Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что сотни тысяч беженцев, хлынувших в Европу, меняют политику Евросоюза и подвергают жесткому испытанию не только его единство, но и саму перспективу его существования. Разразившийся в 2015–16 гг. в ЕС миграционный кризис обострил как имевшиеся проблемы, так обозначил и новые противоречия, связанные с европейским интеграционным процессом, с распространением терроризма, усилением националистических настроений. В условиях экономического кризиса неевропейские мигранты и их иждивенцы получают 22% всех государственных социальных выплат, а иммиграция в целом обходится в 80% годового государственного дефицита.
Еще в марте 2015 г. глава Frontex (агентство ЕС по безопасности внешних границ) Фабрис Лежери говорил об опасности и сложности идентификации гуманитарных мигрантов в связи с тем, что в руки боевиков ИГИЛ попало 3800 чистых бланков паспортов сирийцев. Среди организаторов теракта в Париже были лица с фальшивыми документами сирийских беженцев, попавших в страну через территорию Греции. Стоит признать, что волна гуманитарной миграции, хлынувшая в Европу в последние годы, заставила страны ЕС принимать меры по ужесточению и формализации политики в отношении мигрантов. Не дожидаясь единого решения на общеевропейском уровне, парламенты отдельных стран уже установили планки приема гуманитарных мигрантов, исходя из требований национальной безопасности и интересов населения.
Так, Федеральное собрание Австрии вне зависимости от распределения беженцев внутри ЕС утвердило следующую квоту: 37 500 человек в 2016 г., 35 000 в 2017 г., 30 000 в 2018 г. и 25 000 в 2019 г. Аналогичные меры по инициативе Герхарда Пфистера (кантон Цуг) обсуждает и парламент Швейцарии, готовящийся установить ежегодную планку в 25 000 человек. Рост напряженности, неизбежная политизация миграционной ситуации сопровождается обострением идейно–психологического противоборства, переоценкой принципов мультикультурализма и толерантности, известными эксцессами экстремизма. В большинстве стран Европейского Союза ни один избирательный цикл сегодня не обходится без острых столкновений политических акторов относительно миграционной политики.
Целью настоящей работы является рассмотрение миграционного кризиса в Европе. Для достижения поставленной цели были выработаны следующие задачи:
– рассмотреть причины и характеристики миграционного кризиса в Европе
– выявить особенности влияния миграционного кризиса на Францию
– оценить влияние миграционного кризиса на Францию
В ходе исследования использовались структурно–функциональный и исторический методы при анализе феномена миграции, системный метод при структурировании эмпирического и практического материала, а также анализ статистической и социологической информации.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕС
1.1. Миграционная политика ЕС
В 2015 году Европейский Союз лицом к лицу столкнулся с беспрецедентным миграционным кризисом, который по масштабам и численности беженцев превысил кризис времен Второй мировой войны. Сохраняющаяся напряженность и военные конфликты в Ближневосточном регионе и Африке стали причиной массового переселения граждан, которые покинули свои страны в связи с происходящими внутриполитическими конфликтами или войнами.
В связи с этим требуется более глубокий анализ миграционной политики ЕС, официальных документов, концепции и положений, которые были разработаны до настоящего времени. Данные действия позволят изучить и выявить стратегии, применяемые организацией для преодоления миграционного кризиса, выделить основные проблемы, с которыми столкнулись страны–члены ЕС в реализации данной политики. Кроме того, важно определить меры, которые могут быть предприняты Европейским Союзом для урегулирования миграционного кризиса, а также сопоставить действия ЕС с миграционной политикой Российской Федерации.
Эксперты установили тот факт, что миграция в ЕС является смешанной, так как мигрируют потоки людей из разных групп, а именно: мигранты, уехавшие из своих стран по экономическим причинам, беженцы, лица без гражданства, жертвы торговли людьми, дети, прибывших без родителей или родственников.
