Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что на сегодняшний день не каждый танцевальный стиль обеспечивает исполнителям свободу движений, поскольку существует ряд элементов, который, напротив, заставляет в некоторой степени напрягать мышцы и быть достаточно скованным в процессе исполнения танца.
При этом, как показывают исследования, танцевальный стиль контемпорари является одним из самых демократичных в плане организации движений, что дает ему возможность выполнять не только эстетические, но и оздоровительные и педагогические цели.
Цель исследования – провести анализ влияния танцевального стиля контемпорари на развитие свободы движения исполнителей современного танца.
Объект исследования: процесс развития свободы движения исполнителей современного танца.
Предмет исследования: танцевальный стиль контемпорари как способ развития свободы движения исполнителей современного танца.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Проанализировать процесс развития свободы движения исполнителя на основе анализа методической и хореографической литературы.
2. Охарактеризовать контемпорари – как танцевальный стиль современной хореографии.
3. Изучить влияние танцевального стиля контемпорари на развитие свободы движения исполнителей современного танца.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, исторический, хронологический, моделирование, обобщение, классификация.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в курсовой работе проведен анализ научной литературы по проблеме изучения влияния танцевального стиля контемпорари на развитие свободы движения исполнителей современного танца. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения исследований в данной научно-практической сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения полученных в ходе проведения работы результатов в практической деятельности преподавателей по танцам для формирования навыка свободного движения у исполнителей.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СВОБОДЫ ДВИЖЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА
1.1. Характеристика свободы движения исполнителя
Свобода является философской категорией, которая имеет универсальный характер и отражает одну из важнейших стороны жизни человека. Кроме того, свобода может рассматриваться и с точки зрения других научных областей, в частности, физиологии, психологии, права, социологии и т.д.
Под свободой в научной литературе понимается способность человека овладевать условиями своей жизни, сохранять возможности самобытности, самоопределенности, силу воли для выбора действий и поступков [20].
Однако понятие «свобода» может иметь и другие значения, поскольку рассмотрение ее только в философском ключе ограничивает круг применения данного термина.
Прежде всего, ученые рассматривают свободу в контексте выработки каждой личностью собственных позиций и взглядов относительно своего положения во времени и пространстве, формирования мировосприятия и мировоззрения. Различные культуры по-разному раскрывают понятие свободы, однако надо отметить, что свобода как качество может измеряться уровнями и степенями [4].
В античной философии свобода представляется как тесная связь воли и разума. Ученые этого исторического периода, в отличие от последующих эпох, закладывают в термин «свобода» именно возможность подчинять себе разум и совершать рациональные поступки, поборов собственные эмоции и желания.
Европейские философы связывают свободу человека с возможностью иметь множество различных лиц. Свобода здесь рассматривается в одной плоскости с понятиями творчества, необходимости, независимости и ответственности.
Христианская философия рассматривает свободу как качестве человека, данное ему от рождения Богом и проявляющееся в способности жить в соответствии с идеалом, неким абсолютом, который позволяет человеку свободно творить, но при этом всегда опираться на существующие духовные и нравственные законы.
Интересный подход к свободе был выработан учеными эпохи Возрождения, которые считали, что свобода – это отсутствие у человека ограничений на осуществление каких-либо действий, однако при условии, что все эти действия и поступки имеют в своей основе благие цели и не направлены на осуществление зла и реализацию злого умысла, т.к. в деструкции человек не может быть свободным, он угнетен собственными эмоциями и проблемами, которые заставляют его идти против себя и других [21].
Философия Нового времени продолжила традиции эпохи Возрождения и представляла свободу как возможность выбирать свой путь вне зависимости от эмоций и материальных факторов, которые обычно определяют в совокупности всю деятельность человека, его поступки и поведение.
Русские философы рассматривали свободу в совершенно другой плоскости, чем европейские. Они опирались на онтологическое ее понимание и видели в основе свободы только нравственность. Онтологическое понимание свободы, которое было введено русскими учеными, рассматривало ее как условие существования и творчества каждого человека.
Русские философы считали, что без свободы личность не может быть способна к творчеству, в первую очередь, – к творчеству бытия. Особое внимание русские философы уделяли изучению свободы как духовного качества. Это было связано с убеждением в том, что свобода духа является самой сутью существа свободы, без которой человеческая жизнь не имеет ни смысла, ни достоинства [17].
Подводя итог различным определениям понятия «свобода», можно сказать, что личность каждого человека, и с онтологической, и социокультурной, и с психологической точек зрения, во многом обусловлена его творческой деятельностью, корни которой исходят из свободы.
При этом нужно говорить не о проявлении какой-либо внешней активности, а именно о той свободе, которая существует у человека внутри.
С другой стороны, важно понимать, что свобода всегда предполагает проявление определенного творчества. Свободный человек всегда способен обнаружить различные новые пути, а также характеризуется уникальной способностью к трансценденции, которая определяется как выход в иное пространство, находящееся за пределами человеческой ограниченности, социальных и нравственных рамок, которые всегда снижают степень свободы и не дают личности в полной мере раскрыться [6].
Важно отметить то обстоятельство, что двигательное мышление, которое является основой для формирования основных качеств движения, базируется на неком «кристаллизованном мышлении». Это понятие, в свою очередь, основано на определенных нормах, которые связаны с рациональными характеристиками движения, которые специально подбираются в соответствии с различными индивидуальными возможностями каждого исполнителя.
Кроме того, для формирования и развития высокого уровня двигательных возможностей исполнитель также должен опираться и на «текучее» мышление, которое дает возможность применять значимые, и планируемые заранее движения в тот момент, когда нужно исполнять определенный фрагмент танца.
