Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В теории публицистики существует много работ, посвященных
процессу создания журналистского текста. Одни авторы делают акцент на индивидуальных
качествах журналиста, особенностях его психологии, общей эрудированности. Другие опираются
на технологические приемы создания текста, так называемый «журналистский инструментарий».
Основными характеристиками журналистского произведения как типа текста, которые мы
принимаем за систему координат, являются его тема, идея, фактологические и
культурологические элементы структуры (элементарные выразительные средства), композиция и
монтаж (средства организации текстового пространства), лексико-стилистическое оформление
коммуникативного замысла автора. Все они отмечены спецификой, которая и делает текст
именно журналистским.
Глава 1.Творческая свобода, самореализация и ответственность журналиста
1.1.Выбор направления работы журналиста как проявление самореализации
Взаимодействие с источниками информации является очень важной частью профессиональной
деятельности журналиста. Журналист всегда работает с источниками информации, при создании
любого материала. Он собирает данные, перерабатывает их и создает новый контент.
3
От профессиональных навыков журналиста в сфере сбора информации у источника зависит
конечный результат и успех. К примеру, составляющими успешного сбора информации в
интервью являются:
умение улавливать перемены в настроении собеседника,
умение задавать вопросы, на которые нельзя ответить односложно,
использование приема имитации - сначала разговор на отвлеченную тему, затем плавный
переход на истинную цель беседы,
умение задавать вопросы в правильном порядке, вовремя .
Профессионально-этические нормы взаимодействия журналиста с источниками информации
сформированы и приняты журналистским сообществом. Но, несмотря на это, нарушения этих
норм происходят регулярно. В чем причина нарушений? Отношения журналиста с источником
информации предполагают, прежде всего, добросовестность, то есть верное и аккуратное
исполнение своих обязанностей, использование легальных и этически допустимых методов
получения информации, а также тщательная проверка сведений, полученных в результате
взаимодействия с источником. Отсюда вытекает одна из основных причин нарушений
профессионально-этических норм: недобросовестность или халатность. Эту причину выделяет
исследователь Д.С. Авраамов . При работе с документами журналист может либо исказить
исходную информацию (например, сделав извлечение из документа, вырвав информацию из
контекста), либо нарушить авторское право. Или же использовать непроверенные документы,
либо не имеющие юридической силы (если речь идет об официальных документах). При работе с
людьми также очень часто происходят нарушения профессионально-этических норм: ведение
аудио- или видеозаписи без предварительного уведомления и согласия источника; провокации с
целью выяснения реакции общества или отдельно взятого человека; угрозы и запугивания;
покупка информации; ссылка на источник без его предварительного согласия; обнародование
личной информации без предварительного согласия; искажение информации, предоставленной
источником. Чтобы этого не происходило, существует ряд стандартов, на которые стоит опираться
журналисту при работе с источником информации:
получать информацию только законными способами,
уважать право людей на отказ от предоставления информации,
указывать в публикации источник, кроме тех случаев, когда необходимо сохранить его в тайне,
хранить профессиональную тайну,
сохранять оговоренную заранее конфиденциальность.
Тема журналистского произведения - всегда конкретная реальная ситуация, восходящая к более
широкой масштабной проблеме общества. Она может быть позитивной, проблемной и
аномальной, что позволяет создавать как положительные, так и критические материалы.
Различают три типа ситуаций:
1. позитивные ситуации (и тогда рождаются материалы, которые принято называть
положительными).
2. проблемные ситуации (ложатся в основу проблемных аналитических публикаций).
3. конфликтные ситуации (вызывают остро критические выступления, в том числе в
сатирической форме) .
4
Специфические черты журналистского произведения как особого информационного продукта
заключаются главным образом в следующем: авторство персональное, но представление
коллективное. Цель и ответственность - общие. Даже если в выходных данных издания
содержится заявление редакции, что её «мнение может не совпадать с мнением авторов», это
несовпадение никогда не будет конфликтным для партнерской пары «автор - редакция».
