Фрагмент для ознакомления
2
Вопрос бюджетного регулирования сейчас становится все более акту-альным. Формирование эффективного механизма бюджетного регулирова-ния в России-сложный процесс, связанный с преодолением правовых, соци-ально-экономических, организационных, психологических и других трудно-стей. На текущем этапе требуется детальная теоретическая разработка этапов бюджетного процесса, и в то же время практические рекомендации по его со-вершенствованию и оптимизации. Важнейшим качеством бюджетной системы страны как с точки зрения правового регулирования, так и экономического содержания является ее целостность. Ни один из уровней этой системы нель-зя считать более важным, чем другой: у каждого своя роль, и ни один из них не может быть заменен единым механизмом финансовой поддержки жизнеде-ятельности государства. Однако в нынешней ситуации в России федеральный бюджет является явным фаворитом, к которому прикован основной полити-ческий и научный интерес, а вопрос регионального бюджета привлекает внимание в несколько меньшей степени, и все же в контексте взаимодействия с тем же федеральным бюджетом.
Преимуществами бюджетного регулирования в демократической поли-тической системе являются его открытость и прозрачность, невозможность государства игнорировать общественное мнение и интересы всех участников бюджетного процесса.
Эффективность бюджетного регулирования во многом зависит от его правового и научно-методического обеспечения с учетом зарубежного опыта в бюджетной сфере, оптимальности организации этапов, успешности общего социально-экономического развития и других объективных и субъективных факторов.
Целью работы является анализ бюджетного регулирование экономики на примере субъекта РФ.
В соответствии с названной целью, при написании работы определены следующие задачи исследования:
рассмотреть понятие и сущность бюджетного регулирования эко-номики;
изучить процесс бюджетного регулирования экономики;
проанализировать основные направления социально-экономического развития Республики Татарстан;
провести анализ бюджетного регулирования в субъекте;
определить ключевые проблемы реализации процесса бюджетно-го регулирования в субъекте;
Объектом исследования является Республика Татарстан. Предметом ис-следования являются основы бюджетного регулирования экономики.
Методы исследования: сравнительный анализ, системный подход и ме-тодика анализа основных экономических показателей.
Теоретической базой работы являются труды российских экономистов, научная литература и периодические издания, относящиеся к теме данного исследования.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1 Понятие и сущность бюджетного регулирования экономики
Сегодня структура бюджетного регулирования экономики страны за-нимает ступень на уровне перманентной реформы. Очень важно, чтобы в теории для этого процесса был разработан план, и должны быть определены соответствующие действия по совершенствованию всей системы бюджетного регулирования. Кроме того, необходимо применить такую разработку на практике и произвести последующую эффективную разработку.
Основным критерием бюджетного регулирования в Российской Феде-рации во всех сферах правового законодательства является его полнота, а также экономическая составляющая. Ни в коем случае нельзя смотреть на часть бюджета и класть ее поверх других - это действие может полностью ис-казить смысл бюджетной системы. Каждый элемент бюджетной системы иг-рает свою специфическую роль и является ценным элементом, который нель-зя исключать из общей структуры валютного контроля и регулирования при реализации основных функций и задач бюджета. Но сегодня больше внима-ния уделяется федеральному бюджету и его потребностям. Это связано с тем, что ситуация в сфере политического и научного развития ухудшилась за по-следние часы. Бюджет и фонды финансовой поддержки на региональном уровне находятся в разных важных местах [16].
Бюджетное регулирование - это незаменимая система развития, которая направлена на достижение бюджетного баланса и поддержание стабильности в Российской Федерации. Его эффективность и результативность напрямую зависят от научных, методологических и правовых элементов, находящихся в распоряжении государства. Грандиозная роль в этом процессе зависит от заслуг в практическом развитии зарубежных стран, эффективности методов работы и вопроса социально-экономической стабильности рассматриваемой страны Концепция «бюджетного регулирования» является неопытной и сложной экономической областью.
В этой связи регулирование и управление финансовой безопасностью в регионе страны следует дополнительно рассматривать в области экономиче-ской стабильности и финансовой жизнеспособности, основываясь на феде-ральных и демократических предпосылках. Как упоминалось выше, бюд-жетное регулирование представляет собой качество развития, направленное на укрепление финансового положения всех субъектов страны. Необходимо составить ответственный баланс и подробно описать все доходы и расходы по каждому элементу финансирования 4
Исходя из целей и задач бюджетной системы, бюджетное регулирова-ние Российской Федерации должно быть следующим:
закрепить определенные принципы и задачи в создании и произ-водственной деятельности денежной составляющей государства;
отделение налоговых поступлений от других;
распределять средства, полученные при сборе налогов, сборов, инвестиций и т.д. среди различных элементов финансовой системы страны,;
определить основные цели и принципы при создании и пересмот-ре бюджетной системы на различных уровнях. Здесь должен быть реализо-ван принцип обязательного утверждения и внедрения системы доходов и расходов, а также должны приниматься отчетные документы по всем бюд-жетным движениям;
определить основные задачи по созданию прибыльной и отлич-ной части бюджета;
создать основу для выполнения долговых обязательств в сфере муниципальных образований с последующим управлением;
последующее подтверждение, внедрение, контрольные и бухгал-терские документы и определение правил и нормативов при разработке про-ектов доходов и расходов федерального бюджета.
