Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Существование государства невозможно без органов государственной власти, создающихся для решения различных задач и исполнения различных функций.
В связи с этим органы государственной власти разделяются на виды, наделяются определенной компетенцией и кругом полномочий.
Тема разделения властей и в наше время не теряет своей актуальности. Существует множество мнений по поводу правильности разделения властей, многие знаменитые историки и политики выдвигали свои теории, анализируя опыт различных государств. Необходимо рассмотреть историю разделения властей в России и ее реализацию на практике, поскольку все еще актуально определение места и роли правовой системы России среди других правовых систем, соотношения светской и религиозной систем права.
Данное исследование актуально потому, что позволяет решить ряд практических задач на основе полученных в исследовании выводов.
Данную тему исследовали следующие авторы: Абаева Е.А., Алямкин А.Н., Ангел А.С., Апалько М.С., Бабенко В.Н., Бурнацев Д.А., Вавилов Н.А., Введенская В.В., Герлитц Г., Глухов Н.В., Городилов А.А., Грициенко Д.А., Гуменюк Г.Х., Святогорова А.Э., Гуреев И.С., Дмитриев Д.А., Иргит А.Х.В., Касаткина Е.М., Кивунц Д.А., Кильдиярова А.Г., Кильмаметова И.И., Кириллова Н.П., Назаров А.Д., Коваль С.П., Лапик С.А., Ембулаева Н.Ю., Лычева О.Д., Минникес И.В., Митрофанов В.П., Михайлов Д.О., Мищериков А.А., Моисеенко Л.В., Муродзода А.А., Назарова Д.И., Паулов П.А., Нечкин А.В., Нечкин А.В., Осавелюк А.М. Османова Ф.М., Савлохов О.Р., Сейдалиев Г.Д., Сергеев П.В., Слайковский Е.А., Инина Н.С., Слухай А.В., Спектор Л.А., Татарканов Т.Х., Третьяков Д.А., Ханян Я.С., Чертков А.Н., Штепа М.К.
Цель – выявить особенности теории разделения властей и ее реализация в российском государстве. Задачи:
изучить историю развития теории разделения властей;
исследовать возникновение и развитие теории разделения властей, ее сущность;
проанализировать теорию разделения властей в российской истории и государственно – правовой науке;
изучить ветви государственной власти Российской Федерации в системе разделения властей;
выявить место законодательной власти в системе разделения властей в Российской Федерации;
описать особенности исполнительной власти в системе разделения властей в Российской Федерации;
изучить судебную власть в системе разделения властей в Российской Федерации.
Объект система государственного и муниципального управления.
Предмет теория разделения властей и ее реализация в российском государстве.
Глава 1.История развития теории разделения властей
1.1. Возникновение и развитие теории разделения властей, ее сущность
Реализация теории разделения властей и её возникновение имеет долгий, сложный и порой противоречивый путь исторического развития. Понимание теории в наши дни и её повсеместное использование, в качестве своей опоры имеет социальный опыт всего человечества в целом, именно поэтому её развитие может по праву называться достоянием всего человечества .
Впервые крупное разделение властей произошло между политической и религиозной властью, а именно между такими институтами, как государство и церковь .
Оно также сопровождалось и длительной борьбой за унификацию власти, господство светской власти над религиозной, или преобладание церкви в светской жизни общества.
Соперничество между этими институтами продолжалось не один век, а точнее всё средневековье и начало Нового времени, как в России, так и на Западе.
И по сей день оно остаётся незавершенным для ряда государств и обществ .
Наряду с этим, в самом светском государстве рано начали появляться идеи о необходимости ограничения власти, о пресечении концентрации власти в одних руках. Именно в Древней Греции начала формироваться сложноорганизованная современная модель государственности.
Уже Аристотель (384-322 до н.э.) определял государство как некое целое, состоящее из разных неподобных друг другу частей, и выделял законосовещательный, административный и судебный органы.
Древнегреческие философы Гесиод (VII век до н.э.), Гераклид (VI-V век до н.э.), Эпикур (341-270 гг. до н.э.) в своих монументальных трудах рассматривали принципы справедливости и гражданской свободы как основные политико-правовые ценности.
В Древней Греции, такой полисный уклад, как слияние гражданского коллектива с государством греческих государств, способствовал формированию гражданской ответственности каждого члена этого общества.
Основным качеством свободного гражданина считалось его право и обязанность участвовать в управлении государством.
В целом, древнегреческие ученые внесли огромный вклад в развитие политической науки и политико-правовых принципов.
Они установили зависимость более хорошей формы организации власти от реализации политическим режимом главных общепризнанных мерок справедливости, основ гражданской свободы и норм формального равноправия.
Модель организации государственности в Античной Греции в основных чертах была заимствована Римской республикой. Древнеримский мыслитель Полибий (203-102 гг. до н.э.) считал, что государственная власть в Риме была поделена между Сенатом, консулами и народом .
Следует отметить, что древние ученые вкладывали в понятие «разделение властей» иной смысл.
