Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. На сегодняшний день успех подготовленности баскетбольных команд к соревнованиям является следствием целесообразного применения методов и средств управленческого контроля за проведением необходимой подготовки спортсменов на стадии их переходного периода. Именно поэтому все аспекты данного вопроса следует расценивать как актуальные. Ведь каждый участник баскетбольной команды обязан не только уметь эффективно играть в нападении, но и должен уметь держать оборону возле своего кольца. Чтобы прервать передачу соперника и не дать ему ни малейшей возможности осуществить бросок необходимо рационально и грамотно отвечать на любые спортивные передвижения соперниками и уметь слаженно работать со всеми членами своей команды, в также все время контролировать мяч. В целом игровой процесс в баскетболе основан на устойчивом и вариативном развитии и зависит от двигательных навыков, уровня сформированных физических качеств, от общего состояния здоровья и интеллектуального развития спортсменов.
Методика подготовки спортсменов-баскетболистов достаточно отражена в научно-методической литературе, в том числе, это касается и вопросов построения спортивных тренировок в соревновательном периоде.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс баскетболистов.
Предмет исследования – построения спортивной тренировки в период подготовки к соревновательной деятельности в виде спорта баскетбол.
Цель курсовой работы – раскрыть особенности построения спортивной тренировки соревновательном периоде.
Задачи курсовой работы:
1. Провести анализ литературных источников по теме исследования.
2. Формулирование цели, задач, методов и организации всего исследования.
3. Проанализировать результаты проведенного исследования.
Гипотеза исследования: предполагалось, что использование дополнительных средств физической подготовки с учетом индивидуальных особенностей спортсменов будет способствовать повышению двигательных способностей спортсменов в процессе подготовки к соревновательной деятельности.
Основу теоретической части исследования составили работы известных исследователей. В их число вошли: В.Ю. Асанин [1], Г.Д. Бондарь [3], А.Я. Гомельский [6] и других ученых, занимающихся исследованием спортивной подготовки спортсменов-баскетболистов.
Вместе с тем, анализ этих работ дает основание предположить, что многие вопросы далеки от единообразной трактовки (понятие, формы, средства и методы осуществления).
Методы исследования:
– методы теоретического уровня: анализ научно-методической литературы по различным аспектам подготовки спортсменов-баскетболистов к соревновательной деятельности;
– методы эмпирического уровня: планируемые и естественные эксперименты с участием спортсменов. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики.
Методология. Данное исследование проводилось на основании проверенных научных источников и литературы, которые имеются в свободном доступе интернет ресурсах, а также в научных периодических изданиях, кроме того, включена методическая литература, которая имеет отношение исследованиям отечественных экспертов.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре ______________________________ факультета и включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.
Благодаря этой структуре удалось осуществить глубокий анализ темы исследования
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.Специфика организации тренировочного процесса по баскетболу в процессе подготовки к соревновательной деятельности
Под учебно-тренировочным процессом в виде спорта баскетбол подразумевается основная форма подготовки спортсмена, которая представляет собой педагогический процесс, обращенный на формирование и усовершенствование определенных способностей, обуславливающих готовность спортсменов к достижению высших результатов. Учебно-тренировочный процесс является единым процессом воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей, занимающихся при соблюдении гигиенического режима [1,6].
Планирование спортивной тренировки спортсменов на протяжении года - очень сложный процесс подбора и определения оптимального соотношения разнообразных средств тренировочного влияния, построения и сочетания разных структурных видов тренировочного процесса.
Большое внимание уделяется совершенствованию соревновательной техники. Эта задача обычно решается параллельно с развитием физических качеств и имеет два аспекта:
1) совершенствование качественных особенностей двигательного навыка (формы и структуры движений) как основы повышения скоростных возможностей;
2) выработка экономичной и вариабельной техники движений как основы повышения специальной выносливости.
Направленность средств и методов тренировки способствует улучшению координации двигательных и вегетативных функций, чему во многом способствует возросшая доля соревновательных упражнений.
В процессе тренировки проводится большая воспитательная работа, а также регулярный врачебный и педагогический контроль [2,6].
