Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Задержка психического развития – патологическое состояние, которое встречается в детском (дошкольном и школьном возрасте). Согласно данным статистики, признаки ЗПР у младших школьников негативно отражаются на успеваемости около 80% учащихся.
Все причины отклонений психического развития ребёнка от медицинских норм разделяются на:
- биологические (патологические состояния, которые развиваются в период внутриутробного развития крохи);
- социальные (связанные с условиями жизни ребёнка).
Если ребёнок имеет задержки в психическом развитии, у него наблюдается ряд психологических нарушений.
Трудности в межличностном общении. Здоровые дети в саду не желают контактировать и вступать во взаимодействие с отстающими ребятами. Ребёнок с ЗПР не хочет взаимодействовать с со своими сверстниками. Дети с ЗПР играют самостоятельно, а на уроках в школе – работают отдельно, ограниченно общаясь с другими младшими школьниками. Однако взаимодействие с детьми, младшими по возрасту, у них происходит успешнее, потому что те их хорошо принимают и понимают. Есть малыши, которые вообще избегают контактов со своими одногодками .
Нарушения в эмоциональной сфере. Дети с ЗПР психологически лабильны, эмоционально неустойчивы, внушаемы и несамостоятельны. У них присутствуют повышенная тревожность, состояние аффекта, контрастные эмоции, резкие смены настроений, беспокойство. Иногда возникает нездоровая жизнерадостность и внезапный подъём настроения. Дети, страдающие ЗПР, не могут самостоятельно охарактеризовать своё эмоциональное состояние, и не различают эмоций тех людей, которые их окружают. Склонны к проявлению агрессии. Кроме того, у них наблюдается неуверенность в себе, заниженная самооценка, патологическая привязанность к одному (или нескольким) своим одногодкам.
Факторы, приводящие к задержкам психического развития у детей, в конечном итоге влияют на классификацию патологии.
Статистические данные утверждают, что:
- Число детей до 17 лет с диагнозом ДЦП в России насчитывается примерно 85 000, ежегодно рождается в пределах 7 000 детей с таким диагнозом.
- Число детей больных аутизмом в стране неуклонно растет, так если в 2015 году насчитывалось 17 700 случаев заболевания, то в 2016 году уже более 22 000. Самое страшное, что до года аутизм у ребенка не диагностируется.
- В России 70 – 80 тысяч детей имеют диагноз ЗПР (Задержка психического развития), и обучаются в специальных школах и классах.
Первоочередной задачей персонала дома ребенка и прежде всего медсестры является обеспечение преимущественно эмоционально-положительного состояния ребенка. Эмоциональное состояние каждого ребенка должно быть предметом особого внимания всех работников дома ребенка. Беспокойство должны вызывать не только ярко выраженные отрицательные эмоциональные состояния (крик, плач), но и «спокойные» состояния, за которыми часто скрываются очень опасные вялые состояния ребенка. Необходимо целенаправленно стимулировать разнообразные эмоциональные переживания, обогащать эмоциональную жизнь детей. Для этого прежде всего необходимо спокойное, ровное, любовное отношение к детям. При этом следует учитывать интересы, склонности каждого ребенка, иметь специальный подбор картинок, сюжетов рассказов, инсценировок, вызывающих у детей разнообразные чувства — радость от достигнутого, сожаление, осуждение, одобрение, эстетические переживания и т. д.
Цель исследования – изучить и проанализировать особенности работы медицинской сестры с детьми с отклонениями в развитии.
Задачи исследования:
1) изучить особенности задержки психологического развития у детей;
2) рассмотреть причины, лечение и профилактику ЗПР у детей
3) проанализировать особенности работы медицинской сестры с детьми с отклонениями в развитии.
Объект исследования – дети с ЗПР.
Предмет исследования - особенности работы медицинской сестры с детьми.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 Дети с отклонениями в развитии – ЗПР
1.1 Причины и особенности ЗПР
Изучение ЗПР как заболевания началось недавно – в 50-ых годах прошлого столетия. В основу исследований легло то, что ученые заметили, что среди неуспевающих учеников встречаются школьники, которые по количеству знаний и поведению очень похожи на умственно отсталых. У них замедленное мышление, неустойчивое внимание, проблемы с запоминанием. Но при создании благоприятных условий у таких детей были очевидны значительные успехи, что свидетельствовало о том, что они не умственные отсталые . Их отнесли в отдельную группу, которая начала считаться пограничной между нормой и дебильностью. Если изобразить это схематически, то уровни интеллектуального развития расположатся так
Рисунок 1 - Уровни интеллектуального развития
Итак, учеными было четко определено, что задержка психического развития (ЗПР) – это обратимые нарушения интеллектуального и психического процесса у ребенка . Данные отклонения преодолеваются при организации для него специального коррекционного обучения и воспитания.
Этимология возникновения заболевания довольно обширная. Но основными факторами принято считать:
- биологические;
- социально-психологические.
