Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Малый бизнес в силу своей специфики является гибким «инструментом», который может влиять на экономическую систему страны. Деятельность таких компаний всегда поощряется многими развитыми странами, и в некоторых странах этот вид бизнеса является основным источником притока финансовых средств в бюджет.
Проблема развития малого бизнеса сегодня имеет огромное значение не только для России, но и для всего мира. В наиболее экономически развитых странах малый бизнес составляет основу экономики, что свидетельствует о чрезвычайной важности развития этого сектора для стабилизации экономик развивающихся стран, в том числе России. В Российской Федерации сектор малого и среднего бизнеса в настоящее время развит не так хорошо, как за рубежом, для чего есть объективные причины, в том числе недостаточно эффективное государственное регулирование в направлении поддержки малого и среднего бизнеса. Малый бизнес является одной из основных движущих сил современной экономики и ключевым элементом развития всей страны и отдельных ее территориальных единиц. Малый бизнес оказывает значительное влияние на экономическую безопасность страны, поскольку является стратегической составляющей экономики, гарантом национальной стабильности и одним из точных показателей социально-экономического развития страны.
Сектор малого и среднего бизнеса определяет успешное функционирование экономики: мобилизует ресурсы населения, в значительной степени обеспечивает занятость населения, является частью бюджета на всех уровнях за счет налогов, наполняет рынок товарами (оборудованием, услугами) для обеспечения жизненно важных видов деятельности. населения, формирует и развивает конкурентную среду, создает благоприятные условия для роста и развития экономики. ведет монополистическую экономику, внедряет достижения научно-технического прогресса и увеличивает экспортный потенциал страны.
Малые предприятия в развитых странах мира оказывают значительное влияние на темпы экономического роста, а также на структуру и качество валового национального продукта. Доля малого бизнеса, вносящего вклад в ВВП Российской Федерации, имеет тенденцию к снижению не более чем на 20%, что в 2-2,5 раза ниже, чем в странах-лидерах по развитию малого и среднего бизнеса. Малые предприятия могут более гибко реагировать на изменения в мире, но современные реалии вынуждают их быть более уязвимыми. Текущая ситуация в секторе малого бизнеса в России вызывает серьезную обеспокоенность. Это связано с резким сокращением числа малых и средних предприятий в период пандемии и постпандемийного периода. Разработка национального проекта развития малого и среднего предпринимательства фактора повышения экономической безопасности российской экономики может способствовать решению этих проблем.
Объектом исследования выступает национальный проект «Малое и среднее предпринимательство».
Предметом исследования являются особенности развития малого предпринимательства в современной рыночной экономике.
Целью исследования является анализ проекта «Малое и среднее предпринимательство». Целью исследования обусловлена постановка следующих задач:
провести предпроектный анализ;
определить цели проекта;
провести описание участников проекта, с указанием их интересов;
проанализировать результаты проекта.
Информационная база исследования: данные РВК, данные Росстата, данные ФНС, Консультант Плюс, официальные сайты и порталы органов власти, интернет источники, научные статьи в специализированных изданиях, монографии, учебники по теме исследования.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможном применении предложений, предоставленных автором по развитию малого и среднего предпринимательства в РФ как фактора повышения экономической безопасности России.
Теоретическая основа работы представлена научными трудами Лубинец, Т., Морозко Н.И., Лопарсва, A. M. и др.
Структуру работы составляют введение, четыре главы, заключение и список использованных источников.
1 ПРЕДПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ
В настоящее время в российской экономике одновременно работают и развиваются крупные, средние и малые предприятия, а также предприятия, основанные на личном и семейном труде. Масштаб предприятия обычно определяется специфическими условиями отрасли и качественными техническими характеристиками самого предприятия. Отрасли с высокой капиталоемкостью и большими объемами производства характеризуются крупными предприятиями. В отраслях, которые не требуют большого капитала, более желательны небольшие компании. Возможность эффективно действующих форм мелкосерийного производства имеет некоторые свои преимущества перед формами крупносерийного производства: близость к местному рынку, что позволяет быстро адаптироваться к потребностям клиентов; мелкосерийное производство и торговля, которые невыгодны крупным предприятиям; устранение ненужных контакты с руководством и т.д.
