Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Слабоалкогольные напитки были известны на Руси еще в старину, когда наши предки употребляли брагу и медовуху. В 1990-х годах в нынешней России начали появляться первые слабоалкогольные коктейли, ставшие известными для многих потребителей алкогольной продукции за счет многообразия видов, вкусов и доступной цены.
Сегмент слабоалкогольных напитков пришелся самым нестабильным среди всех алкогольных категорий. Предложение слабоалкогольных напитков, максимальный объем в котором составляет исполнение внутри самой страны, росло быстро с основания 2000-х до 2006 года, достигнув 610 миллион л. В 2007г. Производство алкогольных напитков резко сократилось. Вызвано это было повышением акцизных ставок на безводный спирт. В 2007, 2008 и 2009гг. спрос на алкогольную продукцию сокращался параллельно снижению производства и в 2009г. упал до значения 2005г, составив 481 миллион л. За 2011-2015 гг. объём продаж данной алкогольной продукции сократился более чем на 65%: с 318,7 млн л до 110,5 млн л. [14]
За последние годы ассортимент и производство слабоалкогольных напитков в России значительно вырос. Так, например, на рынке пива находятся сотни его названий и многие из них активно рекламируются. Потому соблазн подделывать или увеличивать его объемы, разбавляя водой имеет место быть, как у реализатора, так и у производителя алкогольной продукции. Соответственно возникает проблема, связанная с проведением всесторонней экспертизы качества разного вида слабоалкогольных напитков. По большей части это относится к пиву, поступаемому на рынки России.
Проводя экспертизу качества слабоалкогольных напитков могут быть достигаемы такие цели исследования, как: установление вида слабоалкогольного напитка, показателей качества напитка, фальсификации или срока хранения; контроль технологических процессов.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в настоящее время, на потребительском рынке слабоалкогольная продукция не испытывает ущербность со стороны спроса потребителей, поэтому необходимо осуществлять контроль над качеством, проводя анализ и экспертизу данной группы товаров.
Целью работы является рассмотрение процесса формирования ассортимента слабоалкогольных напитков.
В задачи исследования входили:
1. Классификация и ассортимент слабоалкогольных напитков.
2.Изучение особенностей технологии производства и требований к качеству слабоалкогольных напитков.
3. Факторы, формирующие и сохраняющие качество слабоалкогольных напитков.
4. Маркетинговые исследования по выявлению потребительских предпочтений в сегменте рынка слабоалкогольных напитков.
Объектом исследования выступает ассортимент слабоалкогольных напитков.
Предметом исследования являются факторы, влияющие на процесс формирования изучаемого ассортимента.
В работе используются классические методы исследования: синтез, анализ, обобщение, сравнение.
Курсовая включает две самостоятельные части, разделенные на параграфы, а также введение, заключение, список использованных источников.
1. ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛАБОАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ
1.1 Классификация и характеристика слабоалкогольных напитков
Слабоалкогольные напитки – напитки, изготовленные без использования этилового ректификованного спирта из пищевого сырья, спиртосодержащей пищевой продукции (кроме виноматериалов, изготовленных без добавления этилового спирта), консервантов, подсластителей, идентичных натуральным, и искусственных вкусоароматических веществ и пищевых ароматизаторов, неорганических и синтетических пищевых красителей. Объемная доля этилового спирта должна быть 1,2 –9 % [1,2].
В Российской Федерации слабоалкогольные напитки классифицируют [3]:
1. По виду:прозрачные;замутненные.
2. По степени насыщения двуокисью углерода:
негазированные;
газированные.
3. В зависимости от способа обработки:
не пастеризованные;
пастеризованные;
напитки с применением консервантов;
напитки без применения консервантов;
напитки холодного розлива;
напитки горячего розлива;
напитки асептического розлива.
Медовые напитки –продукт сбраживания дрожжами сусла из смеси воды, меда, сахара; добавляется хмель [4]. По способу обработки медовуха бывает:
нефильтрованная (неосветленные и осветленные);
фильтрованная (непастеризованные, пастеризованные, холодной стерилизации (обеспложенные)).