В учебно-тренировочном процессе содержится:
1. Физическая подготовка.
2. Техническая подготовка.
3. Тактическая подготовка.
4. Психологическая подготовка.
5. Теоретическая подготовка.
Построение тренировок необходимо согласовывать с задачами технической подготовки:
- формировать и совершенствовать двигательные навыки;
-формировать и совершенствовать двигательные умения;
-автоматизировать двигательные умения.
Функциональную готовности принято рассматривать, как планомерную и многофакторную процедуру управления индивидуальными биологическими резервами организма самбиста с использованием различных средств и методов подготовки. Традиционно формально выделяют физическую, техническую, тактическую и психологическую (психическую) подготовку.
Такая классификация целесообразна для достижения максимального удобства в определении генеральных линий развития той или иной составляющей подготовленности спортсмена на определенном периоде подготовки [20].
Физическая подготовка спортсменов- баскетболистов заключается в развитии и совершенствовании функций и систем организма с целью облегчения двигательной активности в период тяжелой физической нагрузки. Высокая степень физической, функциональной подготовки баскетболистов помогает ему справиться с нагрузкой на соревнованиях. Соревновательные поединки могут быть разными по количеству и времени. Здоровье спортсмена должно позволять ему справляться с физической нагрузкой, восстанавливать силы во время поединков (Рисунок 1.1).
Рис.1.1. Физическая подготовка
Техническая подготовка, является основополагающей, так как двигательный навык вырабатывается, долгие годы, а его совершенствованием требует очень большого терпения и самоотдачи. Развитие двигательного навыка формирует высокий уровень работы нервной и нервно-мышечной системы, и повышает качества функционирования этих механизмов, как по отдельности так и взаимодействуя друг с другом [5,9,12].
Тактическая подготовка предусматривает совершенствование деятельности центральной нервной системы в период стресса, и позволяет быстро реагировать на опасную или стрессовую ситуацию в период игровой деятельности. Тактическая подготовка развивает как восприятие окружающей обстановки, анализ сложившейся ситуации, быстрое принятие решений и развивает тактическое мышление во время игровой деятельности, для не предсказуемости действий.
Психологическая подготовка спортсменов – подразумевает развитие работы высших отделов нервной системы и головного мозга. Психологическая подготовка напрямую связана с тактической подготовкой, они имеют одинаковые базовые свойства и механизмы повышения функциональной готовности.
Психологическая подготовка спортсменов состоит из двух частей: общей психологической подготовки и психологической подготовки непосредственно к соревнованию. Общая психологическая подготовка тесно связана с формированием идейной убежденности и воспитанием свойств личности спортсменов, следовательно, она должна состоять из мероприятий, которые способствуют созданию спортивного характера. Его важность проявляется на соревновании, но формируется он в тренировочном процессе. Психологическая готовность спортсмена к соревнованию состоит из спокойствия в экстремальных ситуациях, уверенности в себе и в своих силах, боевого духа, обеспечивающего стремление к победе и способствующего раскрытию резервных (дополнительных) возможностей.
В игре члены команды испытывают так называемое предельное напряжение, в котором полностью раскрываются их достоинства и недостатки. Из-за такой напряженности у них довольно быстро развиваются ценные психологические качества. Исходя из этого, воспитывать сильный дух в спортсменах необходимо в учебных, контрольных, календарных играх [15,18].
Максимальная подготовка к важным стартам начинается за 5-6 месяцев, постепенно подводя спортсмена на пик формы, с обязательным участием на второстепенных турнирах, перед главным стартом сезона. Тренером должна проводиться разносторонняя работа со спортсменом все выше перечисленные аспекты подготовки спортсмена должны начать взаимодействовать друг с другом:
1. Физическая подготовка;
2. Тактическая подготовка;
3. Психологическая подготовка.
Структура предсоревновательного периода тренировочных занятий спортсменов обязательно должна состоять из микроциклов и мезоциклов.
Также необходимо учитывать результаты психодиагностики, которую обязательно нужно проводить для того чтобы правильно подбирать средства и методы психологической подготовки для регуляции психического состояния спортсмена в период подготовки к соревновательной деятельности.
