Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Появление интернет-технологий привело к серьезным изменениям в межличностных отношениях. Люди стали больше времени проводить в Интернете и социальных сетях, вследствие чего язык, как средство общения, был вынужден адаптироваться под новую среду. Это послужило формированию нового уникального способа передачи информации – интернет-мема.
Значимость исследования заключается в колоссальном влиянии мемов на формирование языка и культуры в медиапространстве. Данный аспект образован вследствие того, что интернет-мемы используются в качестве одного из наиболее распространенных методов обмена сведениями в процессе межкультурной коммуникации. интернет-мемы не только отражают проявляющиеся в обществе различные мнения по поводу острых экономических, политических и социальных проблем, но и содержат культурные аспекты той или иной страны.
Целью данного исследования является анализ межкультурных особенностей российских и американских вербальных мемов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучение мема как феномена медийного пространства.
2.Выделение характерных особенности и видов интернет-мемов.
3.Исследование способов распространения мемов в интернет-пространстве.
4.Определить классификации интернет-мемов
5. Выявление культурные аспекты, влияющие на создание мемов в российском и американском обществах.
Объект исследования: интернет-мем как единица межкультурного общения.
Предмет исследования: различие смысловой нагрузки интернет-мемов, созданных представителями американской и российской лингвокультуры.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе характерных особенности интернет-мемов и выявлении факторы, влияющие на их формирование в российском и американском медиапространствах.
Теоретическая база исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: Р. Докинз, Е.И. Горошко, Н. Кириллова и др.
Практическая значимость заключается в использовании результатов анализа интернет-мемов для улучшения межкультурного общения между представителями Америки и России, посредством понимания особенностей культур.
Материалом для практической части послужили мемы.
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база исследования.
Первая глава теоретического характера и в ней исследованы теоретические аспекты мема как феномена медийного пространства.
Вторая глава носит аналитический характер и в ней проведен анализ межкультурных особенностей российских и американских вербальных мемов.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕМЫ КАК ФЕНОМЕНА МЕДИЙНОГО ПРОСТРАНСТВА
1.1 Мем как феномен медийного пространства
Целью данного параграфа является изучение мемов в медийном пространстве. Для достижения данной цели мы обратимся к работам следующих ученых: Р. Докинз, Д. Рашшкоф, Ю.Будовская, Е. Юдина, Н.Кириллова, С. Канашина.
Впервые термин «мем» был сформулирован Р. Докинзом в книге «Эгоистичный ген». Автор проводит параллель между термином «мим» и «ген»: «От подходящего греческого корня получается слово «мимема», но мне хочется, чтобы слово было односложным, как и «ген». Можно также связать его с «мемориалом», «меморандумом» или с французским словом «même» (одинаковый)» [6, с. 162-187]. То есть в данном контексте мем является аналогом биологического гена в человеческой культуре.
Р. Докинз утверждает, что мемы, как гены, способны к репликации, то есть к размножению, распространению с определенными наследственными изменениями, они передаются от одного человека к другому посредством процесса, который называется имитацией.
Далее концепция мема получила свое развитие в работе Д. Рашкоффа,где данный феномен сравнивается с понятием «медиа-вирус»— это «медиа-события, вызывающие подлинные социальные изменения» [11, с. 142-164].
Мемы, циркулируя в сетях медиапространства, способны воздействовать на читателя, привлекая его внимание, и, оказывая влияние на то, как человек будет воспринимать реальность. В книге Д. Рашкоффа наблюдаются сходства с идеями Р. Докинза, так как там мем приравнивается к вирусу, ведь чем быстрее он способен «заразить» читателя и вызвать у него интерес, тем лучше происходит его распространение.
Таким образом можно сказать, что мем — это созданный символ, образ или идея, который передается от человека к человеку. В процессе изучения мема как феномена зародилась наука меметика, которую Ю.В. Будовская в своих трудах определяет как «теоретическая и эмпирическая область научных знаний, которая изучает репликацию, распространение и эволюцию мемов» [2, с. 44-67].
С развитием Интернета в первом десятилетии XXI века мем получил новую среду для распространения, в связи с чем возник уникальный термин «интернет-мем», который можно применить к определению процесса спонтанного распространения различной информации в интернет-пространстве путем преобразования ее в картинку с текстом и транслирования различными способами: в социальных сетях, форумах, блогах и т.д.
