Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы.
В современных условиях развития человеческого общества отмечается комплексное действие различных эмоциональных, социальных, экономических, экологических и других стрессоров. Действие различных факторов может привести к развитию тревожности. В первую очередь это касается дошкольников, так как их личность только начинает свое формирование. Именно поэтому тема данной работы является перспективной и актуальной.
Каждый из нас сталкивался с мыслью о том, что современная семья теряет свои ценности и традиции, которые передавались из поколения в поколение. В эпоху гаджетов члены семьи стали меньше общаться друг с другом. Нестабильная экономическая и политическая ситуация заставляет людей очень много работать, сосредотачиваться только на финансовой стороне своей жизни. И из-за этого дети остаются без внимания своих родителей…
Из-за этого возникают стрессы и барьеры в общении между членами семьи. Разводы происходят все чаще и чаще. Современный супруг под влиянием социально-экономических проблем теряет терпимость и сопереживание. Агрессия может проявляться в семье. Под влиянием вышеперечисленных негативных факторов разрушаются межличностные отношения в семье. Эмоциональная сторона жизни утрачена. Все это приводит к беспокойству у детей.
В дополнение к появлению барьеров внутри семьи, на детей могут влиять другие стрессоры, которые являются причиной их беспокойства. Эти причины включают:
1. Проблемы в общении с другими детьми
2. Проблемы в общении со взрослыми (воспитателями детского сада, врачами и медсестрами в поликлинике, соседями и т.д.)
3. Внушение страхов извне.
4. Конкретные ситуации, вызванные опасными для детей событиями
5. Фантазии детей
6. Неврозы
7. Расстройства психики.
Несмотря на различие причин возникновения тревожности у детей дошкольного возраста, большинство авторов считают главной причиной их формирования и развития характер взаимоотношений в семье. Причём не только попустительское отношение родителей к своим детям может стать причиной развития детских страхов, но и гиперопека часто вызывает ситуации, когда дети начинают бояться очень многих объектов.
В формировании тревожности у детей большое значение имеет сформированность данного качества у взрослых. В связи с этим в рамках данного исследования рассмотрим возрастные аспекты проявления тревожности.
Цель и задачи исследования. Основной целью исследований явилось проведение анализа тревожности дошкольников и взрослых. В задачи исследований входило:
1. Рассмотреть особенности тревожности
2. Определить проявление и коррекцию тревожности дошкольников и взрослых.
3. Провести диагностику развития тревожности детей и взрослых
4. Разработать рекомендации по преодолению тревожности.
Объект исследования: возрастные аспекты тревожности
Предмет исследования: особенности проявления тревожности детей дошкольного возраста и их родителей.
Гипотеза исследования: тревожность, возникающая у родителей детей старшего дошкольного возраста, являются одним из основных факторов возникновения и развития детской тревожности.
Глава 1. Теоретические особенности исследования феномена тревожности
1.1. Сущность и особенности тревожности
Исследованием и обсуждением проблемы тревожности зарубежные и отечественные ученые занимаются уже более 200 лет, что свидетельствует о высокой значимости этой проблемы. В Большом психологическом словаре Мещерякова, Б.Г., Зинченко, В.П. термин «тревожность» (англ. anxiety) определяется как «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения».
В свою очередь термин «тревога» определяется как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности». В отличие от страха как реакции на конкретную, реальную опасность, тревога – переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы [10].
Датский философ и психолог Серен Кьеркегор считал, что «тревога – это состояние человека, сталкивающегося со своей свободой». Кьеркегор полагал, что всегда, когда присутствует «возможность свободы» появляется и тревога, то есть «возможность свободы» порождает тревогу, тревога всегда сопровождает возможности и потребности двигаться вперед в своем развитии. Кьеркегор считал, что чем больше возможностей, тем больше человек тревожится, и что именно тревога помогает человеку на всех этапах жизни сохранять стремление к саморазвитию и продвижению вперед [12]. Кьеркегор выделил два фактора тревоги:
1) тревога помогает развиваться личности до зрелого состояния.
2) тревога всегда сопровождается конфликтом (проблемой), требующей решения. Но когда человек не может справиться с внутренним конфликтом, возникающим при столкновении возможностей человека с окружающей действительностью, то у него возникает тревога невротическая, которая создает проблемы в самосознании и самоопределении, лишает человека возможности творить и останавливает его развитие.