Бюджетный кодекс Российской Федерации [1] служит доминирующим законодательным документом в области финансирования. Согласно ему, сторонами бюджетного регулирования будут:
Президент;
структура законодательной и исполнительной власти;
учреждения, обеспечивающие управление финансами и кредита-ми;
финансовая структура;
государственные фонды, предоставляющие внебюджетные сред-ства;
основные распорядители и администраторы;
остальные институты государства, которые обязаны поддержи-вать государственные финансы, налоги и другие направления.
1.2 Процесс бюджетного регулирования в экономике
Существует несколько способов распределения бюджетных предписа-ний: косвенный и прямой. Косвенный определяет:
налоговая политика, характеризующаяся определением налого-вых ставок и приоритетов;
политика амортизации, определяющая нормы амортизации, пере-смотр отчислений и дальнейшее ускорение этого процесса;
на основании этого Центральный банк Российской Федерации не только регулирует текущую кредитную ставку, но и определяет и изменяет минимальную величину валютных резервов, хранящихся в главном банке страны;
таможенная политика по своевременному введению тарифов.
Прямой метод бюджетного регулирования - это процесс инвестирова-ния в бюджет. Кроме того, внедряется несколько методов воздействия на производственный процесс в стране. Например, создаются заказы на осу-ществление трудовой деятельности, производство товаров, регистрацию ли-цензий и т.д. согласно бюджетным регламентам, государство имеет полное право управлять организациями со смешанным типом управления, которые являются акционерами [10].
Бюджетный кодекс Российской Федерации гласит, что установленные меры должны соблюдаться в процессе распределения средств. Во-первых, все
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
2. Болтинова О. В. Бюджетное право / О.В. Болтинова. — М.: Нор-ма, Инфра-М, 2017. — 288 c.
3. Бюджетное право / Под редакцией М.В. Карасевой. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
4. Бюджетное право. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2016. — 312 c.
5. Бюджетное право. — Москва: Машиностроение, 2016. — 296 c.
6. Бюджетное право. Учебное пособие. — М.: Закон и право, Юни-ти-Дана, 2018. — 352 c.
7. Бюджетное право: Учеб. пособие./Под ред. Никитина А.М. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2018. — 235 с.
8. Бюджетное право: учебник / Н.Д. Вершило, Т.А. Вершило, О.Н. Горбунова и др.; под ред. И.А. Цинделиани. М.: Проспект, 2018. 400 с.
9. Годин А.М. Бюджетная система РФ: Учеб. пособие. – М.: Изда-тельский Дом «Дашков и К˚», 2017. — 324 с.
10. Кистанов, В.В. Региональная экономика России [Текст]: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 584 с.
11. Козьева, И. Л. Экономическая география и регионалистика [Текст]: учебник / И.Л. Козьева, Э.Н. Кузъбожев. –М.: КНОРУС, 2018. – 346 с.
12. Кузьбожев, Э. Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил) [Текст]: учебное пособие/ Э. Н. Кузьбожев, И. А. Козьева, М. Г. Светов-цева. — М.: Высшее образование, 2018. – 540 с.
13. Курнышев, В. В. Региональная экономика. Основы теории и ме-тоды исследования [Текст]: учебник для вузов / В. В. Курнышев, В. Г. Глуш-кова. – М.: КноРус, 2018. – 254 с.
14. Региональная экономика [Текст] / Под ред. Г. Поляка. – М.: Юни-ти-Дана, 2017. – 464 с.
15. Региональная экономика [Текст]: учебник для вузов/ Т.Г. Моро-зова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2017. – 472 с.
16. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы [Текст]: учебное пособие / Под ред. В. Глушковой, Ю. Симагина. – М.: КноРус, 2017. – 320 с.
17. Тедеев А. А. Бюджетное право Российской Федерации / А.А. Те-деев, В.А. Парыгина, С.И. Мельников. — М.: Приор-издат, 2018. — 192 c.
18. Фетисов В.Д. Бюджетная система РФ: Учеб. пособие. – М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2018. — 345 с.
19. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан [Электронный ресурс]. URL: https://tatstat.gks.ru/ (дата обращения: 05.03.2023).