Интернет-мем - это новое и очень популярное явление в сфере интернет-общения. Каждый пользователь способен создавать бесчисленное множество мемов и транслировать их на других пользователей сети. Однако не каждый мем попадая в медиапространство приобретает мгновенную популярность.
На вышеизложенное способны только те интернет-мемы, которые могут спровоцировать у пользователя положительные или отрицательные эмоции, вызывать неожиданные ассоциации, которые поспособствую тому, что мем закрепится в сознании человека, а тот в свою очередь будет все чаще к нему обращаться. Зачастую популярными становятся интернет-мемы, отражающие актуальные, обсуждаемые события в обществе или культурные стереотипы.
Мемы все чаще стали циркулировать в среде, которая получила название медиапространство. На сегодняшний день не существует общепринятой дефиниции данного термина, так как присутствует огромное количество мнений по этому поводу.
Например, Е. Н. Юдина в своей работе дает следующее определение: «Медиапространство может быть позиционировано как особая реальность, являющаяся частью социального пространства и организующая социальные практики и представления агентов, включенных в систему производства и потребления массовой информации» [18, с. 23-64].
Н.Б. Кириллова определяет медиапространство как «совокупность условий, в контексте которых функционирует медиакультура», то есть это сфера, которая пропагандирует различные нравственно-эстетические ценности, а также влияет на социализацию человека, оказывая воздействие на мнения, оценки и поведение людей [8, с. 32-41].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бахтин, М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. - М.: Вита, 2020. – 152 с.
2. Будовская, Ю.В. Меметический подход к изучению принципов распространения информации в социальных сетях и социальных медиа / Ю.В. Будовская. – М.: Университет дружбы народов, 2013. - 22 с
3. Горошко, Е.И. Лингвистика Интернета: формирование дисциплинарной парадигмы // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. - 2018. - Вып. 5. - С. 223 - 237.
4. Горошко, Е.И. Современная интернет-коммуникация: структура и основные параметры // Интернет-коммуникация как новая речевая формация. - 2019. - С. 9 - 52.
5. Гузаерова, Р. Р. Интернет-мем как знак современного медиапространства // Вестник ТГГПУ. - 2017. - №2 (48). – С. 1-3.
6. Докинз, Р. Эгоистичный ген / Р. Докинз; пер. с англ. Н. О. Фоминой. - М. : Мир, 1993. – 316 с.
7. Канашина, С. В. Интернет-мем как медиатекст // Вестник Саратовского университета. - 2019. - №1. – С. 2-7.
8. Кириллова, Н. Медиасреда российской модернизации / Наталья Кириллова. - М. : Акад. проект, 2005. - 398 с.
9. Ксенофонтова, И.В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг // Сборник «Интернет и фольклор». - 2019. - С. 285 - 294.
10. Масалов А.Е. Постирония и «мерцание»: к вопросу о некоторых типологических схождениях русского рэпа и актуальных поэтических практик. // Русская рок-поэзия: текст и контекст, 2020. – № S20. – С. 22-316. Нежура, Е.А. Новые типы креолизованных текстов в коммуникативном пространстве интернета // Теория языка и межкультурная коммуникация. - 2019. - № 2. - С. 47 - 52.
11. Рашкофф, Д. Медиа Вирус! = Media virus! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / Д. Рашкофф; пер. с англ. Д. Борисов. - М. : Ультра-культура, 2003. - 363 с
12. Розина, И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация: теория и практика / И.Н. Розина. - М.: Нова, 2020. – 25 с.
13. Сорокин, Ю.А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. - 2020. - С. 180 - 181.
14. Сычев, А.А. Юмор в интернет-коммуникации: социокультурный аспект / А.А. Сычев. – М.: Нова, 2019. – 205 с.
15. Щипицина, Л.Ю. Компьютерно-опосредованная коммуникация: Лингвистический аспект анализа / Л.Ю. Шипицина. - М.: Логос, 2019. – 204 с.
16. Шурина, Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Научный диалог. - 2019. - № 2. - С. 160 - 172.
17. Щурина Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации. // Научный диалог. – 2019. – № 3. – С. 160-172.
18. Юдина, Е. Н. Медиапространство как новая социологическая категория // Преподаватель ХХI век. - 2008. - №2. – С. 1-4.
19. Sensor, T. Top Social Media // Apps Worldwide for January. – 2020. – Р. 12-25.
20. Stryker, C. Epic Win for the Anonymous. How 4chan's Army Conquered the Web / C. Stryker. - Overlook, 2021. – 250 р.