Причинами ЗПР биологического характера принято считать:
- органические повреждения центральной нервной системы негрубого характера;
- родовые травмы;
- внутриутробные инфекции;
- резус-конфликт;
- гипоксию плода;
- недоношенность;
- желтуху новорожденных;
- грипп в раннем возрасте;
- рахит;
- плохую наследственность (наличие ЗПР у одного из родителей);
- черепно-мозговые травмы;
- эпилепсию и т. д.
Причинами ЗПР социально-психологического характера является проживание детей в семьях:
- неблагополучных;
- где существует авторитарный характер воспитания;
- где наблюдается гиперопека.
При условиях социальной депривации, гипоопеки, дефицита общения со сверстниками у ребенка возникает задержка в развитии.
Также ЗПР может стать вторичным дефектом у детей с нарушениями зрения, слуха и речи, которые не проходят специальной реабилитации с коррекционным педагогом, потому что у них нарушены сенсорные эталоны, что затрудняет их правильное восприятие окружающего мира.
Виды задержки психического развития.
Есть несколько классификаций задержки психического развития. Но наиболее распространенной является классификация Лебединской К.С., которая разделяет ЗПР на четыре категории:
- Конституциональная человека задержка психического развития.
- Соматогенная ЗПР.
- Психогенная ЗПР.
- Церебрально-органическая ЗПР.
Задержка психического развития конституционной генезы, как правило, передается по наследству. Особенности ребенка таковы:
- незрелое телосложение;
- психический инфантилизм;
- мотивация к учебе низкая;
- замедленное мышление, память, речь.
При этом ребенок довольно добродушный, настроение у него всегда хорошее, быстро прощает все обиды. В школе осваивается быстро, но правила поведения не принимает: может играть во время учебного процесса, часто отвлекается, нередко опаздывает на уроки. Не обращает на учебу внимание. Оценки для него значения не имеют. Ему интересны только свои занятия, которыми он на уроках и занимается. Поэтому такой ребенок сразу же стает неуспевающим .
Конституционная задержка психического развития поддается исправлению. Исход при правильной организации коррекционного обучения и воспитания благоприятный. Воздействовать на ребенка следует через игру. Желательно оставить его на повторный курс обучения. Это его абсолютно не травмирует. Есть большая вероятность, что за год у него сформируются все психические процессы, и он сможет продолжать учебу за обычной программой.
Задержка психического развития соматогенной генезы не имеет наследственности. Как правило, дети рождаются здоровые, без отклонений. Но в результате таких заболеваний, как дистрофия, хронические инфекции, стойкая астения, которыми они начинают страдать с раннего возраста, у них происходит снижение интеллекта .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Авдиенко И.В. и др. Большая энциклопедия фельдшера и медсестры. - М.: Эксмо, 2009. — 673 с.
2. Гапонова Т.Э., Фукалова Н.В. (сост.) Алгоритмы профессиональной деятельности медсестры. Учебное пособие. - Красноярск. Красноярский медико-фармацевтический колледж. - 2008. - 90 стр.
3. Бгажнокова, И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 2013 - 151 с.
4. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка./А.Д. Виноградова – М.: 2015 - 32 с.
5. Вопросы комплексной диагностики умственно отсталых детей / Под ред. М.С. Певзнер. – Иркутск, 2010. – 216 с.
6. Выгодский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. / Л.С. Выгодский // Вопросы психологии. - 2012. - № 2. - С.114 - 123.
7. Выготский, Л.С., Проблемы дефектологии./ Л.С. Выгодский Л.С. – М.: 2015. – 135 с.
8. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. Учебник. — 2-е изд., исправл. и доп. — 2010. — 366 с.
9. Тарасова Ю. А., Костюкова Э. О., Сопина З. Е. Современная организация сестринского дела. - М.: ГЭОТАР-Медиа. 2010. - 576 с.
10. Тимирясов В.Г. (ред.) Государство, общество и политика: экономические, правовые и социально-психологические аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, 15 мая 2008 г. Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2009. – 464 с.
11. Яромич И.В. Сестринское дело и манипуляционная техника. Учебник. — 3-е изд. — Минск : Вышэйшая школа, 2011. — 527 с.
12. ГБУ Детский дом №2. - http://opekaufa.ru/uchrezhdeniya/detskie-doma/36-informatsiya-ob-uchrezhdenii-dlya-razmeshcheniya-na-sajte-upravleniya-po-opeke-i-popechitelstvu.html
13. Задержка психического развития – это не приговор! - http://psyh.info/detskaya-psihologiya/otkloneniya-v-razvitii-rebenka/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-eto-ne-prigovor.html
14. Определение ЗПР у детей: симптоматика и методика лечения. - https://deteylechenie.ru/psihiatriya-nevrologiya-psihologiya/zpr-u-detej-simptomy-lechenie.html
15. «Особый ребенок ищет семью»: Задержка психического развития (ЗПР). - https://changeonelife.ru/guides/osoby-j-rebenok-ishhet-sem-yu-zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya/