Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития творческого воображения в дошкольной педагогике важна, потому что этот психический процесс является составной частью любой творческой деятельности ребенка и его поведения. Творческое воображение детей имеет большой потенциал для реализации ресурсов комплексного подхода к обучению и воспитанию.
Эта проблема до сих пор вызывает споры и является одной из наименее развитых в психологии детства.
Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Е. И. Игнатьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и другие в своих исследованиях отмечают, что воображение является не только условием для эффективного усвоения детьми новых знаний, но и условием для творческого преобразования знаний ребенка, оно способствует саморазвитию личности, то есть существенно определяет эффективность образовательной деятельности в ДОУ. Изобразительная деятельность дошкольников открывает огромные возможности для развития творческого воображения.
Воображение и фантазия – самые важные аспекты в жизни ребенка, без воображения невозможно освоить какую-либо программу. Это высшая и необходимая человеческая способность. В то же время именно эта способность требует особой заботы с точки зрения развития. А воображение очень интенсивно развивается в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение не развито, то впоследствии происходит быстрое снижение активности этой функции. Наряду со снижением способности к воображению обедняется личность детей, снижаются возможности развития творческого мышления, снижается интерес к изобразительной и творческой деятельности. Для эффективности развития творческого воображения у детей необходима особая организация изобразительной деятельности.
Многие исследователи, такие как Т. Рибо, Л.С. Брушлинский, А.В. Выготский, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн и другие, отмечали важность воображения и фантазии в деятельности ребенка [1, 3, 4, 7, 25].
Л.С. Выготский писал: «Лучше всего развивается творческое воображение в более понятном и интересном для детей занятии. Одним из таких занятий является лепка» [4].
Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина отмечают значение лепки в развитии дошкольников: «Лепка – одно из самых интересных занятий для дошкольников, оно вызывает положительные эмоции. С помощью лепки у дошкольников развиваются творческие способности, художественный вкус, умственные способности, мелкая моторика. При передаче формы дошкольник работает руками, пальцами, благодаря чему развивается речь» [14].
При этом педагоги искали и описывали наиболее эффективные педагогические условия формирования творческого воображения на занятиях сюжетной лепки.
Цель исследования: теоретически и экспериментально доказать эффективность сюжетной лепки как средства развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Чтобы достичь цели сформулировали следующие задачи:
1. Изучить понятие творческого воображения на основе обзора психолого-педагогической литературы.
2. Рассмотреть возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
3. Изучить развитие творческого воображения старшего дошкольника на занятиях сюжетной лепки.
4. Выявить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
5. Подобрать и организовать занятия по сюжетной лепке, направленные на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.
6. Экспериментально проверить эффективность сюжетной лепки в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: творческое воображение.
Предмет исследования: процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста на занятиях сюжетной лепки.
Методы исследования:
- теоретические методы: обзор психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого воображения старших дошкольников на занятиях сюжетной лепки;
- эмпирические методы: эксперимент.
Методологическая основа исследования: положения Л по проблеме развития творческого воображения в дошкольном возрасте Л.С. Выготского и Т. Рибо [1, 4]; положение О.М. Дьяченко о развитии творческого воображения на основе материалов решения воображаемых задач [6]; положение Е.В. Заика о положительном влиянии лепки на психику ребенка [8].
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и организована работа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях сюжетной лепки. Результаты опытно-экспериментального исследования могут быть использованы педагогами в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная база: МБДОУ «Детский сад № 50» г. Омска. В эксперименте приняли участие дошкольники подготовительной группы «Ромашка» в количестве 20 детей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ СЮЖЕТНОЙ ЛЕПКИ
1.1 Понятие творческого воображения в психолого-педагогической литературе
В настоящее время изучению развития творческого воображения дошкольников посвящено большое количество работ педагогов и психологов.
