Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы.
Для рекреационно-познавательного туризма в Поморье имеется немало возможностей: объекты культурно-исторического наследия, речные ресурсы, места для совершения пеших походов, развлекательные комплексы. Однако на сегодняшний день используются далеко не все эти возможности. Поиск новых решений для развития рекреационно-познавательного туризма в данном регионе значительно усилит индустрию туризма в целом, будет способствовать укреплению как внутреннего, так и международного туризма. Таким образом, тема данной работы актуальна и перспективна.
Следует отметить, что пандемия новой коронавирусной инфекции наложила значительные особенности на сферу туризма. Так, до сих пор выездной туризм претерпевает существенные ограничения. В 2020 году границы для туризма были закрытыми. В настоящее время, несмотря на то что ряд стран готов принять российских туристов, многие до сих пор опасаются выезжать за пределы России или планировать поездку, поскольку ситуация в мире меняется ежедневно и новые ограничения могут привести к нежелательным для туристов последствиям.
В этих условиях активно развивается внутренний туризм. И если ранее понятие внутреннего туризма для большинства соотечественников ограничивалось поездками в Краснодарский край, Крым, Москву и Санкт-Петербург, то сейчас российские туристы открывают для себя интереснейшие места нашей Родины, о которых ранее и не подозревали.
Одним из необычных туристических центров является Поморье, которое не только обладает уникальным ландшафтом, но и очень интересными традициями и культурными достопримечательностями, что делает его перспективной туристической дестинацией.
Цель работы: разработать проект рекреационно-познавательного туризма на основе традиционной культуры поморов, способствующий перспективному развитию туристического бизнеса.
В задачи исследования входит:
1. Определить сущность традиций культуры поморов
2. Охарактеризовать особенности рекреационно-познавательного туризма
3. Разработать тур, способствующий развитию рекреационно-познавательного туризма в Поморье.
4. Определить эффективность разработанного тура.
Объект исследования – рекреационно-познавательный туризм
Предмет исследования – традиционная народная культура поморов как ресурс развития рекреационно-познавательного туризма
Методы исследования, применяемые в работе: анализ литературных источников и интернет-ресурсов, анализ статистических данных, анализ ценовых показателей.
Краткая характеристика использованных при подготовке работы источников информации. В ходе работы нами были использованы источники, содержащие в себе анализ развития индустрии туризма в настоящее время. Так, в работе Т.А. Фёдоровой отмечается актуальный уровень туристической инфраструктуры, которая используется при организации различных видов туризма. В работе А.В. Раппопорт отмечено, какое экономическое значение имеет туристическая индустрия для развития рекреационно-познавательного туризма. В работе Э.Н. Павловой отмечены актуальные направления туристической деятельности во внутреннем туризме.
Помимо этого, нами проанализированы различные аспекты рекреационно-познавательного туризма. В работе К.Х. Нгуен показаны основные особенности данного вида туризма, отмечены возможности его организации в различных условиях, показаны возможности вовлечения в этот туризм различные категории населения. В работе А.О. Сирченко установлены современные направления рекреационно-познавательного и экскурсионного туризма. В работе Р.Ю. Стыцюк показаны проблемы и перспективы использования культурного и природного наследия в туризме.
База исследования: ДК с. Сумский Посад
Структура работы: данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников.
Глава 1. Теоретические основы использования традиционной культуры Поморья в рекреационно-познавательном туризме
1.1. Особенности традиционной культуры Поморья
Культура Поморья своеобразна и существенно отличается от культуры народов центральной России. Во многом это продиктовано близостью к культурам народов северных стран.
В Поморье были разработаны наиболее целесообразные и художественно значимые формы – шатровые храмы, достигавшие большой высоты. Восьмигранная пирамида – «шатёр», установленная на восьмиугольной «клетке», оказалась устойчивой как при осушении здания, так и при сильных ветрах. Эти храмы не принадлежали к византийской традиции. Высшая церковная иерархия посмотрела на них с неодобрением. «И верхушки не были бы шатровидными», - наказывали они «благословенными письмами» на строительство церквей.
Но люди продолжали строить по-своему. Шатровые постройки «деревянного верха» не только веками держались в Поморье, но и создали новую традицию, стали излюбленным видом национальной архитектуры, перешли на каменные постройки и гордо возвышались над самой Москвой.
Церковные скульптуры северных резчиков по дереву дошли до нас в небольшом количестве, потому что церковь не одобрила из скульптурных изображений в храмах, за исключением, возможно, «распятий» [4].
Йози (или ёзы) - характерный забор поморской культуры, сделанный из наклонного шеста, который нигде в России, кроме Поморья, не использовался. Любопытно, что такие же заборы распространены в Скандинавии, что указывает на общее происхождение наших северных культур. Поморы йозами огородили пастбища, чтобы защитить домашний скот от лесных зверей.