Дифференциация и персонализация потребностей в промышленном и личном потреблении помогает малому бизнесу. Развитие малого и среднего бизнеса создало благоприятные условия для восстановления экономики: развивается конкурентная среда, создается 26 дополнительных рабочих мест, активизируется структурная реконструкция, расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса привело к насыщению рынка товарами и услугами, увеличению экспортного потенциала и более эффективному использованию местного сырья [5].
Малые предприятия могут быть государственными, частными, совместными, кооперативными и другими типами предприятий, которые являются малыми предприятиями. Стоит отметить, что, согласно нормативным правовым актам Российской Федерации, предприниматели, которые не зарегистрированы в качестве юридических лиц, являются малыми предприятиями, поскольку они регулируют и контролируют деятельность юридических лиц, связанных с коммерческими предприятиями. В настоящее время одним из основных критериев отнесения предприятия к малому бизнесу является состав численности работников предприятия.
Каждое из этих количественных значений находится в диапазоне от 50 до 200 сотрудников компании. Конечно, такие показатели сами по себе, очевидно, не могут объективно отражать целесообразность и характер концепции малого бизнеса, хотя, конечно, данное предложение не исключает рациональности его использования в качестве связующего звена в раскрытии концепции малого бизнеса.
Взаимодействие между малыми и средними предприятиями и крупными предприятиями в наше время является основой современной системы рыночной экономики. Каждая из этих форм предпринимательства принадлежит экономическому субъекту экономики и играет определенную роль. Тенденция к монополизации экономики, вхождение и интеграция малых и крупных предприятий являются характерными чертами крупномасштабного предпринимательства [20].
Малые предприятия также часто используют затраты на рабочую силу наиболее уязвимых групп (несовершеннолетних, студентов, женщин, пенсионеров, инвалидов и т. д.) В своих интересах, и они не могут найти свое место в крупных компаниях. Малые предприятия служат трамплином для развития еще неопытных работников, то есть фактически готовят потенциальных специалистов для среднего и крупного бизнеса. Все это снижает ответственность государства и его субъектов за обеспечение социального планирования-безопасности.
Россия отстает по темпам роста по количеству малых и средних предприятий во многих странах: быстрорастущие предприятия, производительность, устойчивость и качественные возможности трудоустройства. Мы рекомендуем Правительству Российской Федерации предоставить развивающимся странам возможность получать долгосрочное финансирование и поддержку в области экспорта, управления и цифровых технологий, а также использовать данные для их поддержки. Центр поддержки и онлайн-поддержка должны различать и согласовывать амбиции расширения и других малых и средних предприятий.
Помощь малым и средним предприятиям в повышении производительности, компаниям, стремящимся к масштабированию, или компаниям, стремящимся к повышению эффективности, поможет обеспечить большее процветание и устойчивый рост. Однако, если нашим МСП не платят справедливо или они не могут на равных конкурировать со своими более крупными партнерами, действия, уже предпринятые правительством, могут нанести серьезный ущерб. Что касается конкурентной деятельности, малые и средние предприятия не могут определить свои уникальные конкурентные преимущества среди признанных гигантов. С другой стороны, лидеры отрасли игнорируют стартапы-невидимки, которые быстро ориентируются на целевой рынок, видят его слабые стороны и делают встречные предложения.
Начиная с 2015 г проблемам и перспективам развития малого бизнеса в Российской Федерации было уделено еще больше внимания, чем в предыдущие годы. В основном это внимание зависело от введения санкций в отношении России иностранными компаниями в 2014-2015 гг. Но, как оказалось, созданные трудности не только приостановили развитие отечественного предпринимательства, в том числе малого бизнеса, но, наоборот, даже привели к его восстановлению и улучшению в ближайшем будущем, исходя из чего был разработан национальный проект «Малое и среднее предпринимательство»
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» является правовой основой поддержки и развития малого и среднего бизнеса в настоящее время [4]. Концепция этого закона направлена на совершенствование государственной политики и создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Закон определяет формы, условия и процедуры поддержки малого и среднего бизнеса.