До тех пор, пока произведение не обнародовано, оно как бы не существует и за него не отвечает
ни одна редакция. Если же редакционный коллектив принимает этот продукт и выпускает в свет,
следовательно, форма и содержание произведения совместимы с концепцией этого СМИ.
Говоря о журналистском произведении, мы говорим о результате персональной творческой
деятельности, распространяемом на законных основаниях через коллективные структуры и
воссоздающем реальность с целью обеспечения права общества на знание правды или хотя бы
получение исчерпывающей, пусть и противоречивой информации».
1.2.Работа с информацией как форма свободы журналистского творчества
Выбор темы, прояснение замысла, нащупывание идеи и структурно-композиционного решения,
то есть: о чем? зачем? и каким образом? - эти творческие проблемы стоят перед журналистом
ежедневно, даже если является вольным обозревателем, ведет давно сложившуюся авторскую
передачу, пишет авторскую колонку в газету или готовит проблемную статью. Жанрообразование
- процесс неизбежный и повторяющийся каждый раз, когда журналист начинает работу над
новым произведением, даже если он специализируется на чем-то уже определенном (на
интервью или обзорах, очерках или заметках и т.д.) .
Новость - это информация, которая вызывает у людей определенную реакцию. Они понимают, о
чем идет речь, и могут оценить важность этой информации, сравнив её с данными вчерашнего
или позавчерашнего дня, с тем, что происходило здесь год назад. Информация подразделяется на
несколько типов:
• Абстрактная информация (дает общее представление о проблеме и участниках);
• Текущая информация (дает представление о каждом конкретном моменте изменяющейся
ситуации);
• Конкретная информация (отвечает на определенные вопросы);
• Косвенная информация (подтверждает или опровергает некие предположения);
• Оценочная информация (субъективная оценка ситуации) .
От других творческих разновидностей журналистское творчество, как считают многие
профессионалы, отличает еще полное игнорирование вдохновения. Журналистское произведение
зачастую рождается по плану редакции, по графику выпуска очередного номера или подготовки
передачи.
Глава 2.Идея журналистского произведения как выражение творческой свободы
2.1.Содержание и формирование идеи журналистского текста
Под идеей понимают главную мысль произведения, в которой воплощается авторское «открытие»
- достигнутое им понимание предмета и цели повествования, представляющее собой для
5
аудитории определенную ценность. её характерной чертой является то, что она всегда содержит
две составляющие: опорную и рабочую идеи текста.
Рабочая идея всегда имеет побуждающий, направляющий характер, как бы подсказывая адресату
информации, что нужно делать в свете полученного сообщения.
Опорная идея – это «информация о системе ценностей, на которые опирается журналист,
интерпретируя происходящее». То есть идея – это отношение автора к явлению, которое он
рассматривает .
Замысел возникает из опыта и жизненного кредо, из наблюдений и пристрастий, из актуальной
жизни, из подсказки коллег и указаний редактора, из нелепого случая, из развивающихся
представлений самого автора о мире. Все теоретики и практики сходятся на том, что лучшая
ситуация, когда журналист работает в СМИ, концепция которого совпадает с его собственными
внутренними установками. Тогда рождению материала не мешает внутреннее сопротивление.
Наоборот, редакционный план (наличествующий в каждом сложившемся издании) не
препятствует личным планам журналиста, а субъективные помехи не являются катастрофичными.
В противоположном случае (например, работая во многих редакциях с исключительной целью
заработать) журналист подстраивается под чужую музыку, и тогда замысел ему «спускают» в виде
задания. Но даже если получен конкретный заказ, совсем проскочить стадию замысла
невозможно, потому что надо непременно увидеть, вообразить будущее произведение сначала в
самых общих чертах, представить себе его смысл, нащупать интонацию, направление, вообразить
конкретного читателя (кроме редактора отдела) или зрителя. Только после этой предварительной
внутренней работы можно переходить к конкретизации .
При конкретизации идеи автор отвечает себе на вопрос: в каком ракурсе и какими средствами
будет изображено задуманное. Есть сюжеты, застандартизованные мировой практикой, и есть
уникальные события. В обеих крайностях творчество присутствует, хотя и в разных пропорциях.
