Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Капитал предприятия представляет собой основу создания и развития любой компании. В процессе деятельности предприятия капитал призван обеспечивать интересы всего персонала, его собственника, а также государственных структур. Каждая компания, которая занимается тем или иным видом деятельности, должна располагать определенным капиталом, представляющим собой денежные средства и ценности, необходимые для обеспечения всего хозяйственного комплекса.
Актуальность данной темы заключается в том, что каждое предприятие сегодня стремится оптимизировать структуру своего капитала, соизмеряя величину собственных и заемных средств. Необходимость в управлении структурой капитала обусловлена важность сохранить финансовую устойчивость компании и минимизировать риски банкротства. Также стоит отметить, что проблема выбора структуры капитала обуславливается ключевыми отличиями между собственными и заемными средствами, которая сохраняет свою актуальность в зависимости от отрасли, в которой действует компания. Поэтому необходимо формировать четкую политику управления структурой капитала.
Предметом работы выступает капитал организации.
Целью работы выступает комплексный анализ теоретических основ и практических аспектов формирования капитала конкретного предприятия.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
дать понятие, виды и экономическую характеристику капитала предприятия,
дать общую характеристику деятельности компании
проанализировать и оценить финансовое состояние предприятия,
проанализировать и оценить эффективность капитал
разработать мероприятия по обеспечению оптимальной структуры капитала предприятия,
привести экономическое обоснование предложенных мероприятий.
Работа состоит из трех основных частей. В первой главе рассматриваются теоретические основы и понятие капитала. Во второй части анализируется капитал предприятия с целью выявления существующего финансового состояния компании. Третья часть посвящена разработке рекомендаций по совершенствованию структуры капитала.
Для раскрытия темы были использованы учебные пособия и исследования современных авторов в области финансового анализа и экономики предприятия, управленческие и экономические порталы, финансовая отчетность и ресурсы Интернет.
1. Теоретические основы управления собственным капиталом организации
1.1. Понятие, виды, экономическая характеристика собственного капитала предприятия
С давних времен ученые спорят о том, что такое капитал. На данный момент не существует однозначного определения, которое бы могло дать четкое определение термину капитала. Одни придерживаются мнений, что капитал представляет собой запасы товаров и услуг предприятия. Другие, отвечая на вопросы о том, что такое капитал, утверждают, что он представляет собой совокупность производственных средств, активно использующихся в процессах изготовления продукции.
В любом случае капитал – это наличие ресурсов, с помощью которых предприниматели получают доходы. Часто они рассматривают капитал с стоимостной позиции, то есть, как сумму денежных средств, которая обеспечивает приобретение необходимого оборудования для запуска производственной деятельности. Важно понимать, что капитал – это те ресурсы, которые приносят собственникам прибыль.
Таким образом, отвечая на вопросы о том, что такое капитал предприятий, говорится, что это средства, являющиеся собственностью предпринимателей.
Собственный капитал, в свою очередь, условно разделяется на уставный и резервный капитал. Уставный капитал формируется в момент образования компании в качестве юридического лица. Термин «складочный» объясняет то, что он может состоять из отдельных взносов участников.
Согласно действующему законодательству, каждое предприятие в процессах своей деятельности создает резервный фонд. В нем формируются средства, которые предназначены для покрытия возможных потерь при наступлении неблагоприятных ситуаций.
Резервный капитал дает уверенность руководителям фирм в том, что производство будет эффективно работать даже в случае непредвиденных ситуаций [16, c.82]. Данный фонд служит гарантией, поэтому его формирование является важным процессом организации.
Таким образом, капитал связан с источниками корпоративных средств (пассивами баланса), которые приносят предприятиям доходы. Эти источники являются инструментами обеспечения благосостояния предприятия.
Перед определением средневзвешенной стоимости капитала осуществляется определение долгосрочного источника поступления финансовых средств, формирование стоимости привлечения источника и его рыночной стоимости. К основным источникам долгосрочного финансирования относятся облигации, кредиты, привилегированные и обыкновенные акции.
