Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема двойственности сознания всегда находилась в центре внимания. Начиная с дуалистических мифов, в которых древний человек старался отобразить бинарную модель своего мышления, интерес к двойственной природе продолжал проявляться на протяжении многих веков и наибольшую остроту обрел в эпоху романтизма. Для писателей-романтиков раздвоение личности являлось не только литературным приемом, который завораживал читателя своей мистической и таинственной спецификой, но и служил некой пищей для философских размышлений о поиске себя как личности, своей идентичности.
Феномен двойничества имел большое значение для Ф. М. Достоевского. Еще на ранних этапах своего творческого пути молодой автор определил важность данного явления, противопоставив человека действительности, которая деформирует его, отравляет духовный мир и ломает в нем сильную личность. Писатель обнаруживает последствия такой деформации: уход личности в замкнутое пространство внутреннего мира, отчуждение, неуверенность, мечтательство. Человек словно мечется между двумя мирами, он пытается реализовать себя как личность – уникальную и востребованную, но реальный мир жесток, он развращает человека, обнажает сущность со всеми ее спрятанными инстинктами, в то время, как человеческий разум стремится к постижению более высших начал, к самосознанию.
О важности феномена двойничества свидетельствует и то, что автор неоднократно обращался к данной проблеме на протяжении всего творчества.
Мотив двойничества Ф. М. Достоевский вводит почти во все произведения, проявляя его, например, в виде галлюцинаций, порождаемых психическим заболеванием главного героя или путем сопоставления двух тождественных героев. Явление двойничества у писателя служит к тому же неким переходным компонентом из эпохи романтизма к реализму.
Цель исследования – рассмотреть феномен двойничества в истории культуры и литературы, определить место данного феномена в творчестве Ф. М. Достоевского на примере повести «Двойник».
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить истоки проблемы двойничества;
• Проанализировать отражение проблемы двойничества в мировой литературе;
• Рассмотреть генезис феномена двойничество в произведениях Ф.М. Достоевского на примере повести «Двойник».
Объект исследования: концепция двойственности в литературе.
Предмет исследования: концепция двойственности в повести Ф. М. Достоевского «Двойник».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Феномен двойничества в истории культуры и литературы
1.1. Истоки проблемы двойничества
Под «двоемирием» в литературоведении принято понимать «категорию, которая характеризует романтическую эстетику; при этом подразумевается дифференциация бытового, внешнего мира бюргеров и прекрасного мира в сознании романтического героя». В связи с этим в произведении происходит выделение двух миров — мир реальный (земной) и мир воображаемый (волшебный, ирреальный), в котором растворяется романтический герой.
Под «двойничеством» в литературоведении понимается «художественный прием, который основан на создании системы двойников в произведении с целью раскрытия образа главного героя».
Поэтому для изучения творческого метода Ф. М. Достоевского оперируем именно понятием «двойничество».
Как пишет С. З. Агранович, «… двойничество в широком смысле – это языковая структура, в которой образ человека корректируется одним из исторических вариантов бинарной модели мира» . Можно сказать, что истоки формирования проблемы двойничества содержатся в глубокой древности и связываются учеными с бинарным восприятием мира человеческим сознанием, двойственность которого заключается в соотношении парных взаимоисключающих друг друга начал: добро – зло, свет – тьма, жизнь – смерть, мужчина – женщина и проч.
Е. М. Мелетинский утверждал, что «… мифологическая логика широко оперирует бинарными оппозициями чувственных качеств» , то есть бинарная модель восприятия мира отображена в древней мифологии, в частности, в дуалистических мифах, идея которых заключается в противопоставлении двух начал.
Вариацией дуалистических мифов являются близнечные мифы – это «мифы о чудесных существах, представленных в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев» . Персонажи таких мифов зачастую оказываются воплощением противоборствующих между собой начал, один из которых обязательно является олицетворением положительной, созидательной стороны, а другой реализует негативную, вредоносную для человека сторону.
О взаимоисключающих образах упоминается также в трудах Э. Я. Голосовкера, который утверждает, что «в культуре миру положительных символов противопоставлен мир негативных символов, столь же абсолютных <…>.
Таковы имагинативно живые образы совершенства, положительные и отрицательные, представленные попарно, но как антиподы» .
Сюжеты подобных мифов встречаются в культуре различных народов, так, к примеру, у североамериканского индейского племени кахуилла существует миф о двух братьях – Мукате и Темайауите, которые соперничают за лидерство между собой, причем Мукате является создателем западного света и людей, а Темайауит – создателем восточного света и существ подземного мира .
В Древнем Египте существовало представление о «Ка», который в сознании древних египтян являлся нематериальным двойником человеческой души. Известный египтолог Г. Масперо утверждает, «что «Ка» представляет собой точную копию человека, то есть его двойника» . Следует отметить, что данный образ не несет в себе негативной семантики или враждебное начало, древние египтяне воспринимали «Ка» как явление совершенно естественное, причем «Ка» не олицетворяет в себе каких-либо качеств человеческой натуры, он значится как совершенная копия индивидуума, которая призвана защищать человека не только при жизни, но и в загробном мире.
Если у древних египтян двойник являлся существом безобидным, то у германских народов образ двойника приобретает враждебный характер. В германском фольклоре упоминается о неком «доппельгангере», что в дословном переводе обозначает «призрак-двойник». Призрак-двойник является олицетворением негативной стороны человека, он не выполняет функцию защиты, как это делает древнеегипетский «Ка», напротив, является врагом человека, он словно выворачивает наизнанку человеческую личность, обнажая ее скрытые желания и инстинкты.
