Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Продуктивное развитие государства во многом зависит от оперативности доступа к достоверной информации о состоянии государственных финансовых ресурсов, а также от способности эффективно ими управлять.
Правительству Российской Федерации необходимо иметь актуальную отчетную информацию о размере полученных доходов, объеме и целевом характере расходов. Основным поставщиком этой информации Правительству Российской Федерации являются органы Федерального казначейства. Информация, консолидированная и обработанная Казначейством, позволяет Правительству Российской Федерации эффективно оценивать работу органов государственного управления и получать четкое представление об экономических последствиях бюджетной политики.
Таким образом, от деятельности органов казначейства зависит своевременное и полное получение информации, необходимой Правительству Российской Федерации для принятия соответствующих управленческих решений, поэтому тема выпускной квалификационной работы актуальна, особенно в период значительных изменений внешнеэкономических условий, в отечественной экономике, в платежный баланс. Федеральное казначейство непосредственно участвует в обеспечении и кассовом обслуживании исполнения федерального бюджета и обеспечивает отражение всех проводимых операций в бюджетном учете и отчетности. С 1 января 2006 года, реализуя требования Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральное казначейство осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Что является еще одним фактором, доказывающим актуальность и своевременность рассмотрения роли Федерального казначейства в финансовой системе государства. Это предоставит дополнительные возможности для оценки перспектив развития Федерального казначейства. Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе достаточно значительна, поскольку на него возложено исполнение бюджета, а также управление доходами и расходами федерального бюджета и другими централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства, распоряжение средствами, перечисленными на соответствующих банковских счетах.
Цель работы состоит в определении роли Федерального казначейства в экономической безопасности государства.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
-рассмотреть понятие экономической безопасности государства и механизмы обеспечения государства
-дать характеристику деятельности федерального казначейства;
-выполнить анализ контрольно-надзорной деятельности органов казначейства как инструмент обеспечения экономической безопасности государства;
-разобрать эффективность деятельности федерального казначейства в сфере закупок;
-обусловить отдельное совершенствование казначейского контроля в Российской Федерации.
Объектом исследования является Федеральное казначейство.
В качестве предмета исследования выступают роль и место Федерального казначейства в системе управления финансами.
В процессе работы применялись системный, институциональный и структурно-функциональный подходы, на основе которых проведен комплексный анализ финансовой системы Российской Федерации.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1 Федеральное казначейство как элементы обеспечения экономической безопасности
1.1 Экономическая безопасность государства: понятие и механизмы обеспечения государства
Существует множество подходов к объяснению понятия экономической безопасности в целом и экономической безопасности государства в частности.
Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" экономическая безопасность была определена как "состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации" [3].
В.К. Сенчагов определяет экономическую безопасность как "состояние экономики и государственных институтов, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов" [12].
В.Л. Тамбовцев представляет рассматриваемое явление как совокупность свойств государства, однако ряд авторов, в отличие от него, считают, что экономическая безопасность - это "определенное состояние экономики и не может быть совокупностью условий и факторов" [23].
И.А. Холчева и А.Е. Кисова трактуют экономическую безопасность как "состояние экономической системы, которое характеризуется не только стабильностью и сопротивляемостью возможным внутренним и внешним угрозам, но и способностью самостоятельно определять формы и пути своего развития для защиты национальных интересов и стимулирования экономического развития". [11].
На наш взгляд, рассматривать экономическую безопасность как состояние невозможно, поскольку она не может быть статичной в условиях динамично развивающейся мировой экономики и процессов. Конечно, в этом контексте необходимо говорить об экономической безопасности как о процессе, направленном на постоянное, непрерывное поддержание, укрепление, а главное - развитие экономической безопасности и ее составляющих элементов [15].
Обеспечение экономической безопасности включает в себя четыре компонента, а именно: обеспечение экономического роста; укрепление суверенитета; поддержание устойчивости к внешним и внутренним угрозам; улучшение условий и качества жизни населения [6].
Таким образом, экономическую безопасность государства можно определить как процесс поддержания и развития экономики, направленный на обеспечение экономического роста при одновременном укреплении суверенитета, а также поддержание устойчивости к внешним и внутренним угрозам при одновременном улучшении условий и качества жизни населения [24].
Механизм обеспечения экономической безопасности - это совокупность организационных, экономических и правовых мер по предотвращению угроз экономической безопасности. Она включает в себя следующие элементы:
- прогнозирование социально-экономического развития государства с учетом выявленных и потенциальных факторов и процессов, угрожающих его экономической безопасности;
- мониторинг и анализ факторов и процессов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономической безопасности государства;
- разработка и реализация органами исполнительной власти мер по предотвращению возможных угроз экономической безопасности России во всех сферах и секторах национальной экономики;
- рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по финансово-экономическим вопросам с позиции защиты от внешних и внутренних угроз национальным интересам государства в экономической сфере [20].
Ключевой задачей механизма обеспечения экономической безопасности является построение комплекса оптимальных условий для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества, сохранения целостности и государственности России, а также противодействия воздействию внутренних и внешних угроз в область экономической безопасности.
Механизм обеспечения экономической безопасности выполняет ряд весьма значимых функций, к которым относятся защитные, регулирующие, превентивные (профилактические), инновационные и социальные функции [7].
Защитная функция механизма обеспечения экономической безопасности подразумевает защиту национальной экономики от сочетания внутренних и внешних угроз, она связана с наличием достаточного ресурсного потенциала государства [17].
Регулирующая функция механизма обеспечения экономической безопасности предполагает два варианта нейтрализации угроз - регулирование сверху вниз (механизм государственного регулирования) и регулирование снизу вверх (механизм рыночного саморегулирования).
