Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Цена - одна из важнейших экономических категорий. Цена оказывает значительное влияние на принятие решений потребителями.
Ценообразование - это сложный и многоступенчатый процесс установления цены. Система ценообразования включает в себя ряд элементов, реализация которых позволит компании устанавливать цену товара, работы или услуги.
Многие российские компании сегодня недооценивают возможности, заложенные в систему ценообразования. Очень немногие компании проводят серьезные исследования в области ценообразования. В то же время грамотное и активное управление системой ценообразования на предприятии имеет большое значение, поскольку от уровня цен во многом зависят достигнутые результаты бизнеса и его экономическая безопасность.
В условиях рыночных отношений перед каждым предприятием стоит задача определения цены, которая способствовала бы реализации ожидаемой прибыли и в то же время устраивала бы потребителя продукции.
Цена выступает в качестве основного фактора, определяющего структуру, которая устанавливает саморегулирование рынка.
Механизм установления и расчета цен на продукцию, как основной элемент ценообразования с помощью системы ценообразования, определяет ценовую политику предприятия, стратегию и тактику ценообразования, методы, правила установления, формирования новых цен и внесения изменений в существующие цены.
В нестабильной экономической ситуации, снижении спроса на продукцию, росте цен на сырье и постоянных издержек предприятию особенно важно, руководствуясь целевой направленностью своей деятельности, проводить ценообразование с четко определенной стратегией и тактикой, выбирая основные направления деятельности. соответствующие методы формирования цен, средства
Значительный вклад в изучение вопросов ценообразования внесли такие ученые, как Ф. Котлер, Тарасевич В. М., Багиев Г. Л., Есипов В. Е. и другие.
Целью данной работы является изучение теории и практики обоснования рыночных цен.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть понятие и сущность цены;
-разобрать количественный и качественный подход к анализу цены;
-определить рыночные факторы формирования цены;
-выявить основные методы ценообразования;
-проанализировать ценообразование на различных типах рынков;
-исследовать выбор метода ценообразования.
Объектом работы является механизм ценообразования в условиях рыночной экономики.
Предметом работы является механизм расчета и установления цены на продукцию на предприятии.
Методология исследования. В ходе написания работы использовались общенаучные методы теоретического познания, исторический метод, методы анализа и описания.
Структура работы, определенная целями и задачами исследования, включает в себя введение, две главы, включающие шесть параграфов, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЦЕНЫ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
1.1 Понятие и сущность цены
Цена - это сумма денег (товаров, услуг), за которую продавец соглашается продать, а покупатель соглашается приобрести единицу товаров или услуг.
В современной экономической науке (особенно в области ценообразования) четко обозначилась тенденция к изменению соотношения теоретических и практических вопросов в пользу последних. Однако практика показывает, что решение некоторых вопросов более эффективно, чем оценка. В связи с этим, посвящая значительную часть учебного пособия прикладным вопросам ценообразования, мы считаем необходимым хотя бы кратко остановиться на современном толковании категории «цена».
Многие экономисты склоняются к такой формулировке цены: цена - это форма выражения стоимости товаров, которая проявляется в процессе их обмена. Форма выражения стоимости может быть не только денежной, но и натуральной, и процентной и т. д. решающим моментом в понимании категории "цена" является обмен. Масштаб и интенсивность обмена определяют масштаб и объективность ценообразования. Таким образом, в административно регулируемой экономике незаконно использовать понятия «цена земли», других природных ресурсов, рабочей силы, которые не являются объектами купли-продажи. В рыночной экономике, где большинство товаров и услуг являются объектами купли-продажи, цены также имеют гораздо большее значение [4, с. 75].
Применительно к основному рынку (товару) чаще всего используется формулировка: цена-это денежное выражение стоимости. Это считается справедливым, поскольку на этом типе рынка всегда действуют базовые факторы (стоимость), и в подавляющем большинстве валютных операций используется денежная оценка.
Поскольку теоретическая интерпретация цены в настоящее время остается предметом дискуссий, была также принята более упрощенная формулировка, согласно которой цена - это сумма денег (товаров, услуг), за которую продавец соглашается продать, а покупатель готов покупка единицы товара или услуги.
Конечно, в отношении текущей ситуации могут быть предложены другие термины в категории «цена». Лучше понять эту категорию поможет анализ ценовых функций.
Ценовые функции - это наиболее распространенные свойства, которые объективно присущи категории "цена".
Функции ценообразования характерны для любого типа ценообразования.
Наиболее распространенная точка зрения в экономической литературе заключалась в том, что цене присущи четыре функции: учетная, перераспределительная, стимулирующая, функция уравновешивания спроса и предложения.
Выполняя функцию учета, цены позволяют сравнивать различные выгоды, которые несопоставимы по потребительским характеристикам. Только в стоимостном выражении можно определить макроэкономические, отраслевые и специфичные для предприятия показатели [19, с.111].