В отличие от великороссов, поморы не обносили свои дома заборами или высокими оградами, поскольку в Поморье никогда не было воровства. Покидая дома, поморы приставляли к двери «завору» - палку, батожок или метлу, и этого было достаточно, чтобы никто из соседей не входил в избу до «хозяина воротятце». Поморы никогда не держали цепных собак для защиты дома.
Голбец - это поморское деревянное надгробие в виде «домика» с окном и столбом с крышей и встроенной в него иконой «Выговского литья». Погребальный обряд поморов существенно отличался от великорусского. Итак, по достижении тридцатилетнего возраста каждый помор делал для себя гроб, который обычно он хранился на чердаке или мансарде до самой своей смерти.
Кроме того, предполагалось сшить саван (каждый шил его своими руками). После смерти и «отпевания» гроб с покойным был вынесен из дома через окно. «Нижние ворота» в сарае (выносить через парадную дверь было дурным предзнаменованием). На кладбище гроб несли на шестах. По дороге на кладбище необходимо было перенести гроб через ручей или реку. На стол, где покойный лежал в хижине, был положен камень, который пролежал несколько дней после похорон, после чего камень был закопан на улице перед домом [2].
Посещая кладбище, родственники приносили еду к окну в усыпальнице, окуривали могилы дымом (согревали умерших), били глиняную посуду, заворачивали столбы голбца полотенцами – все это отголоски дохристианских жертвоприношений у поморов.
В отличие от Великой русской традиции, поморы не ставили крестов на могилах. Большой резной крест «всех усопших» с религиозными надписями был установлен в середине кладбища или у его входа. Одна из этих надписей на большой крест, не сохранившийся до наших дней в селе Кулой (Пинежский район), гласил: «Вот дверь, за которой тайное становится явным, вы войдете в нее, и она откроется, не такой, какой кажется, а такой, какая она есть». Кроме того, поморы установили большие обетные кресты по всему Поморью.
Кресты также служили поморам навигационными знаками «Гурьева». Шаркунок - это деревянная погремушка, собранная из множества специально сцепленных деревянных деталей. Считалось, что шаркунок отгоняет болезни и защищает от сглаза. Чаще всего его использовали в качестве детской погремушки.
Многое о характерных чертах любого народа могут рассказать его обычаи, ритуалы, особые приметы. Рассмотрим данные характеристики в традициях Поморья.
Поморская традиция не выбрасывать мусор в реку или в море хорошо известна. Особое внимание уделялось также поморским рыбопромысловым участкам. На каждом тоне есть хижина на берегу моря или реки, где семья или несколько семей жили и охотились летом - там был крест «для добычи» - чтобы лучше ловилась рыба. Человек, проходящий мимо был уверен, что помолится.
Во время летней рыбалки, когда семьи «сидели» на тоне, любого прохожего встречали домохозяйки и кормили до отвала. Угостить случайного человека - это благословение, это было не только проявлением гостеприимства, но и заклинанием удачи, процветания.
При совершении купли-продажи из рук в руки передавался «пополнок» - какая-нибудь вещь («яйцо», «нож из рыбьего зуба», шляпа), символически скрепляющая сделку.
Особые обряды были посвящены уходу охотников за опасным зверобоем рыбная ловля. В церкви они заказали молебен «за здравие», испекали и давали с собой специальное угощение «ужин» и «тещник». Наличие особого названия и его связь с традициями предков («тещник», запеченный тещей), скорее всего, указывает на ритуальное значение, придаваемое этому блюду.
Воспоминания о об охотничьем деле сохранились в колыбельных песнях: кошке для укачивания ребенка обещают «белого белёчка на шапочку, кунжуевое яйцо за игрушку». Кунжуем называли морским зверем, а детеныша тюленя – белёк [17].
Самые яркие и выразительные истории посвящены Собачьему ручью в Варзуге. Он уже давно пользуется большой популярностью у жителей Терского побережья. Он расположен примерно в трех километрах от Варзуги. Интересно, что система поклонения весне очень похожа на ритуалы в марийских языческих молитвенных рощах. Примерно в километре от Собачьего Ручья, там по-прежнему невозможно разговаривать и смеяться, туда можно пойти только утром.
Существовал обычай, как начинается ледоход, выходить на берег - стрелять из ружей. В течение во время нереста покой лосося был защищен. Когда рыба шла на нерест, уключины у лодки они обматывали тряпкой, чтобы не пугать рыбу. Летом они старались не охотиться, они заботились об этом, пока не выросли.
Различную информацию о жизни поморов доносит до нас большая группа топонимов, в основе которых лежит слово крест. За каждым из них стоят какие-то события, трагические или радостные: клятвы, данные в трудный час жизни. Крест обычно вырезали из бревен, и при установке он был ориентирован строго на стороны света, независимо от того, был ли это крест по обету или просто морской знак. Крест был расположен так, что молящийся, стоя лицом к надписям на кресте, тем самым обращался лицом на восток, а концы перекладины креста указывали направление на север и юг. Поморы возьмут необычайно богатый улов, чудом переживут шторм - и в благодарность Николаю Чудотворцу поставят крест. Обетные кресты распространены в Поморье (по-местному, - “заветный”, “забывчивый», “обещанный»). Они были помещены по обету после возвращения с моря или после болезни возле домов, на берегу моря, возле хижин [4].
