Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Различные путешествия и туризм в целом занимают особую часть жизни любого человека. Туризм оставляет сильный отпечаток, погружает вас в необычные, а иногда даже экстремальные ситуации. Поэтому данный аспект можно рассмотреть с точки зрения психологических особенностей туризма, в целом психологию досуга и отдыха, и в том числе психологические типы людей, которые жизнь свою не могут представить без путешествий.
Каждый человек обладает только ему присущим характером, т.е. определенными психологическими качествами, которые он проявляет в окружающей обстановке. Так, по типам характера люди делятся на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. Есть исследования, предлагающие другие типы: доминантный, автономный, оборонительный, приспосабливающийся, разнообразный, самоуверенный, общественный. Как бы то ни было, в маркетинге целесообразно классифицировать типы личности, а затем выявлять корреляцию между ними и предпочтениями тем или иным туристским услугам.
Стиль жизни, а, следовательно, и стиль потребления − это отражение неких внутренних установок человека, системы ценностей, сформировавшейся в его сознании. Данный критерий позволяет определить психологический портрет туриста и на этой основе более четко выявить мотивацию его включения в туристскую деятельность, а также основные предпочтения.
Объектом исследования является туризм.
Предмет исследования – изучение потребностей людей в туризме.
Целью курсовой работы является выявление потребностей туристов в путешествии.
Для достижения поставленной цели были реализованы следующие задачи:
- раскрыть особенности туристских потребностей;
проанализировать современное состояние туризма в России;
анализ предпочтений населения России при выборе тура;
провести социологический опрос;
разработать туристский продукт.
Методы исследования: аналитический, описательный, онлайн-опрос.
При написании дипломной работы применялись труды С.А.Артюхова, М.Б.Биржакова, В.М.Молчанова и др.
Глава 1. Роль и место потребности для человека
1.1 Понятие о человеческих потребностей
Человек живет в сложном и многообразном мире физических, социальных, политических, идеологических и других явлений и событий. Источник активности личности — ее потребности.
Потребность — это переживание человеком нужды в каком-либо объекте, условиях среды, необходимых для его существования и развития. Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей.
Многие ученые занимались вопросом о потребностях личности, среди них: З. Фрейд, У. Мак-Дауголл, А. Маслоу, Г. Мюррей, К. Левин, Ж. Нютенн, Н. Ф. Добрынин, П. В. Симонов и др. авторами. Все они ставили потребности в центр личности. В этом смысле показательно высказывание П. В. Симонова о том, что «конкретный набор потребностей, их иерархия, доминирующее положение одних побуждений и вспомогательная роль других составляет “ядро” личности, наиболее существенную ее характеристику. Характеристика личности начинается с уяснения и анализа ее потребностей» [10].
Исследуя природу, механизмы и роль потребностей в жизни человека, Д. В. Колесов особо подчеркивает, что «подлинно личностно «гармоничным», «всесторонним» и «развитым» индивид может быть только при условии полноценного развития его потребностной сферы» [7].
В настоящее время нет единого мнения по поводу классификации потребностей, но большинство ученых указывают на необходимость выделения так называемых базовых, то есть истинных потребностей и выяснения их места и значения в структуре личности.
В современной психологии личности можно считать условным деление изначальных потребностей на физиологические и психологические. Выделяют три базовые психологические потребности: в автономии, в компетенции и в близких связях с людьми. Никак не претендуя на универсальный характер суждений по столь сложному вопросу, попробуем представить стержень потребностной сферы, характеризующий личность со стороны непреодолимого стремления к максимально гармоничному состоянию.
Известно, что фактически человек существует как живой организм, деятельность которого необходимо связана всеобщими законами физического мира. Потому деятельность человеческой личности естественно и необходимо сводится к сохранению своей физической жизни в условиях существования внешнего мира.
Таким образом, потребность жить — первая и главная потребность человека. Вообще говоря, как бы жизнь ни была тяжела, в каких бы бедности, горе и болезнях ни жил человек, какие ни претерпевал бы он беды, несчастья, превратности судьбы, он все же дорожит своей жизнью. Человек ежедневно питается, спит, одевается, обустраивает жилище, обеспечивает себя материальными благами, то есть удовлетворяет жизненные необходимости. Стремиться всегда к своему возможно наибольшему благу, полностью удовлетворять свои нужды — это закон, являющийся сутью человека, закон, отступиться от которого противно природе. Ни один «высший» интерес, к которому его тянет, не сравнится по настоятельности с элементарными потребностями, ибо само существование человека предписано биологическим жизненным процессом [6].
Потребности человека формируются и развиваются в результате существенного влияния социальной стороны жизни и воспитания. Даже чисто биологические потребности, обеспечивающие жизнедеятельность человека (питание, движение, теплообмен и т.д.), подконтрольны потребностям социальным, духовным.
1.2 Туристские потребности
Туризм давно стал насущной необходимостью и неотъемлемой частью жизни человека. Стремление человека к разнообразию впечатлений приобретает массовый характер , т.к. человек желает снять нервное напряжение и усталость, порождаемые работой.
