственной власти и местного самоуправления, которые в соответствии с нормами права, на основаниях и в порядке, предусмотренном законами, осуществляют правоохранительную деятельность в определенной сфере общественных отношений и в соответствии со своей компетенцией.
Исследование сущности работы органов внутренних дел подразумевает возможность и необходимость использования системного подхода, который представляет собой комплексное изучение исследуемого объекта как единого целостного образования. Практической реализацией системного подхода является системный анализ, который позволяет учесть все взаимосвязи системы управления органов внутренних дел, изучить её отдельные структурные части, показать роль каждой из них в общем процессе функционирования и, наоборот, выявить воздействие системы в целом на отдельные её элементы.
Органы внутренних дел представляют собой сложную, разветвленную систему, в которую входят в качестве ее функциональных элементов (подсистем) милиция, пожарная охрана, внутренние войска, следственный аппарат и др. Органы внутренних дел являются частью органов государственной исполнительной власти. Они занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов, поскольку выполняют наибольший объем работы, связанной с предупреждением, выявлением и пресечением правонарушений.
Объектом исследования являются содержание и специфические особенности общественных отношений, обуславливающие правовой статус органов внутренних дел.
Предмет исследования: правовые нормы, регулирующие исследуемую область отношений.
Цель работы исследовать организацию и основы деятельности органов внутренних дел.
Для изучения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить понятие и правовое регулирование деятельности ОВД;
- исследовать место ОВД в структуре механизма современного государства;
- рассмотреть цели, задачи в системе управления ОВД;
- исследовать правовое положение сотрудников ОВД в РФ.
Теоретической базой послужили труды следующих авторов: И.Ф. Амельчиков, А.В. Гриненко, Е.С. Дворецкая, В.В. Казаков, А.Г. Маркушин, В.Г. Булавчик, Ю.А. Ляхов и др.
В качестве методологической базы использовались законодательные акты РФ, научные труды отечественных и зарубежных авторов, периодические издания.
Структура курсовой работы состоит из введения, четырех пунктов, заключения и списка использованной литературы.
В заключении представлены основные положения и основные выводы, которые были сформулированы по результатам проведенного исследования.
1. Понятие и правовое регулирование деятельности органов внутренних дел
Правовое регулирование службы в органах внутренних дел устанавливается статьей 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Статья гласит, что регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) настоящим Федеральным законом;
3) Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» , Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел;
4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;
5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части первой статьи третьей данного закона, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства. Конституция РФ, как закреплено в ч. 1 ее ст. 15, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.
Положениями Конституции РФ устанавливается, что регулирование правоотношений, связанных со службой в ОВД, осуществляется нормативными правовыми актами только федерального уровня.
Речь идет о положениях ст. 71 Конституции РФ , относящих к исключительному ведению России такие вопросы, как:
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (п. «в»);
- установление порядка деятельности ФОИВ (п. «г»);
- федеральный бюджет (п. «з»);
- федеральная государственная служба (п. «т»).
Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел» закрепляет отношения связанные с поступлением на службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника ОВД. Данный закон занимает центральное место в системе нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел.
Федеральные законы о полиции, о социальных гарантиях сотрудников ОВД, о службе в ОВД образуют единую законодательную основу службы в органах внутренних дел. Проходившая реформа государственной службы обусловливает исследование отдельных ее видов, определение их места в системе государственной службы.
Осуществлялась активная работа, направленная на реформирование правовых основ государственной службы в стране, в частности, в системе внутренних дел. Были приняты новые федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.
Анализ действующего в настоящее время законодательства, в первую очередь федеральных законов от 27 мая 2003 года № 58 «О системе государственной службы РФ» 1 и от 27 июля 2004 года № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», свидетельствует, что регламентация всего комплекса вопросов, возникающих в ходе прохождения государственной службы, не предусмотрена. Кроме того, нельзя не отметить отсутствие нормативных актов о таком специальном виде государственной службы, как правоохранительная. А это, как известно, крайне негативно сказывается на порядке организации и прохождения службы в отдельном, специальном, государственном органе.
Первые шаги реформирования государственной службы в органах внутренних дел были приняты 24 декабря 2009 г., когда Президент РФ подписал указ № 168 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации ». В указе отмечалось, что существующая структура органов внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации. А в появившемся несколько позже указе Президента РФ от 18 февраля 2010 г. «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации » уже конкретно определялись направления реформы. Предусматривалось, что в процессе их реализации будет разрешено большинство проблем, существующих в органах внутренних дел, а также повысится престиж данного вида службы.
В целях установления единства правового статуса правоохранительных органов и правоохранительных служащих, в перспективе было бы целесообразно разработать и принять федеральный закон о правоохранительных органах и правоохранительной службе в Российской Федерации.
С учетом опыта правового регулирования статуса милиции можно было бы предложить следующую редакцию статьи первой закона о полиции: «Полиция Российской Федерации – система государственных правоохранительных органов исполнительной власти, предназначенных для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства от преступных и иных противоправных посягательств, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности». Полиция не определяется как единая система органов, вместо этого вводится технологический термин «состав полиции».
Организационная основа полиции переводится с более стабильного законодательного уровня регулирования на подзаконный, уровень указов Президента Российской Федерации. Такой подход к правовому регулированию организации полиции существенно влияет на ее правовой статус и место в системе органов государственной власти, в особенности правоохранительных.
Вместе с тем, организация большинства органов, обладающих полномочиями по применению мер государственного принуждения, урегулирована именно федеральными законами: о прокуратуре Российской Федерации, о Следственном комитете Российской Федерации, о таможенном регулировании, о федеральной службе безопасности, о внутренних войсках МВД Российской Федерации и др.
В законе отсутствуют функциональный и территориальный критерии формирования системы полиции, что не дает представления о внутренней структуре полиции, о том, как распределяются полномочия полиции между ее подразделениями (в сфере обеспечения безопасности граждан, безопасности дорожного движения, охране объектов, проведения экспертизы, осуществление предварительного следствия и др.).
В настоящее время эти вопросы урегулированы указами Президента Российской Федерации. В соответствии с ними систему полиции образуют «подразделения, организации и службы», на которые возложено осуществление различных видов функций.
В заключении отметим, что правовое регулирование органов внутренних дел достаточно развито и разнообразно. В то же время нет единства правового статуса правоохранительных органов и правоохранительных служащих, в перспективе было бы целесообразно разработать и принять федеральный закон о правоохранительных органах и правоохранительной службе в Российской Федерации. Также было бы целесообразно в законе о полиции предусмотреть специальный раздел об организации полиции. А также законодательно закрепить понятие и организацию ОВД.
2. Место органов внутренних дел в структуре механизма современного государства
В Российской Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную . Правоохранительные органы, к которым относятся органы внутренних дел, представляют исполнительную ветвь власти и призваны реализовывать на практике правовые нормы в сфере обеспечения охраны и защиты прав и свобод граждан, что позволяет их отнести к такому элементу механизма государства, как государственный аппарат [1, с. 64].
В рамках проводимой в России административно-правовой реформы вопросы в области структуры государственного механизма и места в нем отдельных государственных органов нуждаются в подробном комплексном исследовании с позиции анализа и систематизации имеющихся научных знаний, а также в свете выработки путей повышения эффективности функционирования государственных органов.
Не случайно Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. подчеркивает важность дальнейшего совершенствования государственного механизма в аспекте оптимизации структуры государственного аппарата и повышения качества выполнения государственными служащими своих функциональных обязанностей. Это позволяет утверждать, что рассмотрение вопросов, касающихся места органов внутренних дел в структуре механизма современного государства, является весьма актуальным.
Нам представляется, что в историко-правовом отношении методологическим основанием функционального ареала современной генерации правоохранительных структур вообще и органов внутренних дел в частности выступают так называемые «Пилианские принципы» – 9 принципов деятельности полицейского ведомства, разработанные английским реформатором XIX в. Р. Пилем.
В этой связи следует заметить, что закрепленные к настоящему времени в различных странах законодательные основы функционирования органов внутренних дел коррелируют сущностным положениям отмеченных принципов, составляющим квинтэссенцию построения современных правоохранительных организаций и мировой практики полицейской деятельности .
В научной литературе анализу вопросов, связанных с понятием и структурой механизма государства, уделяется достаточно пристальное внимание, что позволяет говорить о всесторонней изученности обозначенной проблематики.
Среди ученых – правоведов встречаются различные подходы к пониманию механизма государства и его структуры. Согласно научной позиции А.В. Григоренко , механизм государства
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) https://www.consultant.ru/
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию» https://www.consultant.ru/
3. Указ Президента РФ от 24.12.2009 N 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 06.06.2022) https://www.consultant.ru/
4. Указ Президента РФ от 18.02.2010 N 208 (ред. от 04.04.2014) «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 04.04.2014) https://www.consultant.ru/
5. Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 20.10.2022) https://www.consultant.ru/
6. Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе внутренних дел по субъекту Российской Федерации» (ред. от 12.12.2022) https://www.consultant.ru/
7. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 30.09.2022) https://www.consultant.ru/
8. Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 19.07.2011 N 247-ФЗ (03.12.2021) https://www.consultant.ru/
9. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 05.12.2022) https://www.consultant.ru/
10. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 900. (ред. от 28.12.2022) https://www.consultant.ru/
11. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ (05.12.2022) https://www.consultant.ru/
12. Амельчаков И.Ф., Голева Т.В. Управленческие решения в органах внутренних дел: теоретические и методологические аспекты: монография. Белгород: БелЮИ МВД РФ им. И.Д. Путилина, 2018. 104 с.
13. Бавсун И.Г. Документирование управленческой деятельности в органах внутренних дел: учебно-методическое пособие. Омск: Образование Информ, 2017. 100 с.
14. Гриненко, А. В. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / А. В. Гриненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 281 с.
15. Дворецкая, Е. С. К вопросу о методах обеспечения национальной безопасности органами внутренних дел Российской Федерации / Е. С. Дворецкая // Academy. – 2020. – № 7(58). – С. 42-44.
16. Демин, Г. И. Роль и место органов внутренних дел Российской Федерации в системе национальной и военной безопасности / Г. И. Демин, Ю. Н. Жирнов // Академическая мысль. – 2020. – № 1(10). – С. 98-104. –
17. Кильмашкина Т.Н. Управленческое решение: сущность, классификация, предъявляемые требования // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 2 (46). С. 28-33.
18. Кнаус О.А. Мотивирование сотрудников органов внутренних дел в системе оценки оперативно-служебной деятельности // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2019. № 1 (88). С. 172-179.
19. Маркушин А.Г., Казаков В.В. Основы управления в органах внутренних дел: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2017. 270 с.
20. Маилян С.С., Хазов Е.Н., Богданов А.В. Противодействие коррупционным проявлениям в правоохранительных органах. Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 6. С. 101-104.
21. Миренкова Е.П. Проблемы реализации социальной защиты сотрудников органов внутренних дел на современном этапе развития Российской Федерации / Е.П. Миренкова, И. Н. Кременов. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2019. №41(279). С.95-98.
22. Основы управления в органах внутренних дел: курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.Г. Булавчика. СПб.: ООО «Р-КОПИ», 2016. 164 с.
23. Петрова О.В. Методология принятия управленческих решений: учебное пособие. М., 2020. С. 21-29.
24. Правоохранительные органы России. Учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2019. 296 с.
25. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник / под ред. Ляхов Ю. А. — М.: Инфра-М, Норма, 2018. 416 с.
26. Станкевич Г. В., Григорова К. С., Акопов С. М. Правоохранительные органы в схемах. Учебное пособи. — М.: Проспект, 2020. 80 с.
27. Стойко Н. Г., Кириллова Н. П., Лодыженская И. И. Правоохранительные органы. Учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2019. 518 с.
28. Трысячный В.И., Хмара А.М. Управленческие решения в органах внутренних дел РФ: правовой и организационный аспекты // Финансовая экономика. 2022. № 7 С. 237-240.