Австрийский философ и психолог Зигмунд Фрейд выделял три основных вида тревожности: 1) объективную, вызванную реальной внешней опасностью; 2) невротическую, вызванную неизвестной и неопределенной опасностью; 3) моральную, определяемую им как «тревожность совести».
Невротическая тревожность возникает, по мнению Фрейда, из-за столкновения врождённых влечений – инстинктов с социальными запретами. Моральная тревожность часто связана с экзистенциальными кризисами. Фрейд считал тревогу частью инстинкта самосохранения, функцией «Эго». В ответ на тревогу «Эго» использует защитные механизмы, такие как замещение, вытеснение, проекция, рационализация и другие. Они искажают восприятие реальности человеком. По его мнению, это позволяет личности реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом и избавляться от сильных переживаний [16].
Английский психоаналитик Чарльз Рикрофт отмечал, что источником тревоги, которую испытывает человек, является не произошедшее и даже не то, что происходит с ним в настоящий момент, а именно то, что может произойти. Он подчёркивает, что «тревожное беспокойство и предчувствие роднят три аспекта: страх, неопределённость и желание действовать» [3].
Австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер считал тревогу симптомом невроза, а тревожностью - многочисленные поведенческие нарушения. Больные неврозами становятся повышено тревожными, не чувствуют себя в безопасности и вырабатывают механизмы психологической защиты. Больные неврозом страдают от заниженной самооценки, неуверенности и повышенной чувствительности [1].
Проблема тревожности стала предметом специального исследования у «неофрейдистов» и, прежде всего, у Карен Хорни. Она ввела понятие «базальная тревога» – чувство изолированности или беспомощности, переживаемое ребёнком по отношению к потенциально опасному внешнему миру. Оно появляется в результате фрустрации детской потребности в безопасности и проявляется в отношениях ребёнка с другими людьми. Карен Хорни проводила сравнение между страхом и тревожностью: «как страх, так и тревога являются адекватными реакциями на опасность, но в случае страха опасность очевидна и объективна, а в случае тревоги она скрыта и субъективна. Иначе говоря, интенсивность тревоги пропорциональна тому смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация. Причины же его тревоги, в сущности, ему не известны» [11].
С идеями Карен Хорни был солидарен Гарри Стек Салливан. Он отмечал, что личность не может лишиться взаимодействия с другими людьми или быть отстраненной от межличностных ситуаций. Развитие и поведение человека, как индивида зависит от межличностных отношений. У человека существует исходное беспокойство, тревога, которая является следствием этих межличностных отношений. Тревога провоцируется настоящими реальными или мнимыми угрозами безопасности. Столкнувшись с неблагоприятным социальным окружением еще в раннем возрасте, человека преследует тревога на протяжении всей дальнейшей жизни. Происходит она из низкой самооценки и является причиной душевных заболеваний. Сравнивая тревогу и страх, он считает, что страх ведет к действию, а тревога, наоборот, дезорганизует человека [13].
По мнению многих современных ученых особенностью тревоги является то, что интенсивность эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию непропорционально выше величины объективной опасности. В случае же страха интенсивность эмоциональной реакции пропорциональна величине опасности, вызывающей ее. Страх является реакцией на определенную опасность, а тревожность неспецифична и беспредметна.
Понятия страха и тревоги относятся к эмоциональным реакциям или состояниям, которые вызываются различными процессами. Для возникновения тревоги часто нет никаких объективных причин, а страх – это реакция человека на конкретную опасную ситуацию. При тревоге человек не предпринимает никаких защитных действий, он просто волнуется, а страх связан с проявлением различных защитных реакций.
Большинство психологов, исследовавших феномен тревожности, сходятся во мнении, что существует два вида тревожности:
• личностная тревожность, проявляющаяся как устойчивая черта личности;
• ситуативная тревожность, проявляющаяся как реакция индивидуума на угрожающую ситуацию. Хотя эти два типа тревожности представляют собой вполне самостоятельные категории, между ними имеется определенная связь.
Для лучшего различия личностной и ситуативной тревожности американский ученый Чарльз Спилбергер обозначил личностную тревожность как «Т – свойство», а ситуативную – как «Т – состояние». Личностная тревожность является более постоянной категорией и определяется типом высшей нервной системы, темпераментом, характером, воспитанием и приобретенными стратегиями реагирования на внешние факторы. Ситуативная тревожность больше зависит от текущих проблем и переживаний и перед ответственным событием у большинства людей она значительно выше, чем во время обычной жизни [5].