Многие из них, так называемые мигранты–нелегалы, которые прибыли в ЕС без необходимых документов путем незаконного пересечения границ или методами контрабандистов. До начала 2015 года основной маршрут притока беженцев проходил через Средиземное море по центральному маршруту через Тунисский пролив. В 2015 году больше использовался восточный маршрут через Средиземное море и Грецию, а также через Западные Балканы.
По данным Агентства Европейского союза по безопасности внешних границ (Frontex), в третьем квартале 2015 года незаконный приток мигрантов через западные границы ЕС через Турцию, Грецию и Болгарию составил более 610 тыс. человек (восьмикратный рост по отношению к предыдущему кварталу). Преобладающее число беженцев зафиксировано из Сирии – 39 % и Афганистана – 11 % (по сравнению с предыдущим кварталом их число возросло в 8 и в 3 раза соответственно).
Однако стоит отметить спад процентной составляющей мигрантов из этих стран ввиду большого количества мигрантов, чья страна происхождения не была выяснена (41 % от общего числа). Число беженцев из Ирака и Пакистана возросло в 3 и в 5 раз соответственно. Сохраняется тенденция к увеличению числа мигрантов, прибывающих из африканских стран (Сомали, Нигерия, Эритрея, Конго и другие), которое возросло на 39 %. В свою очередь наблюдается снижение числа мигрантов из Западнобалканских стран (граждан Албании и Косово). По данным Международной организации по миграции (International Organisation for Migration), в первые 16 дней 2016 года число мигрантов, прибывших в Грецию, составило 31 244 человека.
Число людей, которые просят убежища в Европейском Союзе, постоянно растет. Согласно статистике, 80 % заявок на предоставление убежища в первом квартале 2015 года были поданы в такие страны, как Германия (40 %), Венгрия (18 %), Италия (8 %), Франция (8 %) и Швеция (6 %). В то время как 75 % мигрантов из Сирии и Эритреи получают право на убежище, большинству беженцев из Косово и Западнобалканских стран в убежище отказано.
Характерно, что схожая тенденция наблюдается в ситуации с беженцами из Украины. Более семи тысяч украинцев подали прошения о предоставлении убежища на территории Германии по причине войны на юго–востоке страны, многим из них было отказано. «Политики от партии «Христианско–социальный союз» выступили с требованием, чтобы Германия признала Украину безопасной страной происхождения. Руководство Европейского Союза отмечает, что согласно 14 статье Всеобщей декларации прав человека, «каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем», соответственно, это налагает определенные обязательства на членов Европейского Союза.
Анализ показывает, что на протяжении многих лет страны ЕС пытаются разработать общую миграционную политику, однако до сих так и не могут добиться значимого прогресса из–за различий в национальной политике стран–членов ЕС, а также из–за отсутствия единого подхода в отношении процесса интеграции, национального единства и проблемы меньшинств. Именно поэтому миграционная политика стран ЕС так и не приведена к общему знаменателю. Примером этого может послужить тот факт, что Германия и Швеция принимают сотни тысяч мигрантов, в то время как другие страны–участницы пытаются избежать таких действий из–за неготовности.
Проблемы в финансовой сфере, с которыми столкнулись такие страны, как Греция и Италия, нарастающие практически во всех европейских странах антииммигранские настроения, а также поддержка радикальных партий, которые выступают против политики принятия мигрантов, оказали существенное влияние на позицию правительств многих стран.
По Дублинскому соглашению, ответственность за беженцев несет та страна–член ЕС, в которую изначально прибыл человек, который нуждается в убежище.
Поэтому по основную массу прошений рассматривают именно Греция и Италия, так как они являются первыми странами–членами Европейского Союза на пути беженцев и мигрантов. Эти страны действуют по Дублинскому соглашению не в полной мере, так как заявки, которые подают люди, которые нуждаются в убежище, не всегда проходят через «страну прибытия».