Стоимость указанных источников составляется, исходя из дивидендов, выплачивающихся по акциям, а также в соответствии с процентом по кредитам. Проценты отражаются в отчетах о финансовых результатах и включаются в себестоимость продукции. Благодаря этому кредиты, как правило, обходятся дешевле, чем привлечение денежных средств через выпуск акций.
Долю каждого источника поступления денежных средств в общем объеме всех привлеченных средств предприятия определяют в соответствии со стоимостью размещения и выпуска акций. Таким образом, на средневзвешенную стоимость корпоративных средств компании оказывает воздействие доля каждого источника финансирования.
Таким образом, капитал предприятия отражает основные источники корпоративных средств (пассивов баланса), приносящих предприятию доходы. Эти источники являются инструментами обеспечения благосостояния предприятий.
От оптимальности данного соотношения капитала зависит в целом реализация долгосрочных стратегий развития организаций.
В составе структура капитала организаций включается заемный и собственный капитал.
Собственный капитал включает в себя активы организаций, использующиеся для создания части имущества и принадлежащие компании на правах собственности. Структура собственного включает в себя следующие элементы (Рис.1):
Рисунок 1 - Структура собственного капитала предприятия [4, c.102]
- добавочный капитал;
- резервный капитал (часть собственного капитала предприятия, которая исходит из получаемой прибыли с целью погашения потенциального убытка);
- нераспределенная прибыль (основное средство накопления активов организаций; образуется из валовой прибыли после выплаты установленных налогов на прибыль, а также после отчислений из размера прибыли на иные нужды);
- фонды специального назначения (часть чистой прибыли, которая организацией направляется на производственное развитие);
- прочие резервы (резервы, необходимые для предстоящих крупных расходов, включающихся в себестоимость продукции).
Собственный, в свою очередь, условно подразделяется на уставный и резервный капитал.
Уставный капитал формируется в момент образования компании в качестве юридического лица. Он, как правило, может состоять из отдельных взносов участников. Например, уставный капитал банков, являющихся акционерными обществами, состоит из отдельных паев акционеров, которые вместо вложенных денежных средств приобретают акции.
Согласно действующему законодательству, каждое предприятие в процессе своей деятельности обязано создавать резервные фонды. В них формируются средства, предназначенные покрывать возможные потери. Резервный капитал дает уверенность руководителям фирм в том, что производство будет эффективно работать в любых условиях [16, c.82].
Предприятие может привлекать и заемные средства. В качестве источников финансирования предприятия могут использовать привлеченные средства.
На каждом предприятии существует своя финансовая структура, состоящая из различных источников денежных средств. При оценке привлекаемых средств применяют такое понятие, как средневзвешенная стоимость капитала. Она объединяет цены всех денежных источников. В связи с тем, что стоимость капитала является средневзвешенной ценой разных компонентов, входящих в финансовую структуру организации, то часто ее называют маржинальной.
Таким образом, капитал предприятия отражает источники корпоративных средств компании (пассивы баланса), приносящие предприятиям доходы. Эти источники являются инструментами обеспечения благосостояния управленцев.
1.2. Этапы управления капиталом
Управление капиталом является важной стратегической задачей менеджмента компании, которая связана с нахождением баланса между соотношением собственного и заемного капитала [17, c.305].
В экономической практике отсутствует четкая рекомендация, как формировать лучшую структуру капитала. С одной стороны принято считать, что в среднем стоимость заемного капитала ниже, чем собственного капитала. Следовательно, повышение доли заемного капитала влечет за собой уменьшение средневзвешенной стоимости капитала предприятия. Однако на практике в данном случае можно спровоцировать снижение стоимости фирм, которые зависят от рыночной стоимости собственного капитала.
Выявим основные этапы управления капиталом предприятия.
