Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Истоки и место образа Лилит в британской культуре второй половины XIX века 5
1.1. Истоки архетипического образа Лилит в европейской культуре 5
1.2. Мотивы появления образа Лилит в британской культуре второй половины 19 века 23
Глава 2. Образ Лилит в поэзии и живописи Д.Г. Россетти 27
2.1. Характер образа Лилит в живописи Россетти 27
2.2. Образ Лилит в поэзии Россетти (на материале поэм «Леди Лилит» (Lady Lilith, or Body's Body) и «Райская обитель» (Eden Bower) 30
Глава 3. Сравнение образа Лилит с другими легендарными женскими образами в поэзии и живописи Д.Г. Россетти 33
Заключение 37
Список использованной литературы 40
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей работы связана с тем, что она посвящена развитию одного из самых неоднозначных мифов в истории человечества. Миф о Лилит существовал достаточно давно. Однако в литературе о нем стало, известно начиная со времен средневековья. Именно начиная с этого момента, начинаются разногласия в трактовке роли Лилит и ее особенностях.
Именно отсюда берет свое начало идея о том, что Лилит – это первая жена Адама. Вторая идея – это факт того, что Еву вынудила пойти на совершение смертного греха именно Лилит. Она же уговорила Еву зачать Каина – будущего убийцу Авеля. Собственно говоря, преступление Каина является результатом того, что он был зачат сразу после совершения смертного греха Евой.
Использование образа Лилит выступает как традиционное явление во всей мировой культуре различных эпох, но удивительным, на первый взгляд, кажется тот факт, что чопорная Британия в какой-то момент также склонилась к этой тенденции, правда, как покажет практика, используя образ Лилит в достаточно непривычном для массового зрителя и читателя значении, что будет сильно отличать трактовку этого образа от всех иных и станет достоянием мирового культурного наследия.
В данной курсовой работе образ Лилит будет рассмотрен на примере творчества английского художника и поэта Данте Габриэля Россетти.
Цель исследования – провести компаративный анализ трактовки образа Лилит в изобразительном и поэтическом творчестве Данте Габриэля Россетти.
Объект исследования – образ Лилит в мировой культуре.
Предмет исследования – трактовка образа Лилит в изобразительном и поэтическом творчестве Данте Габриэля Россетти.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Выявить истоки архетипического образа Лилит в европейской культуре.
2. Охарактеризовать мотивы появления образа Лилит в британской культуре второй половины 19 века.
3. Проанализировать характер образа Лилит в живописи Россетти.
4. Охарактеризовать образ Лилит в поэзии Россетти.
5. Сравнить образ Лилит с другими легендарными женскими образами в поэзии и живописи Д.Г. Россетти.
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ художественного материала, описательный, историографический, биографический, хронологический, классификация, синтез.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Истоки и место образа Лилит в британской культуре второй половины XIX века
1.1. Истоки архетипического образа Лилит в европейской культуре
Образ Лилит неоднозначно воспринимался в мировой культуре на протяжении всего существования искусства.
В работе Хевайца мы получаем возможность узнать, как воспринимали Лилит древние, и насколько изменилось восприятие этого архетипа с тех времен. К сожалению, этого изменения автор практически не касается.
Блистательный историк, в совершенстве владеющий историческим методом, переходя к психологическим аспектам архетипа, явно пытается «играть на чужом поле». Поэтому если его историческое изложение и анализ по-настоящему безупречны и не имеют даже примерных аналогий, освещение психологических аспектов мифа во многом оставляет желать лучшего. Этот перевес в пользу исторического подхода особенно заметен в главе о Лилит и Адаме .
Или рассмотрим другую характерную ошибку. В главе «Лилит в гностицизме» автор пишет: «Во всех трех версиях Апокрифа от Иоанна, записанного на II, III и IV кодексе Апокрифа от Иоанна, а также в послании святого Иринея Лионского упоминается о так называемом Барбело-гнозисе и неком демоне по имени Элелет, которая может быть идентична Лилит. Более подробно об этой фигуре сказано в «Житии Архонтов» - гностической работе, заимствованной из Кодекса II. В ней Норея, дочь Евы, просит Элелет помочь ей, так как она попала под власть Архонтов.