Например, отчет о показе модной коллекции стандартно содержит в себе проходы моделей по
подиуму плюс закадровый текст об авторе демонстрируемой коллекции. Выйти за границы такого
отчета почти невозможно, особенно в оперативно-новостной работе. Однако если задача
поставлена в аналитическом ракурсе, а тем более в художественно-публицистическом, то в
зависимости от целевой аудитории СМИ журналист смещает фокус. Анализ конкретного показа
может соединиться с ретроспекцией, дается визуальный ряд, напоминающий зрителю о прежних
находке этого модельера; возможны рассуждения о современных тенденциях в производстве,
например, одежды или обуви. В публицистике может появиться авторское размышление о связи
вкусов людей с климатом и местом проживания, уровнем доходов, историческими традициями и
другими факторами, вдобавок - обязательно - оценка, мнение, личный взгляд журналиста на
предъявленные и сгруппированные им факты и явления.
2.2.Взаимосвяь идейных и жанровых характеристик журналистского текста
Журналистское отображение действительности включает в себя, с одной стороны, характер
понимаемых журналистом социальных фактов, систему аргументации (содержательный уровень
текста), а с другой - способ сопоставления и предъявления фактов и мнений адресату (уровень
формы) Собственно в жанрообразовании, т.е. в процессах дифференциации жанров и
распределении их на группы, определяющую роль играют не столько когнитивные методы
(эмпирические и теоретические), сколько творческие. Разумеется, когда ключевые характеристики
текста возникают как результат применения какого-либо метода познания, жанровая
конфигурация «корректируется» степенью «развернутости» использования данного метода при
моделировании предмета. Невозможно подготовить репортаж, не обратившись к методу
6
наблюдения и методу анализа, а обозрение - без использования метода проработки документов
и метода классификации. Однако репрезентировать таким образом полученные сведения об
особом предмете позволяют также корреспонденция и, соответственно, комментарий. Значит,
текстуализацию потенциального диалога с аудиторией в определенном жанре, что подразумевает
выполнение конкретных функций, обеспечивают творческие методы. С помощью их особого
набора журналист и выстраивает свое понимание освоенного социального действия, т.е.
собранный и интерпретированный жизненный материал.
Выделяют основные используемые в журналистике творческие методы:
• констатация (указание на социальное явление);
• описание (воспроизведение социальных явлений в комплексе их предметно-чувственных
характерных деталей);
• повествование (воспроизведение социальных явлений через обозначение ключевых
моментов их протекания);
• характеристика (резюмирующая репрезентация социального явления со стороны его
сущности);
• объяснение (репрезентация скрытых сторон социального явления через установление
причинно-следственных связей в его развитии);
• рассуждение (восстановление хода анализа социальных явлений и итоговое
умозаключение);
• типизация (обобщенная репрезентация сведений о социальных явлениях в виде условных
«картин» и художественных образов) .
Базовым для журналистских жанров творческим методом выступает констатация. А во всех
разновидностях заметки она (помимо повествования) - главный инструмент моделирования
действительности и организации диалога с адресатом. Вообще, чем сложнее метод - тем сложнее
жанр. Например, типизация определяет поэтику только художественно-исследовательских
жанров - эссе, очерка, фельетона. При этом набор специфических для жанра методов может быть
как редуцированным, так и полным. Если методическая основа обозрения как аналитического
жанра - объяснение, повествование и характеристика, то фельетон фундирован всей системой
творческих методов.
Заключение
Обобщим основные выводы по итогам исследования:
1. Основные преимущества журналистики данных: фильтрация потока данных (раньше
информация была в дефиците, и журналисты все силы тратили на ее поиск, теперь все наоборот);
новый подход к созданию материалов (журналистика данных суть не только новый подход, но и
огромное количество техник); средство борьбы с асимметричностью информации (то есть с
невозможностью проникнуть в суть информации и обработать ее из-за высокой скорости и
огромных объемов); ответ на создаваемый при помощи информации; возможность по-новому
интерпретировать официальную информацию, возможность работать с «лавиной информации», а
также возможность увидеть привычные вещи под новым углом.