Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Историческое становление общества, которое сопровождалось выделением общественных групп, новых видов труда, появлением собственности и развитием производственных сил, привело к появлению регулирующего органа, которым выступило государство. Главной предпосылкой появления государства считается экономическое расслоение, которое вызвало расхождение интересов различных групп в обществе. Появилась необходимость в органах, реализующих управление социумом, которые в последующем и образовали государство. Публичная власть является главным признаком государства. Отражаются функции государства в претворении в жизнь экономической, внешней, научной, военной, культурной политики, которые в свою очередь вызваны потребностями общества .
Исторически возникло большое количество форм государственного устройства, под которым понимают устройство ведущих институтов политической власти, форму правления. Аристотель и Платон дали оценку государству как персональной целостности и нравственной общности людей. Иные мыслители обожествляли государство как некую оккультную силу, сдавливающую тяжелым грузом волю подданных. Третьи расценивали государство как источник всех благ.
Целью данной работы является рассмотрение формы государства, ее влияния на характер и эффективность государственного управления.
Задачи:
- рассмотреть формы государственного устройства: унитаризм, федерализм , конфедерализм;
- описать формы правления и их специфику: республику, монархию;
- изучить эффективность и пути совершенствования форм правления в современном мире.
Объект исследования – формы государства.
Предмет исследования – специфика форм государства и их влияние на эффективность государственного управления.
Глава 1 Формы государственного устройства: сущность, особенности
1.1 Общее представление о формах государственного устройства. Унитаризм
Познание сущности предмета исследования позволяет понять его природу. Для понимания государственного устройства следует обратиться к политической теории государственности на некоторых примерах.
Первый тип государства – его части обладают автономией в принятии свои внутренних законов, уставов, конституций, которые не обязательно должны соответствовать законам других частей того же государства. Эти составляющие элементы государства обладают своей органической юридической структурой. Центральные власти в свою очередь сохраняют в своем ведении общенациональные вопросы и те, что не подпадают под местные законы . Другой тип государства предполагает автономию в собственных законах, которые подлежат контролю и одобрению центральной законодательной власти. В их структуре отсутствуют собственные судебные власти, а центральные власти регулируют все иные вопросы, не входящие в компетенцию местных властей.
Следующий тип предполагает соотношений законов и правил автономий с общенациональными законами, при чем центральные власти имеют полномочия устанавливать пределы прав автономий. Автономии могут или не могут иметь собственные суды.
Четвертый вариант предполагает отсутствие автономий со своими собственными конституциями, но имеющими свои собственные законы и парламент. Пятый тип государства не имеет автономий, ни отдельных законов для территорий, хотя те могут обладать общими уставами или конституциями, но полностью подчиненными центральной законодательной власти, хотя и обладающими политико- административной автономией. В этом случае вся власть сосредоточена в центре. Следующий тип государства не обладает автономиями, которые могут принимать собственные законы. Части государства могут лишь обладать административной автономией, а все решения принимают в центре.
Все перечисленные шесть типов государства или вертикальной организации власти могут подразделяться на:
1) Региональное государство,
2) Унитарное децентрализованное государство,
3) Государство автономий,
4) Централизованное унитарное государство или Федеративное государство (федерация).
При этом одно и тоже явление может получить несколько из перечисленных наименований или не называться никак .
Рисунок 1 – Формы государственного устройства
Унитарное государство характеризуется тем, что центральная власть в нем определяет региональную, т. е. состав и статус регионов (субъектов). При этом регион может наделяться различными статусами – и административно-территориальной единицы, и автономии. Возможен даже вариант, при котором центральная власть наделяет политическими правами (статусом автономии) все субъекты .
Федеративный принцип противоположен унитарному.
В федеративном государстве регионы (региональная власть) формируют государство (центральную власть) путем передачи центру части властных полномочий. Мы рассмотрели различные формы политико-территориального устройства государства. Однако еще одно преимущество подхода, основанного на принципе взаимоотношений уровней политической карты мира, состоит в том, что он позволяет объяснить и систематизировать принципы политико-территориального устройства, реализуемые на всех уровнях политической карты мира. На региональных уровнях реализуются те же принципы, что и на государственном. Если регион 1-го порядка делится на регионы 2-го порядка и определяет их права, то такая форма политико-территориального устройства называется региональным унитаризмом. Если же регион 1-го порядка, она будет называться региональным федерализмом.
Унитарное государство (от лат. «unitas» – единство) – простое, единое государство, в котором нет суверенитета у административно-территориальных единиц признаков.
Основные характерные особенности унитарного государства:
1) Наличие общей Конституции в таком государстве;
2) Все органы власти государства подчиняются центральному управлению.
3) Территориальные части в таком государстве не самостоятельны.
4) Присутствие единого гражданства.
В рассматриваемом государстве внешние отношения между государствами реализуются центральным управлением, что отвечает за внешнюю политику. Право налогообложения есть у государства, но не у отдельных территорий. Территории в составе такого государства не могут самостоятельно устанавливать или отменять налоги .
Унитаризм соответствует потребностям общего рынка, не зависит от национальной или этнической, расовой структуры населения. Огромное количество современных унитарных государств – мононациональные .
Как организована политическая власть в унитарном государстве. Унитарные государства можно дифференцировать на
1) централизованные,
2) относительно децентрализованные
3) децентрализованные.