Пиво – напиток, заслуживший признание за счет органолептических свойств и способности утолить желание пить. Пиво обладает питательной ценностью, входящих в состав экстрактов, добавок и химических элементов. В пиве заключается: 11спирта –1,5 –7%; содержание несброженных веществ сусла –11 –22%.
Квас –популярный бодрящий слабоалкогольный напиток, в котором содержится не более 1,2% спирта. Квас может быть хлебный и плодово-ягодный.
Хлебный квас получается путем брожения квасного сусла, с добавлением сухого кваса или квасных хлебцев, солода (ржаного и ячменного), ржаной муки и сахара. В настоящий момент в квас добавляют концентраты (экстракты) квасного сусла. На прилавках магазинов можно встретить квас: Кисло-сладкий, Кислый, Окрошечный, Южный, Московский –вырабатывают без брожения, прибавляя в квасное сусло сахар, колер, молочную кислоту и воду с газами.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ГОСТ Р 52700-2018 Напитки слабоалкогольные. Общие технические условия: Введен в действие 24-05-2018. М.: Стандартинформ, 2018-6с.
2. ГОСТ 32095-2013 Продукция алкогольная и сырье для ее производства. Метод определения объемной доли этилового спирта: Введен в действие 25-03-2013. М.: Стандартинформ, 2014-5с.
3. ГОСТ Р 57594-2017 Медовухи. Общие технические условия: Введен в действие 01.01.2019.М.: Стандартинформ, 2017-7с.
4. ГОСТ 8.579-2002 Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте: Введен в действие 31.07.2004.М.: ИПК Издательство стандартов, 2004,Стандартинформ, 2008-7с.
5. ГОСТ 25776-83 Продукция штучная и в потребительской таре. Упаковка групповая в термоусадочную пленку (с Изменением N 1): Введен в действие 01.01.1985.М.: Издательство стандартов, 1983 -7с.
6. ГОСТ 23285-78 Пакеты транспортные для пищевых продуктов и стеклянной тары. Технические условия (с Изменениями N 1, 2): Введен в действие 01.01.1980.М.: Издательство стандартов, 1978, ИПК Издательство стандартов, 2002 -10с.
7. ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»
8. Белокурова Е.С. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Алкогольные и безалкогольные напитки, пиво; Чай, кофе, приправы, пряности; Табак; Экспертиза и фальсификация: учебник для вузов/ Е.С. Белокурова, А.А. Вытовтов, В.А. Герасимова. –М.: издательство «Питер», 2017. –416
9. Белокурова Е.С. Биотехнология продуктов брожения: Учебное пособие-СПб, СПбГТЭУ, 2017, -64 с.
10. Вытовтов, А. А. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Учебник / А.А. Вытовтов. -Москва: НИЦ Инфра-М, 2019. -576 с.
11. Елесеев, М.Н. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: учебник для вузов/ М.Н.Елесеев, В.Н.Позняковский, -изд. М. издательский центр «Академия», 2019.-304с.
12. Позняковский В.М., Помозова В.А., Киселев Т.Ф., Пермякова Л.В. Экспертиза напитков. Качество и безопасность: учебник с исправ. пособие. Исправ. и доп. –Новосибирск, 2020. –407с
13. Скурихин И.М. и др. Химический состав российских пищевых продуктов: Справочник / Под ред. член-корр. МАИ, проф. И. М. Скурихина и академика РАМН, проф. В. А. Тутельяна. –М.: ДеЛи принт, 2017. –236 с.
14. Российская газета [Электронный ресурс]/ -Электрон.журнал. –М. 2021. –Режим доступа: www.rg.ru /2021/09/11/alko-anons.html (дата обращения: 10.
15. Шепелев, А.Ф. Товароведение и экспертиза вкусовых и алкогольных товаров / А.Ф.Шепелев, К.Р.Мхитарян.-Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2018 г. –190 с.