Функция перераспределения цен подразумевает перераспределение создаваемого общественного продукта между отраслями экономики, экономическими единицами, регионами и различными группами населения. Например, государство удерживает цены на легковые автомобили, алкоголь и табак на уровне, значительно превышающем себестоимость. Поступления от этого излишка используются для поддержания относительно низких цен на товары первой необходимости.
Сущность стимулирующей функции заключается в стимулирующем и сдерживающем воздействии цен в различных областях воспроизводства. Например, чтобы стимулировать производство прогрессивной продукции, государство снимает все ценовые ограничения, ограничивающие рост прибыли производителя. В то же время на продукцию, являющуюся элементом затрат в прогрессивном производстве, налагаются строгие ценовые ограничения с целью ускорения последнего.
Суть функции балансировки спроса и предложения заключается в том, что балансировка может быть достигнута при определенном уровне цен. В условиях классического (нерегулируемого) рынка цена играет роль спонтанного регулятора общественного производства. Результат: спонтанный перенос капитала из одной отрасли в другую, сокращение избыточного производства и высвобождение ресурсов для производства дефицитных товаров. В то же время иррациональные затраты на социальную работу неизбежны. В регулируемой экономике, целью которой является максимизация возможной экономии за счет социальной работы, функция балансировки реализуется с использованием не только цен, но и других рычагов - государственного финансирования, кредита, налоговой политики и т. д. [13, с. 207].
Типы цен. Мировые цены, Цены на международных региональных рынках, внутренние цены и внешнеторговые цены образуют группу типов цен в зависимости от степени обслуживания рынка.
По мере углубления международной интеграции усиливается взаимозависимость правил формирования уровней и структуры этих видов ценообразования.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 с изм. от 01.07.2020)
2. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)
3.Баздникин А.С. Цены и ценообразование: Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2019. - 332 с.
4.Васюхин О.В. Основы ценообразования. – СПб: Питер, 2020. – 110 с.
5.Герасименко В.В. Ценообразование: учебное пособие. - М.: ИНФРА, 2020. - 422 с.
6.Дерябин А.А. О путях совершенствования ценообразования: учебное пособие. - М.: ЭКМОС, 2020. – 345 с.
7.Дивеева С. А. Эффективность ценообразования как фактор конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. - 2021. - №4. - С. 2-15
8.Есипов В.Е. Цены и ценообразование: учебник. - СПб.: Питер, 2019. - 560 с.
9.Клементьева Н.А. Ценообразование: учебное пособие. - Рыбинкс: РГАТУ имени П. А. Соловьева, 2019 - 138 с.
10. Куликов, А. Л. Цены и ценообразование в вопросах и ответах - М.: ТК Велби, 2020. - 200 c.
11.Куприн А.А. Экономика: учебное пособие. – СПб.: Астерион, 2019. – 456 с.
12.Лабзунов П.П. О многофакторной концепции цен: учебное пособие - М.: Экономист, 2019. – 375 с.
13.Липсиц И.В., Ценообразование: учеб. - М.: Юрайт, 2020. - 399 с.
14.Литвинцева Г.П. Цены и рентабельность производства в отраслях российской экономики: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 14 с.
15.Максимов В.А. Экономика фирмы: учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2019. - 571 с.
16.Маренков Н.Л. Цены и ценообразование в рыночной экономике России: курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 216 с.
17. Никулина, Р.Ф. О механизме саморегулирования цен. - М.: Финансы, 2020. - 212 с.
18.Орлова, Е. В. Методы ценообразования и их использование на высоко конкурентном рынке // Молодой ученый. - 2021. - № 3 (62). - С. 495-497.
19. Переверзева Т.А. Цены и ценообразование: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Нац. открытый ин-т, 2020. - 207 с.
20.Салимжанов И.К. Ценообразование: учеб. - М.: Кнорус, 2019. - 304 с.
21. Суворова, М. Д. Применение методов ценообразования в рыночной экономике // Молодой ученый. - 2019. - № 49 (287). - С. 127-131.
22. Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия : учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2020.-320 с.
23. Фурсова С.Д. Ценообразование: учебное пособие. - М.: ИИЦ «АТиСО», 2020. - 276 с.
24.Шаховская Л.С. Ценообразование. - М.: КноРус, 2020. – 258 с.
25.Шевчук Д.А., Ценообразование: учеб. пособие. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2020. - 240 с.
26.Щербатых, И. В. Цена и современные механизмы ценообразования // Вопросы экономики и управления. - 2022. - № 2 (4). - С. 1-5.
27. Ямпольская, Д. О. Ценообразование в условиях рынка. Учебное пособие. - М.: Международные отношения, 2019. - 192 c.