Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Понятие скоростно-силовых качеств и способностей 6
1.2. Средства и методы развития скоростно-силовых качеств 9
1.3. Психолого-физиологические особенности школьников подросткового возраста 14
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 30
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
3.1.Результаты исследования 37
3.2. Обсуждение результатов исследования 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема данного исследования на сегодняшний день является достаточно актуальной. Актуальность темы работы обусловлена тем, что постоянно возрастающее значение физической культуры и спорта в жизни нашей страны и стремительный рост спортивных результатов требуют дальнейшего развития массового юношеского спорта и целенаправленной подготовки резерва для сборной команды страны. Поиск молодых талантливых футболистов и осуществление тщательно продуманной их подготовки становятся главными задачами спорта. Наиболее важным в подготовке спортсменов высокого класса является физическая подготовка. Физическая подготовка футболистов имеет свои характерные особенности в сравнении с другими видами спорта.
Скоростно-силовые качества являются одними из основных у футболистов. В настоящие время специалисты в области велоспорта пришли к выводу, что высокие результаты футболистов возможны лишь при разносторонней подготовке.
Физическое состояние в футболе тесно связано со специализацией спортсмена. По мнению А.И. Шамардина, «…разносторонняя физическая подготовка порой недооценивается, для физической подготовки часто пользуются лишь узким кругом физических упражнений данного вида спорта…» [18]. Автор считает, что, односторонняя направленность физической подготовки, не способствует достижению высоких спортивных результатов, а в отдельных случаях может причинять ущерб здоровью спортсмена
При выборе средств и методов тренировочного процесса необходимо учитывать, что в реальной практике футбола имеют место смешанные формы проявления физических качеств, в том числе и скоростно-силовые способности.
В процессе анализа научно-методической литературы было определено, что использование только соревновательного упражнения не дает возможности целенаправленно воздействовать на отдельные факторы, индивидуально лимитирующие совершенствование спортивного мастерства. Поэтому специальная подготовка квалифицированных спортсменов должна быть в большей степени ориентирована не на накопление двигательного потенциала, а на его реализацию в условиях соревновательного упражнения.
Таким образом, были выявлены противоречия, которые определили проблему исследования: с одной стороны значение специальной физической подготовки в футболе является неоспоримым, а с другой вопрос особенностей СФП спортсменов 10-12 лет в научно-методической и специальной литературе раскрыт не в полной мере.
Гипотеза: Предполагается, что включение игрового метода в развитии скоростно-силовых способностей у футболистов 10-12 лет позволит сформировать широкий круг двигательных умений и навыков, будет способствовать лучшему дальнейшему освоению основ техники по виду спорта футбол, а также поможет всестороннему гармоничному развитию физических качеств и укреплению здоровья детей.
Объект исследования: тренировочный процесс футболистов 10-12 лет.
Предмет исследования: скоростно-силовая подготовка футболистов 10-12 лет.
Цель исследования: разработка и обоснование методики, направленной на повышение скоростно-силовых качеств футболистов
Для достижения цели в процессе исследования были сформулированы и решались следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретические основы проблемы исследования..
2. Разработать комплекс упражнений для повышения эффективности процесса скоростно-силовой подготовки футболистов 10-12 лет.
3. Обосновать эффективность разработанного комплекса упражнений ля повышения эффективности процесса скоростно-силовой подготовки футболистов 10-12 лет.
Методы исследования:
1. Анализ специальной литературы по теме исследования.
2. Контрольные тесты.
3. Математическая обработка полученных данных.
4. Графическая обработка полученных данных.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в научном обосновании значимости рассматриваемой проблемы. Полученные результаты являются теоретико-методологическим основанием для разработки путей и способов совершенствования спортивного мастерства футболистов.
Практическая значимость работы заключена в возможном использовании результатов исследования, как в консультативной практике, так и в процессе преподавательской деятельности. Также практическая значимость работы заключена в разработке рекомендаций испытуемым по итогам тестирования. Материалы работы могут быть использованы следующими категориями лиц:
- тренерами в ходе разработки программы тренировок для спортсменов, занимающихся футболом;
- студентами для подготовки к практическим и семинарским занятиям.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, список используемых литературы (источников).
Основной текст работы изложен на 48страницах.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие скоростно-силовых качеств и способностей
Скоростно-силовые качества с успехом занимают особенное место в развитии двигательных возможностей спортсмена в различных видах спорта, в том числе и в футболе.
Далее дадим дефиницию скоростно-силовыми качества. Скоростно-силовые качества - возможность индивида, в проявлении силы и высокой скорости одновременно.
