Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На момент окончания войны с Ираном, кроме огромных человеческих жертв, невосполнимых экономических потерь, Ирак получил колоссальный внешний долг. Напомню, в 1980-м страна в экономическом плане была чуть ли не самой развитой на Ближнем Востоке, а к 1988 году она откатилась на последние позиции, Саддам судорожно искал возможности для кредитования своей ослабевшей экономики, внешний долг надо было как-то обслуживать, но даже на это катастрофически не хватало финансов. Цена нефти на мировом рынке к тому времени рухнула до 7 долл.за баррель. Сейчас, много лет спустя, можно сделать вывод, что Ирак попал в искусно подготовленную для него ловушку.
Долг Ирака после окончания войны 1980–1988 годов превысил 100 млрд долл. США. Главными кредиторами были Саудовская Аравия и Кувейт. В частности, своему ближайшему соседу, Кувейту, Багдад задолжал более 17 млрд долл. США.
На майском саммите глав арабских государств 1990 года Саддам Хусейн выступил с обвинением в адрес Кувейта и других княжеств Персидского залива в превышении квот добычи нефти, что и стало причиной падения цен на нее. В июле того же года иракский премьер-министр Тарик Азиз передал генеральному секретарю Лиги арабских государств меморандум на 37 страницах, где были изложены претензии Ирака к соседям.
Кроме того, было сказано в адрес Кувейта, что в ходе войны он оказывал Багдаду союзническую поддержку, которая не может рассматриваться как долг и его необходимо списать полностью. Багдад напомнил другим суннитским государствам Персидского залива, что он воевал за общее суннитское дело и потому затраты на войну должны быть поделены по-братски. Когда эти слова не возымели действия, Азиз обвинил Кувейт в том, что за период с 1980 по 1990 год последний перекачал нефти на сумму 2,4 млрд долл. из иракского нефтяного бассейна Румайла. Он резюмировал, что такие действия Кувейта равнозначны «акту войны» в отношении Ирака, нацеленному на «приведение иракской экономики в состояние коллапса» .
Саддам Хусейн считал, что имеет право требовать от суннитских стран разделения бремени расходов на войну с Ираном, и действовал соответственно. Он рассчитывал на поддержку своей позиции из Вашингтона и, судя по всему, получал оттуда обнадеживающие намеки.
"Началась мать всех войн!", - так сказал Саддам Хусейн о войне в Персидском заливе. 17 января 1991 года многонациональные силы, базировавшиеся в том районе, начали операцию "Буря в пустыне".
Цель исследования – изучить и проанализировать дипломатические и силовые методы урегулирования военного конфликта в Персидском заливе.
Задачи исследования:
1) изучить причины и последствия военного конфликта в Персидском заливе;
2) рассмотреть дипломатические методы урегулирования военного конфликта в Персидском заливе
3) проанализировать силовые методы урегулирования военного конфликта в Персидском заливе.
Объект исследования – военный конфликт в Персидском заливе.
Предмет исследования - дипломатические и силовые методы урегулирования военного конфликта.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 Причины и последствия военного конфликта в Персидском заливе
1.1 Предпосылки и причины военного конфликта в Персидском заливе
В 1988 году закончилась ирано-иракская война, длившаяся восемь лет. За это время Багдаду оказывали финансовую поддержку многие страны Персидского залива, а также США.
Вашингтон называл Саддама Хусейна "нашим сильным человеком в регионе". Заигрывание с иракским лидером началось в 1979 году после Исламской революции в Иране, когда США потеряли одного из ближайших союзников в регионе. Новый Иран и угроза распространения исламской революции (с шиитским окрасом) также не нравились арабским государствам Персидского залива (Саудовской Аравии, Кувейту, Катару, Оману, Бахрейну и ОАЭ), которые всегда ревниво относились к Тегерану. В том же году к власти в Ираке пришел Хусейн и тут же оказался в центре ближневосточной интриги .
В Багдад зачастили иностранные гости, которые стали внушать иракскому президенту, что он один способен остановить расползание шиитского экстремизма.
Хусейну, который претендовал на роль общеарабского лидера, импонировало внимание со стороны лидеров других стран. Это подогревало его амбиции. В итоге началась война между Ираком и Ираном, выгоду от которой получили очень многие, прежде всего продавцы оружия.
Именно в 1980-е годы Багдад стал получать от западных стран технологии, оборудование и средства для производства оружия массового уничтожения .
В 1991 году конгрессмен из Коннектикута Самюэль Геджэнсон, председатель подкомитета Палаты представителей, занимавшегося расследованием экспорта новейших технологий в Ирак, отмечал в своем докладе: "С 1985 по 1990 год правительство США одобрило 771 разрешение на экспорт в Ирак новейших технологий, в том числе и средств для создания оружия массового уничтожения…"
США закрывали глаза на внутреннюю политику Саддама Хусейна, в том числе применение химического оружия против собственного населения и иранцев, подавление курдских и шиитских восстаний, политические репрессии. Все что угодно – чтобы победить Тегеран.