Понятие воображение определяется как психический процесс создания новых образов на основе ранее принятых. Воображение – это отражение реальности в новых необычных сочетаниях и связях. Восприятие и мышление занимают промежуточное положение между мышлением и памятью [13, с. 48].
Изучением творческого воображения занимались многие ученые – исследователи в области психологии – Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн; в области педагогики – А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и другие.
В литературе существуют различные определения понятия «творческое воображение».
По мнению С.Л. Рубинштейна, воображение связано со способностью и необходимостью человека создавать новое. Это важная часть любой деятельности человека в области творчества (художественной, музыкальной, научной и т.д.). Воображение всегда связано с практической деятельностью человека. Прежде чем что-либо создавать, человек сначала представляет себе, что нужно сделать и как он это сделает [25].
С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение – это отход от прошлого опыта, это трансформация настоящего и генерация новых образов на этой основе». С помощью воображения человек может заглянуть в своё будущее или прошлое и посетить несуществующие миры [25, с. 56].
Изначально воображение рассматривалось как один из творческих процессов в рамках общих понятий психического развития ребенка. Таким образом, представители классического ассоцианизма исследовали творческие процессы по их механизмам. T. Рибо рассматривал воображение как создание новых ассоциаций.
«Каждое изобретение», – говорит Т. Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем оно стало сильнее, осуществившись фактически, оно было объединено только воображением – постройкой, построенной в уме с помощью новых комбинаций или пропорций» [1, с. 236].
По словам Т. Рибо, механизм воображения – это диссоциация – операция по разделению рядов состояний сознания – ассоциация – их комбинация. Творческое воображение, по его мнению, функционирует в условиях единства ассоциативных и диссоциативных операций. Это единство проявляется в одном из закономерностей, порождающих новые объединения – ассоциациях сходства. Т. Рибо писал: «Ассоциация сходства предполагает смешанную работу ассоциации и диссоциации: это активная форма. Поэтому это основной источник материалов для творческого воображения» [1, с. 347].
Первые проявления воображения автор относил примерно к 3 годам, при этом подчеркивая, что воображение ребенка не богаче воображения взрослого, а лишь оно опережает развитие мышления.
А. В. Петровский пишет: «Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности» [23, с. 176].
Большой вклад в теоретические и экспериментальные исследования проблем, связанных с творческим воображением, внесли отечественные ученые, среди которых видное место занимают Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн. Поэтому для выявления общей тенденции в современной теории творчества к такому феномену, как воображение, необходимо учитывать мнения и выводы этих выдающихся ученых.
Задачами творческого воображения являются выявление возможных результатов действий, направленных на открытие или создание новых предметов, явлений, ситуаций. Творческое воображение в наиболее яркой форме проявляется в творчестве художников, писателей и т.д. Но творческое воображение необходимо каждому человеку [18].
В.С. Мухина пишет: «В творческом воображении мы создаем представления, руководствуясь только теми целями, которые ставим перед собой, и эти представления отличаются своей оригинальностью и реалистичностью. Оригинальность творческого воображения – это степень новизны, несходства с уже известным. Реалистичность определяется тем, насколько близко представление, создаваемое воображением, к реальности. Различия в яркости представлений также сохраняются для творческого воображения. Результаты творческого воображения не могут быть оценены сами по себе, вне той деятельности, которой они служат» [18].
В современной литературе педагогики и психологии теория формирования творческой деятельности рассматривается в тесной связи с развитием всех психических процессов и, прежде всего, творческого воображения.
Л.С. Выготский, исследуя особенности воображения детей, пишет: «Во всех сферах деятельности продукты творческого воображения относятся только к зрелой фантазии, то есть воображению, которое достигает полной зрелости у взрослого человека. У детей «не только материал, из которого строится воображение, беднее, чем у взрослых, но и характер сочетаний, прилагаемых к этому материалу, намного ниже, чем у взрослых»» [4, с. 128].