Советский ученый и психолог А.М. Прихожан уделила много внимания изучению проблем тревожности. Она также разделяла точку зрения, что тревога - это эмоциональное состояние, а тревожность – устойчивое личностное образование [14]. Она считала, что некоторый уровень тревожности в норме свойственен всем людям и является необходимым для оптимального приспособления человека к действительности. Наличие тревожности как устойчивого образования – свидетельство нарушений в личностном развитии, препятствующее нормальному развитию, деятельности, общению.
По мнению А.М. Прихожан, на психологическом уровне тревожность ощущается «как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживания в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение». Тревожность как сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата. Поэтому нормальный (оптимальный) уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревога).
Достаточно выраженная тревога включает два компонента: осознание физиологических ощущений (сердцебиение, тошнота, потливость и др.) и психологическое осознание факта тревоги. Но тревожность не является лишь негативной чертой личности. Оказалось, что люди с повышенной тревожностью лучше справляются с выполнением не очень сложных задач, а вот трудные задачи лучше решают те, у кого тревожность невысокая. Тревожные люди склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.
Поведение высоко тревожных людей имеет следующие особенности по сравнению с категорией людей, не обладающих высокой тревожностью:
• боязнь неудачи и более острая эмоциональная реакция на сообщения о неудаче; боязнь неудачи доминирует над стремлением к достижению успеха;
• более низкая работоспособность в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи;
• восприятие и оценка объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу;
• сужение поля внимания и его избирательность («перцептивная бдительность»).
Существуют также мнения, что тревожный человек склонен к повышенной умственной активности и креативности (чтобы найти возможность избавиться от тревожности). У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности (так называемая полезная тревожность).
Таким образом, повышенная тревожность, обусловленная страхом возможной неудачи, является приспособительным механизмом, повышающим ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок. Это подчеркивает социальную природу тревожности. При этом отрицательные негативные эмоции, сопровождающие тревожность, являются компенсацией, которую вынужден платить человек за повышенную способность чутко откликаться и, в конечном счете, лучше приспосабливается к социальным требованиям и нормам.
В зависимости от сферы возникновения выделяются разные виды тревожности: устойчивая тревожность в какой-либо сфере (ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную) и общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. Частная тревожность тоже бывает разных видов: школьная или учебная, межличностная или социальная, самооценочная, компьютерная и другие.
По воздействию на волевые процессы различают мобилизующую тревожность (побуждающую к активным действиям, активизирующую мышление) и тормозящую тревожность (парализующую волю, мыслительные процессы и физическую активность). Существуют две основные категории тревожности:
• открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;
• скрытая – в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем – через специфические способы поведения.
Формы открытой тревожности:
• острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность – сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с которой индивид не может. Эта форма представлена примерно одинаково во всех возрастах.
• регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети осознают проблему и самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с ней. Регулируемая и компенсируемая тревожность встречается преимущественно в двух возрастах – младшем школьном и раннем юношеском, то есть в периодах, характеризуемых как стабильные
• культивируемая тревожность – в этом случае, в отличие от изложенных выше, тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого через привлечение к себе внимания и использование «спасителя» [7].
Скрытая тревожность, называемая также «маской тревожности», может проявляться по-разному, например, в виде агрессивности, зависимости, апатии, чрезмерной мечтательности. Это такие формы поведения, которые, имея вид ярко выраженных проявлений личностных особенностей, порождаемых тревожностью, позволяют человеку не проявлять ее вовне, а прятать свою тревожность под различными масками.
Таким образом, ретроспективно-исторический взгляд на проблему тревожности позволил наиболее полно изучить феномен тревожности, многозначность определений, проанализировать разные подходы, увидеть сходство и различие в понимании учеными сущности тревожности, рассмотреть ее виды и формы, сравнить понятия тревоги, тревожности и страха.