Один из крестов сохранился в Нижней Золотице рядом с домом А.М. Каплуновой. Вернувшись с моря, они по обету отправились на Соловки. Календарь, который поморы обычно брали с собой на рыбалку или в дорогу,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция) - [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/
2. Бекбаулина, С. Ценность экскурсионно-познавательного туризма в современном обществе // МОЛОДЕЖЬ - НАУКЕ - IX: РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА, ГОСТЕПРИИМСТВА И СПОРТА В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Ответственный редактор С.В. Гриненко. 2018. С. 292-295.
3. Боброва, Д.А. Влияние туризма на экономическое развитие республики Карелия // ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРОСТРАНСТВЕ ЕАЭС. сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 52-54.
4. Боголюбов, В.С. Ресурсы и резервы приграничного туризма (на примере республики Карелия) // Инновационные процессы как интегрирующий фактор развития туризма. Материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: д.э.н., профессор Кирпичников А.Н., 2014. С. 6-16.
5. Бурлакова, В.В. Развитие арт-туризма в республике Карелия // НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ. Материалы 70-й Всероссийской (с международным участием) научной конференции обучающихся и молодых ученых. 2018. С. 381-384.
6. Добрина Н.А. Экскурсоведение: учеб. пособ / Н.В. Добрина. – 3-е изд., стер. – Москва: Флинта, 2013. – 288 с.
7. Канавцев, М.В. Выявление перспективных ниш развития рекреационного туризма в республике Карелия // Научный вклад молодых исследователей в сохранение традиций и развитие АПК. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов . 2016. С. 202-204.
8. Колесников, С.Н. Кластерный подход к развитию туризма в регионе на примере республики Карелия // Материалы конференций Института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО Петрозаводский государственный университет. 2015. С. 426-430.
9. Красовская, Т.М. Поморская культура в формировании личности М.В. Ломоносова // Национальный психологический журнал. 2012. № 1 (7). С. 57-60.
10. Крылов А.Е. Край между Псковом и Новгородом. – Псков, 2013. – 544 с.
11. Кузнецова, В.П. Фольклорные традиции Поморья // Природное и культурное наследие Белого моря: перспективы сохранения и развития. Сборник докладов Первой Международной научно-практической конференции. 2014. С. 59-63.
12. Марковская, Е.Ф. Фольклор села Сумпосад (карельское Поморье): к проблеме изучения локальной традиции // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера. Материалы IV Международной научной конференции "Рябининские чтения-2003". 2003. С. 93-95.
13. Нгуен, К.Х. Культурный туризм и культурная политика в современном виде: факторы взаимосвязи // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6 (37). С. 406-408.
14. Павлова, Э.Н. Развитие туризма в приграничном регионе: опыт республики Карелия // Туризм в современном мире: направления и тенденции развития. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 10-летию кафедры «Социально-культурный сервис и туризм». под редакцией В.А. Чернова. 2013. С. 182-186.
15. Плотникова, В.С. Развитие семейного туризма в республике Карелия // Тенденции и проблемы развития индустрии туризма и гостеприимства. Материалы 5-й Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор Л.А. Ружинская. 2018. С. 107-111.
16. Раппопорт, А.В. Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма в Карелии // Евразийское Научное Объединение. 2020. № 9-6 (67). С. 393-396.
17. Савельева, О.В. Особенности развития туризма в арктических зонах // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-3 (65). С. 250-255.
18. Сирченко, А. О развитии рекреационно-познавательного туризма в Российской Федерации // Самоуправление. 2011. № 8. С. 31-32.
19. Федотова, С.Е. Рекреационно-познавательный туризм как одно из ключевых направлений развития туризма в России // Международный туризм и спорт. материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. под ред. Ю.В. Жилковой. 2014. С. 272-276.
20. Фёдорова, А.Ю. Разработка рекомендаций по развитию приключенческого туризма в республике Карелия // Туризм и сервис в России: проблемы и перспективы развития. Студенческая научно-практическая конференция. 2015. С. 98-100.
21. Фёдорова, Т. А. Туристский каркас территории СЗФО // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 304.
22. Шумилина, Е.Ю. Анализ программ развития туризма в республике Карелия // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА, АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ. сборник научных трудов бакалавров, магистров, аспирантов и профессорско-преподавательского состава факультета физической культуры РГСУ, г. Москва Электронный ресурс. Факультет физической культуры РГСУ. Москва, 2018. С. 214-217.
23. Щерёдина, А.А. и др. Культурно-познавательный туризм в республике Карелия // СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ. XIV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е. В. Кулагиной. 2017. С. 122-126.
24. Юдин, И.О. Значение и роль экскурсионно-познавательного туризма в современном мире // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ. Сборник трудов VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2019. С. 241-242.