Элелет – это «великий ангел, воплощение мудрости, который стоит перед престолом Святого Духа». Норея посылает его для того, чтобы он освободил ее от «рук беззаконных», то есть Архонтов, и заодно рассказал ей о «корнях» (имеется в виду правда о происхождении человечества).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Авраменко С.М., Иконникова А.П., Чудновская И.Ю., Герасимов Л.Д. и др. Позитивные и негативные аспекты развития представлений об образе Лилит в мировой культуре. Исследование опыта европейского искусства: проблема исследования принципов отражения образов Лилит в произведениях искусства различных направлений // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». Секция «Социально-гуманитарные науки и межкультурная коммуникация» – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2016. – С. 49–63
2. Бондаренко Е.В., Климовская А.П., Державин С.М. Динамические характеристики исследования образа Лилит в творчестве: европейских писателей, поэтов и художников: социально-культурный анализ // Сборник статей Архангельского государственного университета. Вып. 3. Социальные и политические науки. – Архангельск: Издательство АрГУ, 2015. – С. 98–103
3. Головченко Д.И., Барсукова С.М. Специфика трактовки библейских образов в истории мировой культуры // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной современной художественной культуры в России и за рубежом». – Самара: Самарский государственный университет, 2018. – С. 55–64
4. Еремеева П.Р., Ставиский А.В. Принципы переосмысления европейскими художниками библейского образа Лилит: основные подходы, концепции, критические заметки и комментарии // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной мировой культуры в контексте экономических и политических преобразований». – Петропавловск-Камчатский: Камчатский государственный университет, 2018. – С. 135–150
5. Ирбитова Ж.Е., Колесников В.С., Усанова А.А. Интерпретация образа Лилит как проблемный фактор для развития культурной парадигмы изучения библейских образов в мировой культуре: проблема разнонаправленности трактовки // Социальные и культурные процессы. Сборник статей. – Калининград: Калининградский государственный университет им. И. Канта, 2015. – С. 64–79
6. Кудрявцева А.В., Иматова И.Т., Соколовский С.С. Социально-культурный анализ классических и современных трактовок образа Лилит в литературе и изобразительном искусстве в // Вестник Нижегородского государственного университета. Вып. 4. Социальные и политические науки. – Н. Новгород: Издательство НижГУ, 2015. – С. 154–167
7. Наговицына И.П., Прокопьев Л.С. Принципы построения концепции изучения библейских образов в искусстве: основные детерминанты и компоненты // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной мировой культуры». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2018. – С. 43–54
8. Окунева А.А., Веретенникова В.И., Соболь Т.А. Трансформация принципов изучения и трактовки образа Лилит в мировой художественной культуре и формирование новых методов представления образа в произведениях искусства: социокультурный анализ художественного материала // Вестник Южноуральского федерального университета. Вып. 2. Современная культура и искусство. – Челябинск: Издательство ЮФУ, 2016. – С. 157–176
9. Панкова Т.И., Берестенева Л.Ю. Социальное и культурное значение образа Лилит в литературе и изобразительном искусстве XVIII–XXI веков // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы культуры и искусства в контексте современных социально-экономических условий». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2017. – С. 164–172
10. Пилецкая Л.В., Венедиктова С.И., Красильникова А.В. Использование библейских образов как инструмент эффективного стилистического выражения (на материале художественного материала и результатов культурологических исследований // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной политики в современной России». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2015. – С. 49–59
11. Радомская Ю.Т., Плюшенков С.В. Социальное значение библейского сюжета в культуре и искусстве // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 1. Социальные науки. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2017. – С. 88–100
12. Толмачева И.С., Курганова А.А., Равиковская О.И. Особенности исследования сотворения мира в европейской культуре // Сборник статей Крымского государственного университета. Вып. 3. Культура России и зарубежных стран. – Симферополь: КрГУ, 2018. – С. 109–121
13. Уварова А.С., Гречихина А.А., Милютин Д.М. Трансформационные процессы в трактовке образа Лилит в искусстве как предмет социально-культурного исследования // Материалы научно-практической конференции «Культурология и искусствоведение: на стыке научно-практических направлений». – Севастополь: Севастопольский государственный университет, 2018. – С. 56–70
14. Чижикова С.С., Аденян А.В. Основные принципы изучения образа Лилит в литературе и изобразительном искусстве: современный взгляд на сущность и традиции интепретации // Сборник статей Мурманского педагогического университета. Ч. 5. Культурология и искусствоведение. – Мурманск: Издательство МурПУ, 2017. – С. 33–49
15. Христосова М.С., Кирюшкина М.Е. Характерные особенности трактовки образа Лилит в европейской культуре XVIII–XIX веков: культурный дискурс и идеальная модель интерпретации в произведениях литературного и изобразительного искусства // Социально-культурные особенности современного российского общества. Сборник статей. – Ульяновск: PROспект, 2014. – С. 64–70
16. Юрченко М.М., Соболева А.М., Велигодская П.И. Художественные интерпретации библейских образов в мировой литературе и роль романтизма в трактовке образа Лилит: социально-культурное исследование // Материалы научно-практической конференции «Государственная политика в сфере социальной работы: российский и зарубежный опыт». – М.: Московский педагогический институт, 2016. – С. 30–42
17. Яблокова А.В., Тимошенко М.М. Оценка трактовки библейского образа Лилит: конфликт интересов художественных средств – социально-культурный анализ // Сборник статей Белорусского государственного университета. – Минск: Издательство БГУ, 2016. – С. 95–106