1.2. Особенности работы с тревожными состояниями старших дошкольников
В дошкольный возраст происходит ускоренное развитие психических процессов ребёнка, свойств личности и его видов деятельности. Это обуславливает пристальное внимание к изучению проблем полноценного детского развития ученых и практиков. В данный период активно развивается, и эмоциональная сфера и существует много факторов, которые могут приводить к появлению и негативных моментов в психическом развитии детей и, в частности, появлению тревожности. Число детей тревожных и склонных к проявлению тревожности в настоящее время значительно увеличилось. Этих детей отличает повышенное беспокойство неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость. В связи с чем чрезвычайно важно изучение тревожности дошкольников, также в связи с проблемой эмоционально-личностного развития детей.
По мнению авторов А.А. Бодалёва, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Т.А. Репиной «ребёнок подвержен разнообразным отрицательным воздействиям являясь самой чувствительной частью социума [ 3] .
Под влиянием тревожности происходят изменения во всех психических функциях ребенка 5-7 лет. Изменяется морально-волевая сфера личности. Ребенок, не справляясь с эмоциями и чувствами и начинает отказываться от любой деятельности. Задерживается переход к самостоятельности, дети становятся зависимыми от родителей. Затруднения возникают также и в общении со сверстниками. Самооценка у таких детей имеет свои особенности. Уровень притязаний, как правило высок, но вместе с тем ребенок не верит в собственные силы. Мышление теряет гибкость. Уменьшается познавательная активность, любознательность.
Причинами психологических трудностей у ребёнка, которые могут возникать из-за повышенного уровня тревожности у детей, это: снижение продуктивности в деятельности, трудности в общении и обучении. Необходимо обращение в психологическую службу образования. Изменяется поведение ребёнка в ситуации тревоги или же способствует мобилизации защитных механизмов личности. Стрессовые ситуации и их частое повторение может приводить к формированию типичных механизмов защиты [2].
В настоящее время в работе с «тревожными детьми» разрабатываются коррекционно-развивающие программы по снижению тревожности, а также для профилактики тревожности проводятся тренинговые занятия. Методы арт-терапии – важный инструмент в коррекционной деятельности, в работе психолога с детьми особенно дошкольного возраста в образовательных учреждениях. Арт-терапевтическая работа с дошкольниками разнообразна методами и формами. Творческая активность, как и разные ее виды, оказывает развивающие психопрофилактические эффекты, которые важны, сводя высокое эмоциональное напряжение и детскую тревожность к минимуму [6]. При этом в разных игровых упражнениях психолог путем психолого-педагогического воздействия решает ряд коррекционных задач, направленных на преодоление у детей тревожности и психического напряжения, через умение распознавать и называть свое эмоциональное состояние и чувства, а также умение управлять ими:
– Воспитывать умение понимать и выражать свое эмоциональное состояние;
– Знакомство с эмоциями печаль и радость.
– Знакомство с эмоцией страх.
– Познакомить с эмоцией удивление.
– Учить снятию мышечного и эмоционального напряжения.
– Снижение чувства тревоги.
– Способствовать возникновению эмпатии, чувства сопереживания.
– Способствовать укреплению чувства уверенности в себе.
– Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
– Формировать представление детей о способах рефлексии;
– Развивать творческое воображение;
– Созданию комфортного психологического микроклимата в группе.
– Развивать навык рефлексии эмоционального состояния.
– Способствовать проявлению творчества.
– Развивать умение работать в коллективе, оказывать помощь друг другу, сознавать себя, как часть группы;
– Развивать умение находить решение проблемных ситуаций.
Работа с детьми на каждом занятии является многозадачной она может являться основой для коррекции одной из личностных проблем ребёнка, наиболее часто встречающихся в практике психолога. Данные проблемы являются: застенчивостью, пониженной самооценкой, страхами ребёнка, проблемами общения и внутригруппового взаимодействия, взаимоотношений с окружающими его людьми, в следствии чего высокой и многое другое. Исходя из этого предлагаемая последовательность системы занятий представлена краткосрочной моделью тематически-ориентированной психологической коррекции тревожных состояний детей. Задачами работы с тревожными состояниями в группе старших дошкольников.
Таким образом, особенности работы с тревожными состояниями в группе старших дошкольников должны быть акцентированы на следующем:
- развитие позитивного самовосприятия;
- повышение уверенности в себе и своих силах;
- развитие доверия к другим;
- развитие навыков коллективной работы;
- развитие умения выражать свои эмоции;
- развитие навыков самоконтроля;
- снятие телесного самоконтроля.