Туристская потребность - нужда в культурном, познавательном, социальном, моральном или физиологическом благе, которую испытывает человек или группа людей и которая может быть удовлетворена только в результате реального, комфортного перемещения в места некаждодневного пребывания или проживания [6].
Потребности туристов, находящихся вне места неизменного проживания, разделяются на три группы:
- главные;
- специальные;
- дополнительные.
Главные потребности туристов — это потребности в передвижении, проживании и питании. Следовательно, сервисы средств размещения, компаний питания и транспортных организаций являются обязательными для воплощения туристской деятельности. Средства размещения (гостиницы, мотели, частные квартиры) и компании питания (рестораны, кафе, бары) обеспечивают условия для обычной жизнедеятельности туристов. Транспортные средства осуществляют их доставку к местам отдыха и обеспечивают внутримаршрутные передвижения. Потребление главных услуг является предпосылкой для ублажения специфичных потребностей туристов, являющихся главной целью поездки — потребностей во впечатлениях, развлечениях, деловых встречах, курортном обслуживании. Дополнительные потребности туристов удовлетворяются услугами компаний сервиса, торговли, культурных и увеселительных учреждений [10].
В настоящее время люди увлекаются различными видами деятельности, что порождает желание познать что-то новое в ходе путешествий.
Таким образом, бурное развитие туриндустрии в настоящее время во многом связано с трансформацией общественного сознания. Сегодня у современного человека в структуре ценностей качественный отдых, удовлетворяющие его индивидуальные потребности, занимает далеко не последнее место. При организации туристической поездки потребитель хочет иметь с одной стороны, разнообразный отдых, с другой − путешествие должно быть организовано таким образом, чтобы оно соответствовало его интересам, стремлениям, ожиданиям. Эти требования современного потребителя туристских услуг должны учитываться при развитии туристской, гостиничной и смежной с туризмом инфраструктуры в российских регионах для развития их туристской привлекательности.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев.– М.: Центр экономики и маркетинга, 2018.– 159 с.
2. Бабкин А.В. Специальные виды туризма/ А.В.Бабкин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 300 с.
3.Биржаков, М.Б. Индустрия туризма: Перевозки/ М.Б. Биржаков, В.И. Никифоров. – СПб.: Издательский дом Герда., 2017. — 528 с.
4.Дурович, А.П. Организация туризма: учеб. пособие/ А.П. Дурович, Г.А. Сергеева. – Минск: Новое издание, 2016. – 640 с.
5.Дурович, А.П. Поведение покупателей на рынке / А.П. Дурович. – Минск: БГЭУ, 2006. – 215 с.
6.Жукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации/ М.А.Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2011. - 245 с.
7.Занюк, С.Ю. Психология мотивации / С.Ю. Занюк -Киев:Эльга-Н, 2001.–198 с.
8.Прахина, Н. Туризм в 2020 году. Туризм: практика, проблемы, перспективы/ Н.Прахина. – 2010. -№ 3.- С.15-17.
9.Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз. – М., 2005. – 1060 с.
10. Юдина Н.А. Модели покупательского поведения на потребительском рынке / Н.А.Юдина // Креативная экономика.– М.,2009.-№ 8 (32).-С. 147-154.
Интернет-ресурсы:
11.В каких регионах страны россияне отдыхали, и в каких хотели бы побывать. -[Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://fom.ru/Kultura-i-dosug/14758
12.Кедрова Е.А., Кисиц В.м. Тренды покупательского поведения как основы продвижения туристского продута// Современный проблемы сервиса и турищма.- 2019.№2.- [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://cyberleninka.ru›article/n…kak…turistskogo-produkta
13.Комлева Н.С.Исследование потребительских предпочтений на рынке туристических услуг в регионе // Экономические исследования и разработки 2018.- вып.8. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://edrj.ru›article/01-08-2018
14.Кошурникова Ю.Е. Разработка портрета современного туриста как основа клиенто-ориентированности туристского проодукта//Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2 (часть 2) .[Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://science-education.ru›ru/article/view
15.Отпуск мечты — 2022 [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/otpusk-mechty-2022
16.Российский Статистический Ежегодник 2021/ Russian Statistical Yearbook 2021 - [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b21_13/Main.htm
17.Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 2 июля 2021 г.) - Режим доступа: https://base.garant.ru/136248/
18. «SkyPark». [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://glamurr-cat.ru/sochi-tarzanka-skypark-otzyvy
19. Каньонинг р. Хоста. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://smartprogress.do/goal/193186/?lang=ru
20. Квадро-тур «Горные озёра». [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://sochi-sochno.ru/active/kvadrotur__monaham_na__chasa/
21. Маршрут «Смелый панда». [Электронный ресурс]. Режим доступа.URL: http://pandapark.org/descriptions/hutor
22. Отель «Беринг». [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://www.anritour.ru/sochi/otel-bering/
23. Сочи Парк. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://al-arenda-sochi.ru/ekskursiya-v-sochi-park/
24. Техника безопасности в аквапарке. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://kva-kva.ru/rules/
25. Техника безопасности во время экскурсий. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://korogon.ru/?p=158