Для проведения корректной психодиагностики в процессе подготовки самбистов целесообразно применять программно-аппаратные комплексы, методическое наполнение которых содержит психологические тесты и оценочные нормативы. Это позволяет проводить качественный оперативный, текущий и этапный контроль психологической подготовленности спортсмена с автоматическим вводом, анализом и математико-статистической обработкой информации [4,12].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асанин, В.Ю. Управление, организация и планирование тренировочного процесса студенческой баскетбольной команды /В.Ю. Асанин [и др.] //Достижения и перспективы развития вузовской науки. - 2018. - С.32.
2. Бабушкин, Г.Д. Предсоревновательная подготовка высококвалифицированных спортсменов: учебное пособие / Бабушкин Г.Д.. - Саратов : Вузовское образование, 2020. 134 c.
3. Бондарь, А.А. Особенности подготовки баскетболистов к соревновательной деятельности /А.А. Бондарь //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2011. -№3.-С. 14.
4. Володина, А.А., Толмачева, А.А. Психологическая подготовка баскетболисток А.А. Володина, А.А. Толмачева // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 526-529.
5. Вуден, Д. Современный баскетбол / пер. с англ. М.: Физкультура и спорт. -1987. -256 с.
6. Гомельский, А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 338 с.
7. Гомельский, Е.Я. Управление подготовкой высококвалифицированных баскетболистов на основе динамических показателей адаптационных реакций: автореф. дис. канд. пед. наук. М.,- 1997. -21 с.
8. Джероян Г.О. Предсоревновательная подготовка боксеров / Г.О. Джероян, Н.А. Худадов.- М.: Физкультура и спорт, 2014. - 320 с.
9. Егоров А.В. Психологическая подготовка баскетболистов // Молодой ученый. – 2015. – №8. – С. 428-430. – URL: https://moluch.ru/archive/88/17429/ (дата обращения: 22.01.2023).
10. Елевич, С.Н. Динамика специальной подготовленности баскетболистов высокой квалификации в соревновательном периоде годичного цикла: автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., -2004. -27 с.
11. Елевич, С.Н. Управление состоянием соревновательной готовности высококвалифицированных баскетболистов в процессе многолетней спортивной подготовки: автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 2009.- 27 с.
12. Костикова, Л.В. Система контроля в подготовке баскетболистов высокой квалификации: Методическая разработка для студентов. - М.: ГЦОЛИФК, 2001. - 26 с.
13. Матвеев, Л.П. Основа спортивной тренировки /Л.П. Матвеев.-М.: ФиС.-2016. - 271 с.
14. Махов, С. Ю., Губанов, Э. В. Формирование волевых качеств спортсменов рукопашников /С.Ю. Махов, Э.В. Губанов // Наука-2020. 2018. № 5 (21). С. 45-55.
15. Набатникова, М.Я. Взаимосвязь уровня разносторонней физической подготовленности и спортивных результатов у юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 10. - С. 27 - 28.
16. Подготовка единоборцев: теория, методика и практика. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (г. Чайковский, ЧГИФК, 6 апреля 2018 г.) / под ред. Зебзеева В.В. Чайковский: ЧГИФК, 2018 г. – 118 с.
17. Физическая подготовка в системе тренировки юных баскетболистов: Методические рекомендации (Т.Т.Туретаев, А.Б.Мацак, А.В. Родионов). - М.: ЦНИИС, 2000. - 25 с.
18. Филин, В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт. - 1980. - 255 с.
19. Шерстюк, А. А. Баскетбол: основные технические приемы, методика обучения в группах начальной подготовки: [Учеб. пособие] / А. А. Шерстюк, Л. В. Костикова, И. Н. Григорович; Омский гос. ин-т физ. культуры. - Омск : ОГИФК, 1991. - 60 с.
20. Шидловский, А.П. Особенности структуры тренировочного процесса высококвалифицированных баскетболистов в соревновательном периоде: Автореф. дисс. канд. пед, наук. - М, 2007. - 15 с.