Неформально потоки беженцев пропускаются на территории соседних стран для того, чтобы они подали там прошение. Это является более выгодным для самих мигрантов, так как лучшие условия предоставляют такие страны, как например, Германия, Венгрия и Швеция, потому что существуют различия в миграционной политике разных стран. Но следует обратить внимание на тот факт, что большой поток беженцев принимают не только страны Евросоюза. По данным Агентства ООН по делам беженцев, количество мигрантов, пребывающих в Турцию, превышает более 1,8 миллионов человек, в Ливане – более миллиона человек, в Иордании – более 680 тысяч человек. В основном, это граждане Сирии, а также афганцы, иракцы и другие.
Еврокомиссия разработала стратегию, которая называется «Европейской повесткой дня по миграции». Как утверждают эксперты, данная стратегия является «новым подходом» к решению миграционного кризиса, при котором будут использованы все имеющиеся у ЕС рычаги, такие как: совмещение внутренней и внешней политики стран, участие всех стран ЕС, его институтов, международных организаций, гражданского общества и стран–посредников. Приоритет имеют такие направления «Повестки дня», которые включают в себя меры, которые будут предприниматься не только внутри Евросоюза, но и за его пределами. Внутри ЕС предполагается реализация действий, которые будут направлены на поддержку тех стран–участниц, на чью долю выпал прием основной массы прошений о предоставлении убежищ, предоставление данным странам финансовой и технической поддержки, снижение нагрузки с помощью перераспределения, а также усиления коллективных границ.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Сообщение Комиссии Европейских сообществ «Управление кризисной ситуацией с беженцами: неотложные оперативные, бюджетные и правовые меры в рамках Европейской программы по миграции» (COM(2015) 490 final) [рус., англ.] (Вместе со «Списком...», «Приоритетными действиями...», «Группами поддержки управления миграцией, работающие в «горячих» точках», «Механизмом Пограничных сил быстрого реагирования (RABIT)», <Финансовой поддержкой в рамках фонда предоставления убежища, интеграции и фонда внутренней безопасности>, <Взносами во Всемирную продовольственную программу>, «Региональным трастовым фондом ЕС («Фонд Мадад») в ответ на сирийский кризис», «Имплементацией Общей европейской системы...») (Принято в г. Брюсселе 23.09.2015)
2. Бугакова Е. А. Миграционный кризис в Европе и попытки ЕС найти его разрешение // Молодой ученый. – 2016. – №5. – С. 571–573.
3. Нуссбергер А. Судьбы беженцев: между политикой и международным правом. О правоприменительной практике Европейского суда по правам человека в сфере ответственности государств в вопросах прав беженцев // Международное правосудие. 2016. N 4. С. 62 – 76.
4. Тищенко К.О. Франция и миграционный кризис ЕС// Тамбов: Грамота, 2017. № 5(79) C. 164–166.
