Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Социальная проблема - это событие и условия, которые оказывают негативное влияние как на общество в целом, так и на конкретного человека. Эти проблемы типичны для всего мира, но в зависимости от страны и местоположения некоторые проявляются сильнее, а некоторые выражены не так сильно. Решение этих проблем включает в себя комплекс мер, направленных на снижение негативных последствий. Одним из способов решения, освещения и привлечения внимания к конкретной проблеме является социальная реклама.
Социальная реклама играет важную роль в воспитании духовно-нравственных ценностей. Присутствующий в повседневной жизни, он должен формировать представления о нормальных отношениях между людьми, демонстрировать правильное поведение и обращать внимание на социальные проблемы.
В настоящее время в России развитие рекламы в целом и социальной в частности идет быстро и хаотично. Рекламу в жизни человека можно охарактеризовать как непрерывный поток информации. Присутствуя в повседневной жизни, он оказывает на нас влияние: вдохновляет и манипулирует, вырабатывает стереотипы социального поведения, которые задают создатели. Социальная реклама провоцирует принятие индивидом ценностных ориентиров, демонстрирует утвержденные формы реализации долга и ответственности перед самим собой и людьми. Часто созданием социальной рекламы занимаются те же люди, которые создают коммерческую рекламу. Методы воздействия в этих рекламных объявлениях аналогичны, но при создании коммерческой рекламы конечной целью является продажа продукта или услуги. Социальная реклама должна освещать и информировать о проблеме, а в долгосрочной перспективе формировать модель поведения, одобренную в обществе. Создавая такую рекламу, нужно глубже подходить к анализу целевой аудитории, учитывая их эмоциональный настрой, поведенческие, социально-демографические и географические особенности. В конечном итоге это позволит оказать более сильное и продолжительное воздействие на зрителя, сформировав четкий образ или отношение к конкретной проблеме. Идея и послание такой рекламы должны быть поняты той частью населения, к которой они обращаются.
Объект: Социальная реклама.
Предмет: Потенциал социальной рекламы в решении социальных проблем.
Цель исследования: проанализировать роль социальной рекламы в современном обществе
Задачи:
-рассмотреть понятие, виды и функции социальной рекламы;
-определить роль социальной рекламы и влияние на общественное мнение;
-разобрать специфику социальной рекламы в условиях пандемии коронавируса;
-дать оценку степени воздействия социальной рекламы в условиях пандемии коронавируса на целевую аудиторию;
-разработать рекомендации по повышению эффективности социальной рекламы.
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ источников литературы; описательный; качественный анализ текстов; анализ и синтез; индукция; контент-анализ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1.Теоретические аспекты роли социальной рекламы в современном обществе
1.1 Понятие, виды и функции социальной рекламы
Понятие "социальная реклама" не имеет однозначного толкования в научной, специальной, публицистической литературе, а также в нормативных документах.
Зарубежные и отечественные специалисты выделяют четыре подтипа социальной рекламы-некоммерческую, публичную, публичную и социальную.
Прежде всего, следует отметить, что термин «социальная реклама» используется только в России.
Социальная реклама - это публичная коммуникация с использованием инструментов и методов рекламы и организаций по связям с общественностью, выступающих в качестве субъектов продвижения в обществе такого «продукта» массового спроса, как определенная социальная политика. Принимая во внимание, что социальная политика действительно является» продуктом массового спроса", потому что каждому гражданину нужна справедливая для него социальная политика - для обеспечения спроса на социальную защиту.
Целью социальной рекламы является гуманизация общества, формирование моральных ценностей.
Миссия социальной рекламы - изменить поведение в обществе.
Социальная реклама - это реклама, которая побуждает нас не покупать, а действовать. Например, не курить, звонить родителям, охранять природу и т. д. Никакой экономической выгоды такая реклама, конечно, не несет. Появление и развитие социальной рекламы на российском рекламном рынке было обусловлено объективными причинами. Разрушение устоявшейся системы социальных связей, перманентный политический и экономический кризис в стране, повсеместная преступность привели к деморализации общественных коммуникаций, породили новый порядок отношений, основанный в первую очередь на приоритете материальных ценностей. Отсутствие социальной защищенности населения, отсутствие поддержки со стороны государства и различных социальных институтов способствовали обострению существующих социальных проблем и возникновению новых. Возникла очевидная потребность в изменении государственной социальной политики, одним из инструментов которой была социальная реклама.