Превентивная функция механизма обеспечения экономической безопасности направлена на предвидение и последующее предотвращение возникновения внутренних и внешних угроз, рисков и критических ситуаций в социально-экономических процессах. Наиболее важными из них являются меры, обеспечивающие защиту экономической системы страны, а также формирование информационной системы экономической безопасности.
Инновационная функция механизма обеспечения экономической безопасности основана на разработке и последующем применении инновационных решений и мер по преодолению возникающих и уже существующих угроз российской экономике. Реализация этой функции напрямую связана с действием так называемого компенсаторного потенциала экономики, представленного в двух формах - в форме государственного регулирования и в форме рыночного саморегулирования по аналогии с регулятивной функцией [26].
Социальная функция механизма обеспечения экономической безопасности направлена на решение следующих ключевых целей: реализация прав и свобод граждан страны; достижение наивысшего уровня и качества жизни населения за счет взаимного партнерства хозяйствующих субъектов, общества и различных социальных групп и удовлетворения их разнообразных потребностей [10].
1.2 Характеристика деятельности федерального казначейства
Федеральное казначейство (Казначейство России) - федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет правоохранительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительное и постоянный контроль за проведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Он находится под юрисдикцией Министерства финансов [8].
В Российской Федерации существует единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и подведомственные территориальные органы федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, городам, за исключением городов районного подчинения, округов и окружных в городах [18].
Основные задачи органов казначейства:
- организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета Российской Федерации, управление доходами и расходами бюджета по казначейским счетам, основанное на принципе единства кассового аппарата;
- регулирование финансовых отношений между бюджетом Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих средств, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;
- осуществление краткосрочного прогнозирования объема государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими;
- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, отчетность перед законодательными и исполнительными органами о финансовых операциях Правительства Российской Федерации по бюджету Российской Федерации, по государственным внебюджетным фондам, о состоянии бюджетной системы Российской Федерации;
- управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
- разработка методических и инструктивных материалов, порядка ведения бухгалтерских операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение бухгалтерских операций государственного казначейства Российской Федерации [14].
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы:
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)
2.Постановление Правительства РФ от 23 июля 2020 г. N 1095 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований"
3.Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 “О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года”
4.Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция)
5. Управление Федерального казначейства по Иркутской области «Об итогах деятельности управления федерального казначейства по Иркутской области в 2022 году и основных задачах на 2023 год»
6.Абдульманов И.М., Значение и перспективы повышения эффективности казначейской системы исполнения бюджета // Актуальные проблемы экономики и права. - 2019. - № 3 (11). - С.90 -91.
7. Адова О. В., Выжитович А. М. Контрольно-надзорная деятельность органов казначейства как инструмент обеспечения экономической безопасности государства // Развитие территорий. - 2019. - №3 (17). – С. 44-49
8.Афанасьева Л.В., Ткачева Т.Ю., Экономическая безопасность: учеб. пособие // Юго-Зап. гос. Ун-т. -Курск, 2021. - С. 62 -65.
9.Богачева, О.В. Международный опыт программного бюджетирования // Финансы. -2020. -№12. -С. 4–14.
10.Даниленко Н.И., Казначейские риски в современных условиях: теория, методология, практика // Финансы и кредит, -2022. - № 41. - С. 33 -35.
11.Исаев Э.А. Перспективы развития контрольно-надзорной деятельности Федерального казначейства // Бюджет. - 2020. - № 3. - С. 42-44
12.Князева, Е. В. Федеральное казначейство в финансовой системе России // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 103-104.
13.Ковтун Л. Р. Казначейское дело в России : учеб. пособие- Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2019. - 235 с.
14.Колиев Л. В. Совершенствование контроля за исполнением Федерального бюджета Российской Федерации // Вестн. науки и образования. - 2022. - № 12. - C. 78-81.
15.Куницына С. Ю. Казначейская система обеспечения бюджетного федерализма. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2020. - 232 с.
16.Масгрейв Р.А., Масгрейв П.Б. Государственные финансы: теория и практика / пер. с англ. - М.: Бизнес Атлас, 2019. –581 с.
17.Омаров Ш.М. Управление свободными финансовыми средствами на счетах Федерального казначейства//Финансы – 2022 - №5 – С. 2-9
18. Прокофьев С.Е. Казначейство России. Краткосрочные перспективы: становление и развитие. / Финансы.– 2020. - №4 - С.12-18.
19.Саранцев В. Н. Теоретические аспекты исполнения федерального бюджета Федеральным казначейством (Казначейством России) // Аграрный научный журнал. - 2022. - № 9. - С. 84-89.
20.Саранцев В.Н. Современная модель организации казначейской системы исполнения бюджета // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. -2021. -№12. -С. 96–100.
21.Смирнов А.В. Федеральное казначейство начинает действовать // Финансовый бизнес. – 2020. - № 6. – С. 12 - 19
22.Суфияров, М. Р. Федеральное казначейство как орган, обеспечивающий экономическую безопасность Российской Федерации. –Пенза: Наука, 2019. – 288 с.
23.Фатхутдинов А.Р. Место и роль Федерального казначейства в системе государственного финансового контроля // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2021. – № 31. – С. 98-101.
24.Хайруллина, А.Г. Федеральное казначейство: назначение, функции, роль и проблемы функционирования // NovaInfo, 2022. — № 46. — С. 114-118
25.Чекина Д.С. Контрольные функции Федерального казначейства // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития: сборник научных трудов международной научно-практической конференции. – 2022. – С. 296-298.
26.Чернов, М. В. Полномочия Федерального казначейства как органа финансового контроля Российской Федерации // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (206). — С. 338-340.
27. Итоговый доклад о результатах деятельности Федерального казначейства за 2022 год и основных направлениях деятельности на среднесрочную перспективу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/novosti-i-soobshheniya/ novosti/1216078 / (дата обращения 27.01.2023).