Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В современном мире прибыль является одним из основных факторов экономического развития не только предприятий, но и государства в целом. Прибыль предприятий дает возможность для устойчивого экономического положения, расширения производства, мотивирует сотрудников более эффективно выполнять свои обязанности. Государство также заинтересовано в прибыли предприятий, поскольку основным источником доходов государственного бюджета являются безвозмездные поступления, которые зависят от прибыли. Поэтому очень важно правильно и эффективно распределять и использовать прибыль.
Получение прибыли и ее максимизация - самая важная цель любого бизнеса и предприятия. Исходя из полученной прибыли определяется вектор дальнейшего развития предприятия, рассчитывается финансовая устойчивость организации, определяется рентабельность по различным показателям, устанавливаются цены на производимую продукцию, рассматривается внедрение в производство нового оборудования, технологий и мер с целью улучшения эффективность производства.
Эффективность предприятия определяется не только получением высокой прибыли и максимизацией объемов производства, но и минимизацией затрат, поскольку именно стоимость и, в конечном итоге, цена продукта зависят от уровня затрат. Последнее становится особенно актуальным в условиях жесточайшей конкуренции между предприятиями данной отрасли.
В результате рационализации, прежде всего, увеличивается прибыль и повышается прибыльность предприятия. В свою очередь, это приводит к увеличению финансовых ресурсов для реализации расширенного тиражирования, тем самым повышая эффективность функционирования всего предприятия. В контексте перехода к рыночной экономике важность и значение повышения производственных затрат значительно возрастают. Это связано с усилением конкуренции, высокой нестабильностью внешней среды. Наиболее распространенным типом конкуренции является ценовая конкуренция. Следовательно, компания должна стремиться снизить или оптимизировать затраты на закупку продукции.
Цель работы заключается в исследовании роли формирования и использования прибыли на предприятии как источника экономического роста.
Исходя из указанной цели, были поставлены следующие зада¬чи:
-рассмотреть понятие прибыли, основы ее формирования:
-изучить виды прибыли;
-разобрать методику анализа прибыли резервов ее роста;
-дать технико-экономическую характеристику ООО «Трест 4»;
-выполнить анализ прибыли как показатели эффективности производства ООО «Трест 4»;
-разработать рекомендации по оптимизации формирования и использования прибыли ООО «Трест 4».
Объектом исследования является ООО «Трест 4».
Предметом исследования является оптимизация формирова¬ния и использования прибыли в ООО «Трест 4».
В работе использованы традиционные и экономико-математические методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение); метод анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1 Теоретические аспекты роли прибыли в повышении эффективности производства
1.1.Понятие прибыли, основы ее формирования
Конечная цель и движущий мотив предпринимательской деятельности-прибыль. В общих чертах под прибылью понимается разница между доходом и издержками производства [11].
Прибыль, как экономическая категория, отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом сочетания факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производственной деятельности хозяйствующего субъекта является произведенный продукт, который становится товаром, если он продается потребителю.
Процесс получения чистого дохода показан на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Процесс формирования чистого дохода [5].
Прибыль-обобщающий показатель, наличие которого говорит о продуктивности производства, успешном финансовом состоянии.
Финансовое состояние компании - это черта его конкурентоспособности (состоятельности, кредитоспособности), использования денежных ресурсов и капитала, реализации обязанностей перед страной и иными организациями. Рост дохода делает финансовую базу для воплощения расширенного воспроизводства компании и ублажения соц. и вещественных потребностей владельцев и сотрудников [1].
Прибыль компании является главной задачей коммерческой работе. Главным побуждением для воплощения любого вида бизнеса, его главной конечной целью является увеличение благосостояния владельцев компании. Соответствующей чертой этого роста является величина их текущего и отложенного дохода на вложенный капитал, источником которого является приобретенная прибыль [12].
Прибыль предприятия характеризует величину экономического эффекта от конкретной производственной деятельности.
Прибыль есть:
-основной внутренний источник формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающий его развитие. Чем выше уровень получения прибыли в процессе хозяйственной деятельности, тем меньше потребность предприятия в привлечении финансовых ресурсов из внешних источников. При прочих равных условиях, чем выше уровень самофинансирования его развития, тем обеспечивается реализация стратегических целей этого развития и повышение конкурентных позиций предприятия на рынке;
- основной источник увеличения рыночной стоимости предприятия. Возможность самостоятельного увеличения стоимости капитала обеспечивается капитализацией части полученной предприятием прибыли, то есть направлением ее на рост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации приобретенной предприятием дохода, тем больше возрастает цена его незапятнанных активов (активов, которые были сформированы за счет своего капитала) и, при этом, рыночная цена компании в общем, которая определяется при его продаже, слиянии, приобретении и в остальных вариантах;
-важный источник ублажения соц. потребностей общества. Соц. роль дохода проявляется, сначала, в том, что средства, которые поступают в бюджеты разных уровней в процессе её налогообложения, служат источником реализации разных общегосударственных и местных соц. программ, которые обеспечивают "выживание" некоторых общественно незащищенных (либо недостаточно защищенных) членов общества.