Исходя из определения, данного в Федеральном законе О рекламе, Социальная реклама:
- представляет общественные и общественные интересы;
- направлен на достижение благотворительных целей и общественно полезных результатов. Общественно полезный результат включает в себя: улучшение криминогенной обстановки в стране; предотвращение распространения наркомании и связанных с ней заболеваний; стимулирование населения к выполнению обязанностей перед государством и другие результаты, связанные с положительным влиянием в общественной жизни
По мнению экспертов, Центральная и основная функция - привлекать внимание широкого круга аудиторий. Функция уведомления о проблеме неразрывно связана с предупреждением о возможных необратимых последствиях. Примером может служить алкоголизм, который в половине случаев сопровождается нарушением сексуальной активности.
Образовательная функция социальной рекламы является ярким примером разницы между этим видом рекламы и коммерческой рекламой. Социальная реклама информирует общество о текущих проблемах и методах адаптации, способствует повышению интеллектуального уровня нации.
Важной функцией социальной рекламы является образовательная функция. Воспитание в обществе определенной модели поведения, бережного отношения к окружающей среде проявляется в призывах поддерживать чистоту, не тратить впустую, не разбивать детские площадки, беречь природу, каждого представителя флоры и фауны.
Воспитательная функция социальной рекламы тесно связана с патриотической. Призывы любить Родину, защищать культуру страны, заботиться о родителях и детях, возрождать культурное наследие провозглашают важные ценности для всего общества.
Патриотическая функция тесно связана с пропагандой определенного здорового образа жизни. Призывы не курить, не употреблять алкоголь, наркотики, заниматься спортом и физическими упражнениями активно используются в пропаганде здорового образа жизни. Соблюдение законов и формирование гражданской ответственности также являются неотъемлемой частью.
Отдельно выделяется имиджевая функция социальной рекламы. Эта функция предназначена для создания определенного образа жизни, идеальной модели, к которой вы должны стремиться. Быть здоровым и успешным, иметь хорошую, крепкую семью и нескольких детей подразумевает функцию имиджа.
Чтобы успокоить людей, у которых обострились проблемы, заверить их, что они не одиноки, используется функция социальной психотерапии.
Социальная реклама может указывать на проблемы в обществе, показывая, в качестве индикатора, все его состояния. Забота о здоровье нации, призывы быть равнодушными к чужим несчастьям, предостережения от неправильных решений входят в число основных задач рекламы. Социальная реклама служит стимулом для совершения добрых дел в интересах общества.
Идеологическая функция также является важной функцией социальной рекламы. Реализация идеологической функции социальной рекламы актуальна в связи с рядом обстоятельств:
- значительная часть современного мира, в том числе и Россия, пострадала от развития процессов глобализации, что приводит к размыванию национальных границ в ряде сфер современного общества: экономике, политике, культуре;
- ситуация усугубляется кризисом национальной идентичности, который возник в ходе трансформации российского общества, начавшейся в 90-х годах прошлого века.
Экономическая функция социальной рекламы проявляется в долгосрочной перспективе и выражается в стремлении достичь экономически выгодных для государства результатов, поскольку устранение многих социальных проблем ведет к благосостоянию государства: здоровью нации, поступлению в бюджет всех налогов в полном объеме, И т. д. Это увеличивает потенциал государства и в конечном итоге приводит к прибыли.
Современную социальную рекламу конца XX-начала XXI века можно классифицировать по следующим признакам:
- тема социальной рекламы (Реклама деятельности государственных учреждений, некоммерческих организаций, коммерческих организаций социальной направленности);
- объект социальной рекламы (общечеловеческие, культурные, религиозные, патриотические, семейные, индивидуальные ценности; социально одобряемое поведение - здоровый образ жизни, уважение к старшим, соблюдение чистоты и порядка);
- цель социальной рекламы (профилактика, информирование, предложение способов решения проблемы, формирование и закрепление социально одобряемого поведения);
- сфера охвата социальной рекламы (глобальная, национальная, региональная, муниципальная);
- ориентация на целевую аудиторию (избирательная - ориентированная на определенную социальную группу и массовая - ориентированная на широкие слои населения);
- характер воздействия социальной рекламы (рациональный - обращается к разуму представителей целевой аудитории и приводит аргументы; эмоциональный - обращается к их чувствам, эмоциям, переживаниям);
- форма социальной рекламы (статья, объявление, слоган, призыв, заповедь, афоризм и т. д.).
Таким образом, население России имеет высокий уровень потребности в социальной рекламе, что делает ее рядом незаменимых инструментов для реализации эффективной социальной политики государства при условии устранения существующих недостатков в процессах разработки и распространения этой рекламной продукции. Такая деятельность позволит реализовать миссию социальной рекламы, которая заключается в повышении осведомленности общественности о существующих социальных проблемах, повышении самосознания общественности и, в конечном итоге, совместном решении этих проблем.