Вообще свобода движения, которая в той или иной степени характеризует каждого исполнителя, имеет ряд аспектов, которые должны существовать в едином комплексе. Характеристика этих аспектов представлена на рисунке 1.1 [2].
Рисунок 1.1. – Основные аспекты свободы движения исполнителя
Физиологический аспект свободы движения связан с врожденными возможностями исполнителя, в частности, гибкостью, пластичностью и другими качества, которые связаны исключительно с функционированием мышечного аппарата, зачастую ограничивающего движения исполнителя.
Психофизиологический фактор напрямую связан с особенностями протекания психических процессов у исполнителя, в частности, с ощущением, восприятием, мышлением и воображением, оказывающими влияние на возможность проявления двигательной свободы, поскольку от степени развития этих процессов зависит возможность выбора исполнителем того или иного положения в пространстве и оригинальность подхода к организации танцевального рисунка [15].
Психологический фактор обусловлен наличием или отсутствием внутренних «зажимов», психологических проблем, которые определяют степень ограниченности, уровень открытости или стеснительности исполнителя, характеризуют его движения как «свободный полет», не подвергнутый влиянию комплексов неполноценности или страхов, или как скованный набор двигательных элементов, при осуществлении которых исполнитель не имеет возможности раскрыться, дать волю фантазии и творчеству [4].
Социальный фактор связан, прежде всего, с воспитанием исполнителя, а также с тем характером обучения, которое он проходил в контексте хореографического образования. Воспитательный аспект обуславливает наличие или отсутствие рамок приличия, которые важны для организации танцевального движения: многие исполнители в силу сложившихся у них социальных стереотипов не могут позволить себе выполнять ряд движений, которые они считают неприличными.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева, А.С. Современный танец / А.С. Авдеева. – Липецк: Смена, 2020. – 360 с.
2. Александрова, А.П., Смольянова, В.В. Контемпорари в современном танцевальном искусстве: теоретические и методологические аспекты изучения вопроса / А.П. Александрова, В.В. Смольянова // Сборник статей Тамбовского государственного университета. Вып. 4. Культура и искусство. – Тамбов: Издательство Тамбовского государственного университета, 2021. – С. 42–56.
3. Брылева, И.Т. Танцевальное мастерство и его виды / И.Т. Брылева. – Сургут: МОСТ, 2019. – 460 с.
4. Волкова, М.И. Танец / М.И. Волкова. – Тула: Флип, 2019. – 340 с.
5. Королева, П.И. Хореография: теория и практика / П.И. Королева. – Томск: Перекресток, 2021. – 498 с.
6. Ломаченкова, М.Ю. Современные аспекты исследования хореографических навыков / М.Ю. Ломаченкова. – Саратов: Искусство, 2016. – 286 с.
7. Лядова, С.М. Современный танец / С.М. Лядова. – Элиста: Калмыкия, 2020. – 420 с.
8. Моргунова, С.И., Володина, М.С. Хореографические стили / С.И. Моргунова, М.С. Володина. – М.: Волга, 2020. – 310 с.
9. Москвина, Ю.В. Танец как вид искусства / Ю.В. Москвина. – Пермь: Пермское издательство, 2020. – 400 с.
10. Невалова, И.М. Современный танец / И.М. Невалова. – Ярославль: Спектр, 2020. – 282 с.
11. Пирогова, А.М. Современные эстрадные танцы / А.М. Пирогова. – Брянск: Приора, 2021. – 480 с.
12. Обручева, А.А. К теории и истории танца / А.А. Обручева. – Петрозаводск: Карелия, 2022. – 680 с.
13. Рылеева, А.М. Свобода танца / А.М. Рылеева. – Вологда: Облако, 2020. – 222 с.
14. Соболева, М.И., Фирсова, А.А. Актуальные проблемы хореографии / М.И. Соболева, А.А. Фирсова. – Хабаровск: Аза, 2020. – 158 с.
15. Сосновская, Ю.И. Современный танец: классика и эстрада / Ю.И. Сосновская. – М.: Мысль, 2020. – 490 с.
16. Тарасова, О.И. Свобода и танец / О.И. Тарасова // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svoboda-i-tanets (дата обращения: 18.01.2023).
17. Теплова, Г.В. Танцевальное искусство / Г.В. Теплова. – М.: Арт-издательство, 2021. – 300 с.
18. Усманова, Л.А. Танцевальный ритм / Л.А. Усманова. – Елец: Перспектива, 2020. – 160 с.
19. Устинова, Ю.М. Искусство танца / Ю.М. Устинова. – Орел: Омега, 2022. – 360 с.
20. Федорова, А.А. Современное хореографическое искусство / А.А. Федорова. – Таганрог: Юнона, 2015. – 300 с.
21. Филиппова, А.М. Танец как жанр и исполнительская культура / А.М. Филиппова. – Воронеж: Статут, 2021. – 500 с.
22. Цаплина, Е.Н., Кумысова, Ю.С. Современное танцевальное искусство России и зарубежных стран / Е.Н. Цаплина, Ю.С. Кумысова. – М.: АСТ, 2018. – 580 с.
23. Юзина, Т.А. Современный танец / Т.А. Юзина. – М.: Свирель, 2021. – 204 с.
24. Ярова, С.М. Танец и не только / С.М. Ярова. – М.: Пост, 2018. – 344 с.
25. Яшкина, А.А. Движение – жизнь. О танцах и спорте / А.А. Яшкина. – М.: Форум, 2022. – 258 с.