Унитарными государствами являются 85 % современных государств. Это крупные развитые, среднеразвитые страны (Великобритания, Франция,
Нидерланды, Словакия, Румыния, Болгария, Япония, Саудовская Аравия, Италия, Испания, Иран, Украина, Египет, Марокко, Польша, Финляндия, Португалия, Румыния и Болгария, Казахстан, Узбекистан и др.) .
Китай, к примеру, представляет собой сильно централизованное унитарное государство, в котором даже крупные национальные территории не имеют власть – они напрямую подчинены и жестко контролируются высшими и другими органами государства. В обычных уездах и волостях реализуется не самоуправление, а управление государства на основе единой иерархической исполнительной вертикали во главе с Государственным советом КНР, а общественное самоуправление (комитеты городского и сельского населения) формируются на низовом уровне (деревня, городской квартал) и ему присущи крайне ограниченные функции.
Исторически унитаризм представляет собой прогрессивное явление, которое инициирует формирование единого рынка на определенных этапах буржуазных экономических отношений.
Современное унитарное государство не поглощает государственной властью органы местного самоуправления . Но иногда есть межнациональные конфликты, которые могут длиться на протяжении множества веков. Например, Великобритания с Северной Ирландией или Испания.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Асфатуллин С., Об истоках уникального русского федерализма // Наш современник. — 2021. — № 7. — С. 202-206.
2) Бошно С. В. Теория государства и права : учебник. — М. : Юстиция, 2018. - 406 с
3) Варламова Н. В., Конституционализм: национальное и наднациональное измерения. Всероссийская научная конференция с международным участием к 95-летию со дня рождения В. А. Tуманова // Государство и право. — 2021. — № 12. — С. 195-210.
4) Гарина О. В., Отдельные аспекты российского федерализма // Право и государство: теория и практика. — 2020. — № 3, Ч. 1. — С. 60-62.
5) Дзидзоев Р. М., Федерация как форма государственного устройства: конституционные иллюзии и реальность // Конституционное и муниципальное право. — 2021. — № 4. — С. 50-53.
6) Добрынин Н. М., Российский федерализм и федерация: конъюнкция смыслов и реалий // Российский юридический журнал. — 2020. — № 2 (март-апрель). — С. 71-79.
7) Добрынин Н. М., Современный российский федерализм в фокусе проблем обеспечения демократии, разделения властей и работоспособности административной вертикали // Государство и право. — 2020. — № 2. — С. 25-36.
8) Ежукова О. А., Модель федеративного устройства России в контексте мировой практики федеративных отношений // Конституционное и муниципальное право. — 2021. — № 9. — С. 46-54.
9) Жаворонков А. В., Политическое поле и зона власти: опыт эмпирической верификации // Общественные науки и современность. — 2019. — № 5. — С. 60-70
10) Исаев И. А., Справедливость и суверенность // История государства и права. — 2018. — № 4. — С. 7-10
11) Исаев И. А., Правовая свобода и правовое равенство // История государства и права. — 2018. — № 8. — С. 3-7
12) Камари Д. М., Капитализм и идеология // Россия XXI. — 2021. — № 3. — С. 162-170
13) Качмазова В. И., Тарадонов С. В. Республика как форма правления: понятие, признаки и виды (сравнительно-правовой анализа)//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ. Сборник статей. Москва, 2020. С. 7-10
14) Колесникова Е. А., Российская государственность: территория и власть в XVII в.: современные историографические и источниковедческие аспекты // Российская история. — 2020. — № 1. — С. 192-200
15) Котомцева Е.С., Олейник Р.Р. Функции государства: понятие и классификация// ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АСПЕКТ: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Омск, 09 июля 2021 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2021. С. 23-25
16) Лапкин В. В., Государство во временах и пространствах: многообразие и изменчивость // Полис: Политические исследования. — 2020. — № 6. — С. 148-150
17) Марченко М. Н. Теория государства и права. — М. : Норма; Инфра-М, 2018. — 304 с
18) Овчинникова Т. А., Бологова А. А. Пути совершенствования форм правления в современном мире// АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции со студенческим участием. Редколлегия: В.Е. Степенко (председатель) [и др.]. Хабаровск, 2021. С. 78-81
19) Оганесян А. К., Проблемы теоретико-правовой концептуализации теократической государственности // Философия права. — 2018. — № 2. — С. 141-145
20) Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник. — М. : Проспект, 2019. — 496 с.
21) Семененко И. С., Горизонты ответственного развития: от научного дискурса к политическому управлению // Полис: Политические исследования. — 2019. — № 3. — С. 7-10
22) Тавокин Е. П., Политическое управление: Учебное пособие. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. С. 106
23) Тарадонов С. В. Законодательные основы судебной системы в Российской Федерации // Теория и практика общественного развития в свете современного научного знания : сборник материалов III Международной научной конференции. — 2019. — С. 117-122.
24) Упоров И. В., Федеративные начала в конституционном праве России: идейно-политические истоки и основные тенденции развития // Право и государство: теория и практика. — 2020. — № 8. — С. 48-50.
25) Федорец М. Н., О федеративности и унитарности государственно-территориального устройства России // Современное право. — 2016. — № 12. — С. 40-50
26) Федорец М. Н., Становление и развитие государственно-территориального устройства России // Право и политика. — 2014. — № 12. — С. 1830-1835
27) Штоюнда Е. М., Федерализм эпохи глобальной турбулентности (некоторые аспекты взаимодействия различных уровней власти в США в период эпидемии коронавирусной инфекции) // США и Канада: экономика, политика, культура. — 2021. — Т. 51, № 4. — С. 54-72.