На первом этапе обычно анализируется структура капитала организаций. В этих целях рассматривают динамику пассивов в целом и их основных составляющих в сопоставлении с динамикой объемов продаж, определяются размеры просроченных финансовых обязательств и выясняются причины просрочек.
Затем с помощью показателей финансовой устойчивости анализируют степень стабильности финансирования организаций в долгосрочном периоде и уровень финансового риска, генерирующего угрозу банкротства. И, наконец, оценивают эффективность использования капитала в целом и отдельных его элементов.
На втором этапе оценивают основные факторы, которые определяю¬т формирование структуры капитала. В данном случае нет единой нормы даже для одинаковых предприятий, однако существует ряд объективных и субъективных факторов, которые оказывают влияние на формирование структуры капитала [17, c.338].
• Отраслевая особенность.
• Стадия жизненного цикла предприятия. Компании, находящиеся на стадии зрелости, в большей степени ориентируются на собственный капитал.
• Конъюнктура рынка. Стабильная конъюнктура и рост спроса на продукцию и услуги предприятия предполагают высокий уровень заимствований.
• Уровень налогообложения прибыли. Организация, использующая налоговые льготы, получает преимущества в части использования собственного капитала по сравнению с заемным.
• Финансовый контроль над управлением, задача которого обусловливается невысоким уровнем использования внешних источников финансирования.
Третий этап управления и оптимизации структуры капитала предполагает коррекцию структуры капитала по критерию финансовой рентабельности (рентабельность капитала), минимизации стоимости капитала и финансового риска.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителей: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2017. – 236 с.
2. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - 2-изд. доп. - М.: Финансы и статистика, 2017. – 562 с.
3. Балахнев Ю.Н. Модель экспресс-анализа кредитоспособности организации // Аудит и финансовый анализ. - 2021.- № 1. –С.32-43
4. Басовский Л. Е. Финансовый менеджмент: учеб. / Л.Е. Басовский. - М.: Инфра-М, 2019. - 240 с.
5. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций // Общество: политика, экономика, право. - 2018. - № 1. - С. 44-50.
6. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 624 с.
7. Бригхэм Ю.Ф. Энциклопедия финансового менеджмента / Ю.Ф. Бригхэм. – М.: Инфра-М, 2019. - 411 с.
8. Бусов В.И. Управленческие решения. Базовый курс. – М.: Юрайт, 2019. – 256 с.
9. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами. Перевод с англ. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 472 с.
10. Гладков И.С. Менеджмент. Учеб. пособие. 3-е изд. – М.: Проспект, 2018. – 214 с.
11. Дафт Ричард Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2017. – 656 с.
12. Задорожная А.Н. Финансы организации (предприятия): учебное пособие. М.: МИЭМП, 2019. – 200 с.
13. Кандрашина Е.А. Финансовый менеджмент. Учебник / Е.А. Кандрашина. - М.: «Дашков и К», 2018. – 219 с.
14. Карпов А.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия – М.: Центр, 2017. – 285 с.
15. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Юрайт, 2018. – 384 с.
16. Косьмин А.Д., Свинтицкий Н.В. Менеджмент. Учебник. – М.: Академия, 2019. – 208 с.
17. Кокин А.С. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / А.С. Кокин, В.Н. Ясенев. - М.: Юнити-Дана, 2017. – 510 с.
18. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: Дашков и К, 2021. - 1012 с.
19. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2018. – 536 с.
20. Экономика предприятия / под ред. Е.Н. Клочковой. – М.: Юрайт, 2019. – 448 с.
21. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/ В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2018. – 332 с.
22. Терехин В.И., Моисеев С.В. Финансовое управление фирмой / В.И. Терехин, С.В. Моисеев. - М.: Экономика, 2017. – 350 с.
23. Турманидзе Т.У. Финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Т.У. Турманидзе . - М.: РДЛ, 2020. - 159 с.
24. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа/ А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 574с.
25. Шестакова Е.В. Как провести экспресс-диагностику финансового состояния компании // Финансовый менеджмент. - № 4. - 2018. – С.87.