Формирование воображения детей подчинено общим закономерностям развития этого процесса, но имеет свои особенности. По мнению Л.С. Выготского, каждый период детства имеет свою собственную форму творчества. Исследователь отмечает тот факт, что в своём развитии творческое воображение постепенно переходит от элементарных форм к сложным, от простых произвольных комбинаций к логически обоснованным.
Л. С. Выготский выделил четыре формы, связывающие творческое воображение с реальностью:
1. Воображение основано на опыте, из элементов действительности создаётся новое. «Чем богаче опыт человека, тем больше материала имеет его воображение».
2. Воображение является средством для расширения опыта. Это «высшая форма связи» воображения с реальностью и возможна «только благодаря чужому или социальному опыту».
3. Эмоциональная связь, которая проявляется двумя способами:
- воображением управляет эмоциональный фактор – внутренняя логика чувств, «чувства влияют на воображение». Это «самый субъективный, самый внутренний вид воображения»;
- воображение влияет на чувства, проявляется «закон эмоциональной действительности воображения».
4. «Воображение становится реальностью», когда оно «воплощается» и начинает в действительности существовать в мире и влиять на другие вещи [4].
Процесс творческого воображения изучают О.М. Дъяченко, А.Н. Леонтьевым, С.В. Погодина и другие. Их исследования подчеркивают идею о том, что творческое воображение связано со значительной новизной и неопределенностью когнитивного состояния, решение которого предполагает неограниченное разнообразие возможных методов [7, 13, 24].
Н.А. Ветлугина характеризовала творческое воображение, как «самостоятельное создание новых образов, входящих в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, результатом которой являются оригинальные и ценные продукты. Это воображение писателя, художника, музыканта, изобретателя и т. д.» [27].
К основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относят:
1) оригинальность выполнения детьми творческих заданий;
2) использование реструктурирования изображений, при которой изображения одних объектов используются в качестве деталей для построения других [20].
Особой формой воображения, как отмечает А.В. Петровский, является мечта. Мечта позволяет планировать будущее и организовывать свое поведение для реализации в жизнь. Человек не мог бы представить себе будущее (то есть то, чего не существует) без воображения, без умения построить новый образ. Кроме того, мечтание – это всегда процесс воображения, направленный не только на будущее, но и на желаемое будущее [23].
Ещё одним видом творческого воображения является фантазия. Желаемое будущее здесь не имеет прямого отношения к настоящему. Образы фантазии включают в себя сказочные и научно-фантастические образы. В фантазии представлены предметы и явления, которых нет в природе. По мнению В.А. Крутецкого, и сказки, и фантастика являются результатом творческого воображения. Однако авторы не видят способов достичь того, что рисует их воображение [12, с. 129].
Работы О.М. Дьяченко посвящены воображению как одной из универсальных творческих способностей. Эти труды позволяют глубже осмыслить и специфику детского изобразительного творчества, и некоторые подходы к руководству им.
О.М. Дъяченко выделяет семь основных механизмов творческого воображения, обладающих эффективным и преобразующим характером:
1) типизация (создание целостного образа синтетической природы);
2) комбинирование (анализ и синтез элементов действительности);
3) акцентирование (выделение, заострение тех или иных черт, особенностей объектов);
4) преувеличение или преуменьшение предметов и явлений;
5) конструкция (создание общего целого по частям);
6) агглютинация (сочетание неоднородных свойств действительности);
7) ассимиляция (использование аллегорий и символов) [6].
В общем, можно сказать, что творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условный образ. В процессе творческого воображения человек самостоятельно создает новые образы и идеи, ценные для других людей или общества в целом и воплощённые в оригинальных продуктах деятельности [9, с. 156].
Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, особенностей психического развития, индивидуальных особенностей личности (устойчивости, направленности сознания и мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей общения; степени реализации самого себя и оценки собственной деятельности; особенностей характера и темперамента), и, самое главное, от развития процесса обучения и воспитания [2].