1.2 Роль социальной рекламы и влияние на общественное мнение
Социальная реклама происходит внутри общества и представляет процессы, происходящие внутри него.
В социальной рекламе можно выделить следующие темы:
1. борьба с пороками и угрозами, предотвращение стихийных бедствий или нежелательных последствий, постановка благих целей. Используются наиболее насущные проблемы, например., экономический (низкий уровень жизни и угроза его дальнейшего снижения; остановка промышленного производства и сельского хозяйства); геополитический (потеря власти и влияния); государственный (неспособность власти эффективно управлять страной); духовный (отсутствие национальной объединяющей идеи, общепризнанных ценностей).
2. декларация ценностей. В целом можно сказать, что приоритетными ценностями каждого человека являются: здоровье, работа
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абдуллаев, Н. А. Развитие социальной рекламы в России // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2019. - № 2. - С. 99-103.
2.Аверин, К. О. Социальная реклама в пропаганде здорового образа жизни // Современные достижения молодёжной науки - 2020. - С. 84-92.
3.Белькова, А. Е. Особенности создания и распространения социальной рекламы: методический аспект - М.: Академия Бизнеса, 2020. - 561 с.
4.Брушкова, Л. А. Социальная реклама как средство репрезентации ценностей здорового образа жизни // Социодинамика. - 2022. - № 2. - С. 1-13.
5.Вдовина, А. С. Анализ образа социальной дистанции при пандемии СOVID-19 в социальной рекламе // Концепт - 2020. - С. 211-216.
6.Верховых, И. А. Анализ современной отечественной социальной рекламы // Филологический аспект. - 2019. - № 1(45). - С. 26-36.
7.Воздействие социальной рекламы на массовое поведение / Под ред. А. А. Асметкина. - М.: Перо, 2019. - 140 с.
8.Грищенко, В. П. Социальная реклама как инструмент социального маркетинга. - Междуреченск: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2019. - 2304 с.
9.Давыдкина, И. Б. Социальная реклама в системе социальных коммуникаций и социального управления. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 126 с.
10.Зарецкий, В. В. Пропаганда здорового и безопасного образа жизни средствами социальной рекламы // Профилактика зависимостей. - 2021. - № 2(22). - С. 266-272.
11.Звада, О. В. К вопросу об особенностях дискурса социальной рекламы // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2019. - № 1. - С. 39-46.
12.Ильинская, Е. А. Социальная реклама и PR как методы снижения социальной напряженности. - СПб: Питер, 2020. - 279 с.
13.Иштуганов, Э. М. Психологическое воздействие социальной рекламы // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 2. - С. 16-19.
14.Калинина, А. В. Социальная реклама: Учебное пособие. - Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2018. - 110 с.
15.Калмыков, С. Б. Социальная реклама: конструирование эффективного взаимодействия с целевой аудиторией: монография. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 229 с.
16.Картамышев, В. А. Социальная реклама: состояние, тенденции, проблемы // Форум молодых ученых. - 2019. - № 2(30). - С. 765-766.
17.Ковалева, А. В. Основы социальной рекламы : учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2021. - 155 с.
18.Мандель, Б. Р. Социальная реклама: учебное пособие- М.: ИНФРА-М, 2019. - 302 с.
19.Марунина, А. В. Социальная реклама: смысл и необходимость // Аллея науки. - 2020.- № 6(33). - С. 110-113.
20.Пейсахова, Д. Э. Функции социальной рекламы в обществе // Хроноэкономика. - 2020. - № 4(25). - С. 77-82.
21.Плеханова, О. В. Социальная реклама: особенности и роль в обществе // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 1. - С. 77-80.
22.Подвальская, В. С. Социальная реклама как индикатор социальных проблем общества // Стратегия и тактика реализации социально-экономических реформ: региональный аспект - 2019. - С. 294-297.
23.Самсонова, И. П. Социальная реклама и её роль в жизни современного российского общества // Известия Института систем управления СГЭУ. - 2019. - № 2(20). - С. 61-64.
24.Фомина, А. В. Социальная реклама: понятие, особенности, способы // Мировая наука. - 2021. - № 4(25). - С. 539-541.
25.Чайковская, В. А. Влияние социальной рекламы на психику человека. - Пенза: Наука и Просвещение, 2020. - 241 с.
26.Шестаева, А. П. Эффективность социальной рекламы в России // Студенческий. - 2020. - № 2-2(88). - С. 80-83.