Прежде всего, они имели в виду принцип равного участия заинтересованных лиц в управлении государством .
Нельзя недооценивать древние политико-правовые мысли, которые оказали видимое воздействие на мыслителей Нового времени.
Например, теория естественного права, которая стала фундаментом для концепции разделения властей, берет своё начало именно в древности.
Политическая ситуация в Европе к началу XVIII века характеризовалась борьбой третьего сословия и других социальных слоев за политическую свободу .
Для осуществления своих целей, одним из необходимейших условий было ограничить власть монарха и в будущем не позволить сосредоточение власти в одних руках.
Появление доктрины разделения властей в современном осознании связывают с фамилиями 2-ух знаменитейших философов: Джон Локк и Шарль Монтескье.
В работе «Два трактата о правлении» (1689 г.) Джон Локк (1632-1704 гг.) выделяет три ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную.
Ученый отдавал пальму первенства законодательной власти. «Законодательная власть - это та власть, которая имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов».
Подробнейшим образом Локк описывал принципы функционирования этой ветви власти, а также указал пределы ее полномочий :
Рисунок 1 Пределы полномочий законодательной власти
Исполнительная власть включает в себя две - исполнительную, которая отвечает за исполнение законов внутри государства и федеративную, по сути, власть в области внешних сношений .
В Российской империи Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839 гг.) проявлял большой интерес к теории разделения властей. В своем «Введении к уложению государственных законов» (1809 г.) он развивал эту теорию с целью найти ей практическое назначение в нашей стране, а именно ограничить самодержавие.
М.М. Сперанский предлагал «троякий порядок сил установления». Одно из них «должно действовать в образовании закона, другое – в исполнении, третье – в части судной.
Разум всех сил установлений может быть различен» .
Российский ученый мыслил о двух путях устройства самодержавной власти. Первый путь предполагал ограничение монархии посредством внешних форм закона, при этом в большей части оставляя привилегии за монархом .
Михаил Михайлович Сперанский отдавал предпочтение варианту второму, так как, по его мнению, он более действенный, он реально ограничивал самодержавную власть и обеспечивал стабильность, был основой для дальнейшего усовершенствования законодательства.
Становлению системы единой государственной власти способствует взаимодействие ее ветвей .
Такое взаимодействие имеет несколько форм, в том числе :
Рисунок 2 Формы взаимодействия
Таким образом, судебная власть осуществляет контроль за решениями государственных органов. Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что несмотря на существующие формы взаимодействия ветвей государственной власти, каждая из них обладает достаточно самостоятельна. На настоящий момент нет единого мнения о том, как должны соотноситься между собой ветви государственной власти. Закрепленный в статье 7 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей пока не удалось реализовать в полной мере.
1.2. Теория разделения властей в российской истории и государственно – правовой науке
Только уравновешивая каждую из властей с двумя другими, можно остановить и обуздать стремление человеческой природы к тирании и сохранить любую степень свободы в конституции .
Балансы
Как указано в Конституции, власть сбалансирована между тремя ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной), причем каждая ветвь имеет свои собственные отдельные функции и ответственность.
Когда власть сбалансирована, ни один рычаг не обладает полной властью и не обладает такой большой властью, чтобы проверки могли быть отменены.
Проверки
Проверки - это механизмы, которые ограничивают или не дают одному лицу или ветви власти стать слишком могущественными и способными превысить свои конкретные полномочия. Проверки позволяют каждой ветви власти пересматривать, критиковать или отменять действия двух других ветвей. Сообщество, через средства массовой информации и активное и постоянное участие граждан, также является еще одной проверкой власти.
Каковы конкретные системы сдержек и противовесов в каждой ветви власти?
1. Судебная Власть
Судебная система включает в себя судей и суды. Роль судебной власти заключается в толковании закона и вынесении решения о том, применим ли закон в отдельных случаях. При вступлении в должность судьи приносят следующую присягу:
поступать правильно по отношению ко всем людям в соответствии с законом, без страха или благосклонности, привязанности или недоброжелательности
Во-первых, судебная власть назначает судей для всех людей и обеспечивает равное отношение ко всем в соответствии с законом, независимо от их статуса или ранга. Они отправляют правосудие честно и открыто. Суды беспристрастны. Они принимают решения в соответствии с законом, а не под внешним политическим давлением, личными, моральными или политическими взглядами .
Как отметил бывший судья Верховного суда Австралии Хейдон, судебная система является: независимым арбитром, не затронутым личными интересами или партийным долгом, применяющим набор принципов, правил и процедур, имеющих объективное существование и действующих в соответствии с любым другим органом государства и любым другим источником власти, и обладающий определенной независимостью от гнева недовольных правительств или других групп .
Суды независимы от исполнительной и законодательной властей. Судебная власть имеет право отменять законы, принятые Законодательной властью, и объявлять действия исполнительной власти незаконными. Судебный контроль гарантирует, что другие ветви власти подотчетны в соответствии с законом и не имеют права принимать законы, которые могут быть неконституционными (и, следовательно, недействительными и неисполнимыми), а также вести себя незаконно.