В случае, когда речь идет о развитии данной способности у спортсменов -футболистов, это приведет к достижению наивысших и стабильных спортивных результатах [6,9].
Скоростно-силовые возможности индивида - способность проявить максимальную силу в минимальный промежуток времени будет называться «взрывной силой». При максимально высоком ускорении при движении в кратчайшее время с максимальным мышечным напряжением преодолевается сопротивление. Развитость рассматриваемых способностей дает возможность в наибольшей степени увеличить уровень скоростно-силовой подготовки спортсмена.
Кроме этого, имеется большое разнообразие специфичных факторов, помимо различных способностей скоростно-силовых возможностей человека, к примеру, реактивные свойства мышц атлета [2,8].
Формирование скоростно-силовых качеств должно соотноситься с адекватной работой мышц в процессе выполнения упражнений.
По мнению многих авторов целесообразнее выделять как самостоятельный вид тренировки скоростно-силовую подготовку, под которой следует понимать совокупность методов и средств комплексного развития быстроты и силы.
Более подходящее мы полагаем, в настоящем исследовании будет дефиниция «скоростно-силовые способности» Л.Д. Назаренко. Под скоростно-силовыми способностями он понимает такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при котором значительная
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аль Рубайе Нухад Х Аббас. Влияние силы тяжести на способность к дифференцировке мышечных усилий у футболистов / Аль Рубайе Нухад Х Аббас, М.А. Правдов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 10 (128). С. 12-16.
2. Ашибоков М.Д. Футбол: учебное пособие /М.Д Ашибоков. - Майкоп: изд-во АГУ, 2015. 28с.
3. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика Москва: Академия, 2006. 528с.
4. Варюшин В. В. Тренировка футболистов 14-15 лет [Текст] : учеб. пособие / В. В. Варюшин.- М. : Кнорус, 2013. 272 с.
5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Советский спорт, 2014. 352 с
6. Гридасова, Е. Я. Основные принципы выбора специальных легкоатлетических упражнений // Совершенствование системы подготовки легкоатлетов: Сб. науч. тр. каф. легкой атлетики РГАФК. М.: РИО РГАФК, 1996. С. 29-37.
7. Губа Д. В. Развитие скоростно-силовых способностей // Физ. культура в шк. 2012. № 5. С. 59–61.
8. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте Москва: Академия, 2005. 272с.
9. Кудрицкий В.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка Брест: БГТУ, 2005. 276 с.
10. Курцевич, Т.Ю. Общие основы теории и методики физического воспитании. Киев, 2003. -407 с.
11. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты : учебник для вузов физической культуры Москва : Советский спорт, 2010. 340 с..
12. Назаренко Л.Д. Прыгучесть как двигательно-координационное качество / Л.Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. – 2015. №4. С. 23-26.
13. Рябинин С.П., Шумилин А.П. Скоростно-силовая подготовка в спортивных единоборствах. Красноярск: Институт естественных и гуманитарных наук СФУ, 2011. -153 с.
14. Скворцова М.Ю. Методика проведения занятий по физической подготовки баскетболистов Кемерово, 2007. 111 с.
15. Филин В.П. Скоростно-силовая подготовка спортсменов. М.: Физкультура и Спорт, 2012.-113 с.
16. Шамардин А.И. Оптимизация функциональной подготовленности футболистов: учебное пособие / А.И. Шамардин // М.: ООО Издательство "Мир и Образование", 2010. С.272.
17. Шамардин В.Н. Динамика модельных характеристик физической подготовленности футбольной команды высшей квалификации на разных этапах годичного макроцикла /В.Н. Шамардин // Педагогiчнi науки, фiзичне виховання та спорт. Чернiгiв, 2012. Выпуск 98, Том 6. С.232 - 234.
18. Шамардин В.Н. Двигательная деятельность и динамика частоты сердечных сокращений футболистов высокой квалификации на различных этапах годичного макроцик/ В.Н. Шамардин // Слобожанский науково - спортивний вiсник. Харкiв, 2012. №1. С.31 - 35
19. Холодов Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Академия, 2014. – 480 с.
20. Худолей А. Н. Концептуальные подходы к моделированию процесса обучения и развития двигательных способностей у детей и подростков / А. Н. Худолей, О. В. Иващенко // Теория и методика физического воспитания. - 2013. - № 2. - С. 3-16.
21. Яшанин Я. Биологические основы оптимизации тренировочных нагрузок / Я. Яшанин, Ю. Войнар, Н. Яшанин // Наука в олимп. спорте. – 2002. – № 1. – С. 54–60.