2 ЦЕЛИ ПРОЕКТА, ОХАРАКТЕРИЗОВАННЫЕ ПО SMART-КРИТЕРИЯМ
Принципы SMART включают 5 критериев, которым должна соответствовать цель: конкретность, измеримость, достижимость, уместность, согласованность во времени. Проверяя цель на соответствие этим критериям, вы можете спрогнозировать некоторые проблемы, которые обязательно возникнут в ходе проектной работы, предупредить и подготовить «запасные выходы» на случай нежелательного потока событий [8].
Принцип SMART является универсальным инициатором успеха проекта.
Цель должна поддаваться четкому и конкретному выражению. Если вы не сможете кратко и грамотно сформулировать цель, то, скорее всего, не увидите для себя точной картины желаемого результата. Цель не должна быть слишком общей, слишком пространственной. Если ваша цель не конкретизирована, то в дальнейшей работе с ней у вас могут возникнуть проблемы с составлением плана, работой с подчиненными, контролем.
Наиболее важным критерием постановки цели является возможность измерения результатов достигнутой цели. Для измерения используются различные (в основном цифровые) показатели – показатели объема, веса, стоимости, количества. Если цель не может быть измерена в цифрах, необходимо найти другие показатели измерения для цели.
Это возможность оценить конечные результаты этапов проекта, которые необходимы для успешного планирования. Степень достижимости конкретной цели может быть разной. Также вам нужно быть готовым к тому, что вам понадобятся дополнительные ресурсы и время для достижения цели. Если цель слишком проста в реализации, нет смысла посвящать время планированию этапов ее достижения. Вполне возможно, что это будет достигнуто без особых усилий при работе над проектом [15].
Реализация необоснованной цели требует времени, усилий и затрат, является не менее чем адекватной, но обычно не приводит ни к какому результату, а кроме того, может привести к проблемам. Для того чтобы выполнить принцип адекватности (ревалентности), вам необходимо проверить, выровнены ли все уровни целевой пирамиды друг с другом. Даже самая маленькая по объему подцель является звеном общей цепи, поэтому она должна быть подчинена главной цели или миссии.
Задачи, рабочие задания должны иметь общие показатели измерения, питаться одними и теми же ресурсами, подчиняться единой системе управления. Задачи и рабочие задания должны быть согласованы во времени. Планирование включает в себя время начала и окончания реализации всех этапов проекта. Важно, чтобы соблюдалась последовательность этапов, чтобы сроки завершения не пересекались, чтобы основные моменты проекта не планировались одновременно. Четкая последовательность является одним из главных принципов успешного планирования, поэтому в процессе планирования ей уделяется особое внимание [14].
Генеральная цель: создание к 2023 году эффективной системы продаж и выход на новые рынки в сфере основной деятельности компании, при этом появится возможность рациональной организации деятельности предприятия в перспективе.
Суммарный объем финансирования мероприятий Национального проекта в 2019-2024 гг. составит 481,5 млрд. руб., из которых:
54% финансирования отведено на реализацию мероприятий федерального проекта «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию»;
35% – на реализацию мероприятий федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства».
Особое внимание необходимо уделить нормативно-правовому регулированию и мерам поддержки для субъектов МСП в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Обозначим основные направления и нормативно-правовую базу.
Описывая современное состояние и проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в тексте стратегии указывается, что в РФ сформированы нормативно-правовые и организационные основы государственной поддержки МСП, однако «динамика развития МСП является отрицательной». Это может означать, что правовые и иные средства стимулирования МСП недостаточно действенны.
Таким образом, можно сказать, что институциональное и нормативно-правовое обеспечение стимулирования сектора малого и среднего предпринимательства является важным элементом. В России нормативно-правовая база в данной сфере функционирует достаточно эффективно, но в связи с ухудшением внешних условий, необходимо постоянное совершенствование и дополнения нормативно-правовых документов.