В результате теоретического исследования была проанализирована психолого-педагогическая литература, мы изучили понятие творческого воображения и пришли к выводу, что это довольно сложный психический процесс.
Однако все авторы сходятся во мнении, что главной и существенной характеристикой творческого воображения является способность человека создавать новые образы путем переработки полученного в прошлом материала восприятия и представления.
В своей работе мы опираемся на определение А.А. Мелик-Пашаева, который рассматривает творческое воображение как способность ребенка предоставлять свои внутренние впечатления в виде образов, «воображать» их и создавать чувственно воспринимаемый выразительный образ (словесный, звуковой, живописный, пластический) в материале и языке конкретного вида искусства [16].
Творческое воображение при создании художественного продукта имеет следующие особенности:
1. Эффект новизны, уникальности образов. Продуктивный характер в отличие от репродуктивного воображения.
2. Яркость образов. Даже самые фантастические «нереальные» образы приобретают «достоверность», «реалистичность» в художественном творчестве.
3. Результат процесса эмоциональности и творческого воображения.
4. Связь с художественным материалом, с системой художественного языка. Образ воображения «требует» своего воплощения, иногда «диктует» материалы и средства.
5. Специфическая и обобщенная особенность творческого воображения состоит в том, что образы, идеи, которые «трансформируются» и создаются воображением, всегда одухотворяются.
Фрагмент для ознакомления
3
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Болезни личности. Опыт исследования творческого воображения. [Электронный ресурс] // Психология чувств URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003619067/.
2. Виды лепки в детском саду [Электронный ресурс] // Страна детства. URL: http://stranadetstva.ru/dekorativnaya-i-syuzhetnaya-lepka-v-detskom-sadu.
3. Воображение и творчество [Электронный ресурс]. – URL: https://lektsii.org/6-44413.html.
4. Воображение в детском творчестве [Электронный ресурс]. – URL: https://reallib.org/reader?file=589579&pg=3.
5. Глебова, И.Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки / И.Ю. Глебова // Молодой ученый. – 2013. – № 32. – С. 31-34.
6. Дьяченко, О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1980/802/802107.htm.
7. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника: – М.: Просвещение, 2008.
8. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. – 2003. – № 2. – С.16-20.
9. Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество [Текст]: метод. пособие для специалистов дошкол. образоват. учреждений / Т.Г. Казакова. – М.: Карапуз, 2013. – 192 с.
10.Кружецкий, В.А. Психология. – М.: Просвещение, 2015.
11. Комарова, Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М.: Просвещение, 2014.
12. Крутецкий, В.А. Психология [Текст] /В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2006. – 278 с.
13. Леонтьев, А. Н. О развитии воображения [Текст] А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособ. для студентов / Сост. Л.М. Семенюк; ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 2014. – С. 46 –55.
14. Лепка в детском саду. [Электронный ресурс] – URL: https://vk.com/doc3260116_450382377?hash=SqyAelS6aV1reeRV1TYv1XSF86ZMfdOofzEEPzXGFm0&dl=gigzUuXqZrcZA5O4H33pLieyOmWEVlmqs3xahoQPrrg
15. Лошкарева, О.Н. «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста». Курс лекций: учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2018. – 119 с.
16. Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Просвещение, 2014.
17. Методика обучения изобразительной деятельности [Электронный ресурс] – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001133407.
18. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Просвещение, 2014.
19. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р. С. Немов – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001 – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 1997, – С.260 – 271.
20. Об основных направлениях развития воображения у детей [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. URL: https://studfile.net/preview/4017034/.
21. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Наука, 2014.
22. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
23. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности [Текст] / В. А. Петровский. – М.: Горбунок, 2013. – 199 с.
24. Погодина С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
25. Рубейштейн, С.Л. Основы общей психологии. – М.: Просвещение, 2016.
26. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Педагогика, 2015. – 236 с.
27. Художественное творчество и ребенок / Под ред. НА. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2012.