Продавал вооружение Ираку и поддерживал с ним активные военные связи и СССР, не замечая ради выгодных сделок уничтожения иракских коммунистов.
Арабские монархии Персидского залива финансировали покупки оружия Ираком, так как им было выгодно, что их соседи – самые сильные государства региона – тратят свои ресурсы на войну друг с другом.
Война с Ираном закончилась, и пришло время платить по счетам. В 1990 году резко ухудшилась экономическая ситуация в Ираке.
Военные расходы были огромным бременем. При валовом национальном продукте в $45 млрд (1988 год) расходы на военные нужды составляли $13 млрд. Кредиторы, прежде всего арабские страны, включая Кувейт, стали требовать возврата долга.
В то же время Хусейн продолжал видеть себя лидером арабского мира, который диктует всем свои условия. Ему необходимы были финансовые ресурсы, а значит – высокие цены на нефть и сокращение конкурентов на нефтяном рынке. Ключом к решению этой задачи должен был стать соседний Кувейт, который иракцы считали своей территорией, так как в XIX веке он был частью вилайета Басра (приграничный район Ирака) в составе Османской империи .
Доказанные запасы нефти Кувейта ненамного меньше иракских – около 143 и 101,5 млн баррелей (данные ОПЕК на конец 2014 года). Суммарно по объему нефтяных запасов Ирак и Кувейт могли бы занимать третье место среди стран ОПЕК после Венесуэлы и Саудовской Аравии.
Кроме того, у Кувейта были значительные финансовые ресурсы, а Ирак все больше погружался в нищету.
В ночь с 1 на 2 августа 1990 года иракская группировка, насчитывавшая 120 тыс. солдат и 350 танков, вторглась на территорию Кувейта . Существует версия, что решимости Саддаму придала невнятная позиция Вашингтона. Иракский лидер сделал вывод, что США не будут вмешиваться. СССР на тот момент был занят своими проблемами, кроме того, именно в это время произошло сближение позиций Москвы и Вашингтона по многим направлениям.
В результате войны был освобожден Кувейт, Ирак утратил свое господствующее положение в регионе и вынужден был пойти на уничтожение своего ракетного арсенала и строящихся объектов для производства ядерного оружия. Война в Персидском заливе дала большой материал для пересмотра традиционных форм и способов ведения военных действий.
Обострение политической обстановки вокруг Ирака к 2003 г. было связано с увеличением военной активности США против международного терроризма и диктаторских режимов, подозреваемых Белым Домом в поддержке террористов и подготовке к производству оружия массового поражения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богатуров А.Д., Аверков В.В. История международных отношений. 1945-2017. Учебное пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2017. — 560 с.
2. Большаков А.Г. Региональные политические конфликты в государствах европейской перефирии: концептуально-методологичие параметры конфликтологического анализа // PolitBook. - 2012. - №3
3. Вестник Российского государственного гуманитарного университета 2015 №01 Серия Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. - М.: Издательский центр РГГУ, 2015. — 168 с.
4. Девятайкина Н.И., Баранов А.В., Герман А.А., Креленко Д.М., Степанов Ю.Г., Учаев А.Н. Сражения, изменившие ход истории: 1945-2004. - Саратов: Лицей, 2005.
5. Кунчев В.С., Сомов Е.В., Бацылев В.М. и др. Тактика РТВ ВВС. Основы боевого применения сил и средств воздушно-космического нападения. Методические указания к практическим и групповым занятиям. — Красноярск : СФУ, 2011. — 56 с.
6. Лаури Р. 1991. Хроника войны в Персидском заливе. - М.: Эксмо, 2013. — 368 с.
7. Труды Института востоковедения РАН. Выпуск 5. Мусульманский мир на исторических рубежах России. - М.: ИВ РАН, 2017. — 476 с.
8. Шарипов У.З. ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ: Обострение политической и военной ситуации и международных отношений в конце XX - начале XXI вв. Институт востоковедения РАН. – М., 2010.
9. Эксперт - 2012 - №30-31 (813). - Ближний Восток. - М.: Эксперт, 2012.
10. Битва за цены на нефть в Персидском заливе. - http://nvo.ng.ru/wars/2017-09-22/1_966_oil.html
11. Буря на четверть века. - http://tass.ru/spec/desert-storm
12. ВВС США в войне в Персидском заливе. - http://www.airwar.ru/history/locwar/persg/usa/usa.html
13. Война в заливе. - http://nic-pnb.ru/analytics/vojna-v-zalive/
14. Война в зоне персидского залива 1991, 2003 гг. - http://voina-i-mir.ru/article/821
15. Несиловые способы урегулирования военно-политических конфликтов: концептуальные подходы. - https://elibrary.ru/item.asp?id=19075622