1.2. Отражение проблемы двойничества в мировой литературе
Тема двойничества в мировом литературном процессе представлена весьма обширно, начиная с древнейших времен. Можно считать, что она берет начало в мифотворчестве первобытных народов, которые сначала приписывали человеческие свойства предметам и явлениям окружающей действительности, формируя тем самым раздвоенный подход в объяснении природы. Миф являлся способом понимания и толкования действительности. Так, пример дуалистического подхода находим в мифе о Медузе Горгоне. Она страшна и опасна, но в тоже время является могучей защитницей. Этот миф, упомянутый впоследствии в «Одиссее» (XI, 634) Гомера, как многие другие, демонстрирует начало раздвоенности сознания людей. В сказаниях о Троянской войне можно увидеть отблеск темы двойничества, например, даже в самой причине начала войны. Широко известна гипотеза о том, что Елена представляет собой проекцию богини плодородия, почитаемую в Спарте. Ее похищение враждебными силами и стало причиной войны, а последующие многолетние злоключения освободителей, также легли в основу различных вариантов сказаний о Троянской войне. Поэтому в сказаниях о походе на Трою, образ Елены включал в себя черты ее мифологического двойника - богини растительности. Гомер, следуя мифологической традиции, некоторых своих героев наделяет чертами их известных по фольклорному творчеству двойников. Например, «оскорбителя царей» Ферсита, имя которого напоминает слово «наглец», наделяет чертами фольклорного персонажа шута-уродца, которого во время праздников плодородия избивали, прогоняли или сбрасывали со скалы для «очищения» общины.
В литературе нового времени тема двойничества получает наиболее активное развитие на рубеже XVIII-XIX веков, когда начинают развиваться литературные направления, вызванные к жизни просветительской философией, связанной с размышлениями о вечных проблемах бытия. В эпоху Просвещения появляется «Жак фаталист и его хозяин» (1773 г.) Дени Дидро. Эпоха романтизма дает еще больше произведений, использующих тему двойничества для демонстрации авторами их безудержной фантазии и показа трагического двоемирия. Здесь можно назвать и «Разбойников» Шиллера, и «Фауста» Гете, и конечно «Житейские воззрения кота Мурра» Гофмана. Мысли, высказанные авторами этих произведений, были восприняты и русской литературой.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агранович, С. З. Двойничество / С. З. Агранович, И. В. Саморукова. – Самара : Изд-во Самарского ун-а, 2001. – 132 с.
2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. Собрание сочинений в семи томах. М.: 2002. Т. 6. – 505 с.
3. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Собрание сочинений в семи томах. М.: 2000. Т. 2. – 585 с.
4. Белинский В.Г. Петербургский сборник. 1846 : сайт. - Москва. - URB: http://az.lib.rU/b/belinskij_w_g/text_1846.shtml
5. Большаков, А. О. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Среднего царства / А. О. Большаков. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. – 288 с.
6. Голосовкер, Я. Э. Логика мифа / Я. Э. Голосковер. – Москва ; Санкт-Петер-бург : Центр гуманитарных инициатив, 2010. – 499 с.
7. Гофман, Э. Т. А. Песочный человек [Электронный ресурс] / Э. Т. А. Гофман. – URL : https://izdaiknigu.ru/bookread-10236.
8. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. – Л. : Изд. Наука, Ленинградское отделение, под ред. В. В. Виноградова, 1973. Т. 7. – 416 с.
9. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М. : Изд. Эксмо, 2020. – 672 с.
10. Достоевский Ф.М. Двойник. — СПб.: Азбука, Аз бука-Аттику с, 2017
11. Достоевский, Ф. М. Собрание сочинений : в 15 т. / Ф. М. Достоевский. – Ленинград :Наука (Ленинградское отделение), 1988.– Т. 1. – 463 с.
12. Захаров В.Н. Имя автора – Достоевский: очерк творчества. М.: Индрик, 2013.
13. Ким Юн Кюн. Типология двойников в творчестве Ф. М. Достоевского и повесть «Двойник» (1846/1866): дисс. канд. филол. наук / Юн Кюн Ким. М. , 2003. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dissercat. com/content/tipologiya-dvoinikov-v-tvorchestve-fm-dostoevskogo-i-povest-dvoinik-18461866
14. Луков, Вал. А. Тезаурусный подход в гуманитарных науках / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков // Знание. Понимание. Умение. – 2004. – № 1. – С. 93–100.
15. Майков В.Н. Нечто о русской литературе в 1846 году // Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. М.: Искусство, 1982. С. 86
16. Макаричев Ф. В. Художественная индивидология в поэтике Ф. М. Достоевского: дисс. докт. Филол. наук / Ф. В. Макаричев. Магнитогорск, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elar. urfu. ru/bitstream/10995/43648/1/urgu1637_d. pdf
17. Мелетинский, Е. М. О литературных архетипах / Е. М. Мелетинский. – Москва, 1994. – 136 с.
18. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. – Москва : Восточная литература, РАН, 2000. – То же : [Электронный ресурс]. – URL : http://publ.lib.ru/ ARCHIVES/M/MELETINSKIY_Eleazar_Moiseevich/_Meletinskiy_E.M..html#002.
19. Мифы народов мира. Энциклопедия : в 2-х т. / под ред. С. Ф. Токарева. – Москва : Сов. Энциклопедия, 1991. – Т. 1. А – К. – 671 с.
20. Михновец Н.Г. «Двойник» в историко-литературной перспективе // Достоевский и мировая культура. Альманах №20. СПб.: Серебряный век, 2004. – с. 117
21. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества : Сетевое издание [Электронный ресурс]. – URL : https://www.fedordostoevsky.ru/
22. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества : Сетевое издание [Электронный ресурс]. – URL : https://www.fedordostoevsky.ru