5. Войников В. Миграционный кризис в Европе – лопнет ли пузырь?2 ноября 2015 г. [Электронный ресурс] URL:http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=6793#top–content
6. Гуманитарный миграционный кризис//Дебаты о миграционной политике. 2015. № 7. С.6. [Электронный ресурс]URL: http://www.oecd.org/migration/Is–this–refugee–crisis–different.pdf
7. ЕС перед вызовом миграционного кризиса с позиции европейских стран – под ред. Н.К. Арбатовой, А.М. Кокеева[Электронный ресурс]: http://www.imemo.ru
8. П. Вимон Миграция в Европе:преодоление кризиса солидарности 2017Электронный ресурс]: http://carnegieendowment.org
9. Потемкина О. Миграционный кризис в ЕС. Роль странВишеградской группы [Электронный ресурс]: http://visegradeurope.ru/
10. Миграция – вызов времени. Международная конференция, проведенная РСМД совместно с РАНХиГС.Сентябрь 2015 г. [Электронный ресурс] URL:http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=6639#top–content
11. Рязанцев С. В. Миграционный кризис и формирование мусульманских общин в Европе: тенденции и последствия [Электронный ресурс]: http://www.old.ryazantsev.org/m2.pdf
12. Миграционный кризис. Как менялась позиция франко–германского тандема – Электронный ресурс: http://politicaexterna.ru/2017/06/tandem/
13. Потемкина О. Миграционный кризис ЕС – начало бесконечного пути. 25 сентября 2015 г. [Электронный ресурс] URL:http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=6601#top–content
14. Иванов И.С. Миграционный вызов требует глобального ответа.11 апреля 2016. [Электронный ресурс] URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=7527#top–content
15. Европейский миграционный кризис 2014–2015. Причины, основные параметры //Научная статья из журнала Общество: политика, экономика, право. 2015.в №4 с.2. [Электронный ресурс] URLhttp://dom–hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/pep/2016/2/law/vasilyev–kopchenko–grineva.pdf
16. Газетное издание: TheWashingtonPost//8 Причин возникновения миграционного кризиса в Европе. Статья от 18.09.2015г. [Электронный ресурс]URL: https://www.washingtonpost.com/news/worldviews/wp/2015/09/18/8–reasons–why–europes–refugee–crisis–is–happening–now/
17. European Commission. Communication From The Commission To The European Parliament, The Council, The European Economic And Social Committee And The Committee Of The Regions. A European Agenda On Migration. Brussels, 13.5.2015 [Электронный ресурс]. URL.
18. European Commission. Communication to the European Parliament, The European Council and the Council. Managing the refugee crisis: immediate operational, budgetary and legal measures under the European Agenda on Migration. Brussels, 29.9.2015. [Электронный ресурс]. URL. ://ec.europa.eu/dgs/home–affairs/what–we–do/policies/european–agenda–migration/proposal–implementation
19. Frontex. Western Balkans Quarterly. July – September 2015. [Электронный ресурс] URL: http://frontex.europa.eu/assets/Publications/Risk_Analysis/WB_Q3_2015.pdf
20. Heisbourg F. The Strategic Implications of the Syrian Refugee Crisis. IISS. Survival | vol. 57 no. 6 | December 2015–January 2016 | pp. 7–20. [Электронный ресурс] URL: https://www.iiss.org/en/publications/survival/sections/2015–1e95/survival––global–politics–and– strategy–december–2015–january–2016–522a/57–6–02–heisbourg–12d7
21. [Eurostat. Migrant integration statistics]
http://unhcr.ru/uvkb–oon–v–rf/lica–v–vedenii–uvkb–oon–v–rf.html
22. Inetrnational Organisation for Migration. Press Release. 01/19/16. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iom.int/news/migrant–arrivals–greece–january–spike–2100–percent–year–ago–iom
23. Kratochvíl P., Beneš V., Tallis B., Šimečka M. The EU and the Refugees: The Way Forward. Institute of International Relations Prague [Электронный ресурс]. URL: http://praguesummit.eu/docs/the–eu–and–the–refugees:–the–way–forward–99.pdf
24. The UN Refugee Agency [Электронный ресурс]. URL: http://www.unhcr.org/pages/49e48e0fa7f.html
25. Douste–Blazy P. La relation franco–allemande, un héritage au service de l’Union. URL: http://www.voltairenet.org/article131741.html
26. L’essentiel de l’immigration n°2018–14 Janvier 2018// https://www.immigration.interieur.gouv.fr/Info–ressources/Etudes–et–statistiques/Statistiques/Essentiel–de–l–immigration/Chiffres–clefs/LES–DEMANDES–D–ASILE–STATISTIQUES
27. [Электронный ресурс]: http://www.foreignpolicy.ru
28. [Электронный ресурс]:http://izvestia.ru/news/682628
29. [Электронный ресурс]: http://www.foreignpolicy.ru