- основной защитный механизм, защищающий предприятие от угрозы банкротства. За счет капитализации полученной прибыли можно быстро увеличить долю высоколиквидных активов (восстанавливается платежеспособность), увеличить долю собственного капитала с соответствующим уменьшением объема используемых заемных средств (повышается финансовая устойчивость), сформировать соответствующие резервные финансовые фонды [25].
Таким образом, прибыль является источником дохода не только для предприятия, его собственников, работников, но и для государства. То есть чем эффективнее хозяйственная деятельность, тем больше прибыль и, следовательно, тем больше средств может быть использовано для финансирования расширенного производства, социального развития и материального стимулирования работников [7].
Сумма прибыли, отраженная в финансовой отчетности, не позволяет оценить, был ли капитал компании увеличен или растрачен впустую, так как все экономические затраты предприятия на привлечение долгосрочных ресурсов на данный момент не полностью отражены в финансовой отчетности. Иными словами, предприятие может быть прибыльным по данным бухгалтерского учета, но "съедать" свой капитал. Поэтому активно использовался показатель экономической прибыли.
Под финансовой прибылью обычно соображают повышение финансовой цены компании.
Конкретно финансовая прибыль служит аспектом продуктивности использования ресурсов. Он дает больше полное представление об продуктивности использования предприятием существующих активов, чем показатель бухгалтерской дохода, за счет того, что ассоциирует денежный итог, приобретенный определенным предприятием, с тем результатом, который обеспечит ему реальное, но не только номинальное сохранение вложенных средств [22].
Экономическое содержание прибыли отражается в ее функциях. Это функции стимулирования, распределения и оценки. Функции прибыли показаны на рисунке 1.2.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бердников А. А. Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический аспект // Молодой ученый. - 2019. - №2. - С. 111-113
2. Бровкина Н.Д. Анализ отчета о прибылях и убытках – М.: Крокус, 2021 - 78 с.
3.Володин А. А., Самсонов Н. Ф., Управление финансами (Финансы предприятий): учеб.пособие. - М.: Инфра-М, 2022. - 504 с.
4.Гелета И.В. Пути повышения рентабельности предприятия // Современные научные исследования и инновации. - 2019. - № 4 – С. 16-22
5. Грузинов В. П. Экономика предприятия: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2022.- 208 с.
6.Ильин А. И. Экономика предприятия: краткий курс. – М.: Новое знание, 2021. – 236 с.
7.Карпова, Т.П. Учет, анализ и бюджетирование денежных потоков. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 302 с.
8.Крум Э. В. Экономика предприятия: учеб. пособие– М.: Выш. шк., 2018. – 318 с.
9.Кузнецова, О. Н. Система бухгалтерского учета резервов на предприятии: финансовые и налоговые последствия // Молодой ученый. - 2020. - № 5 (52). - С. 334-337.
10.Левкутная Т.В., Шевелев А.Е. Резервы как объект бухгалтерского учета // современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3 – С. 3-9
11.Мантуленко, В. В. Управление прибылью предприятия // Инновационная экономика : материалы I Междунар. науч. конф. - Казань : Бук, 2021. - С. 48-50.
12.Никитин, С.Е. Прибыль: теоретические и практические подходы – М.: МЭМО. 2021. - 80 с.
13.Петров, С. А. Определение резервов повышения финансовых результатов фирмы // Молодой ученый. - 2019. - № 50 (288). - С. 210-213.
14.Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 647 с.
15.Селезнева Н.Н. Финансовый анализ - М.: Юнити, 2019. - 479 с.
16.Сидоренко, М.А. Сущность понятия «прибыль» // В книге: Финансы и страхование Сборник статей научно-практического семинара. 2021. - 60 с.
17.Тейтельман Н.Е. Прибыль как показатель эффективности хозяйствования в условиях рыночной. - Самара, 2021. - 103 с.
18.Типнер, Л.М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности: учебное пособие. – Екатеринбург: УрФУ, 2018. – 112 c.
19.Фадеева, В.В., Ваняшкина, Н.В. Прибыль как конечный финансовый результат // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2018. - № 4-1. - С. 271-273.
20.Челюк А.Н. Пути выживания в рыночных условиях // Главбух.- 2018. – №7 – С.38.
21.Чеховская, И.А., Иксанова, К.Д. Факторы, влияющие на прибыльность и рентабельность коммерческих предприятий в условиях экономической нестабильности // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2021. - № 16 (195). - С. 29-32.
22.Чистов Л.М. Методологические основы формирования и распределения доходов предприятия как социально-экономической системы. - СПб., 2021. - 46 с.
23.Шептиева О. Е. Совершенствование системы финансового планирования на предприятиях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 2–3. - С. 148–152.
24.Ямпольская, Д. О. Ценообразование: учебник для вузов - М.: Юрайт, 2020. – 279 с.
25.Яшечкина, К. А., Кузнецова, Е. Д. Оптимизации прибыли предприятия по средствам предельного анализа – М.: Глобол, 2020. - 55 с.